Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.10.2011 | Алексей Макаркин

Исламский марш

Новый ливийский лидер Мустафа Абдель Джалиль провозгласил шариат основой будущего законодательства страны. Исламисты получили относительное большинство голосов на выборах в Учредительное собрание Туниса. Они же считаются фаворитами предстоящих парламентских выборов в Египте. В чем причина успеха политического ислама одновременно в нескольких арабских странах?

В последние дни из арабских стран постоянно приходят сообщения о росте влияния исламистов. То они получают относительное большинство голосов на выборах в Учредительное собрание Туниса. То ливийский лидер Мустафа Абдель Джалиль провозглашает шариат основой будущего законодательства страны, что уже вызвало недовольство представителя Европарламента. То новый премьер Иордании Аун аль-Хасауна приглашает исламистов в свое правительство, но те выжидают, обещая кабинету поддержку, но лишь в проведении реформ. И при этом исламисты считаются фаворитами предстоящих парламентских выборов в Египте. Складывается впечатление, что политический ислам скоро будет доминировать в целом ряде арабских стран.

Победоносный марш исламистов неудивителен. Именно политический ислам является наиболее жизнеспособной альтернативой дискредитировавшим себя авторитарным светским режимам. Он апеллирует не только к религии, но и к такому понятию, как справедливость, нарушенная традиционными коррумпированными элитами – оно чрезвычайно привлекательно для беднейших слоев населения. Религиозный фактор значим не только для получения голосов избирателей, но и как мощный организационный ресурс. Ни у одной из левых или либеральных арабских партий нет такой инфраструктуры, основными компонентами которой являются мечети, имеющиеся в любой деревушке.

Попытки разделить религию и политику предпринимались в исламском мире многократно, причем нередко с успехом. Вспомним Ататюрка, Насера или первого тунисского лидера Бургибу – сильных вождей, способных увлечь миллионы людей и добиться реализации общенациональных задач, жесткой рукой подавив сопротивление оппозиционной части исламского духовенства. "Запаса прочности" созданных ими светских политических систем хватило на долгие десятилетия, но их наследники столкнулись не только с проблемой неэффективности и коррупции, но и со значительно более сложным вызовом.

Светские политические системы в государствах, абсолютное большинство населения которых исповедуют ислам, были основаны на европеизации, часто реализуемой методами a la Петр Первый, который лично стриг бороды боярам (Ататюрк, например, не только ввел в Турции европейское законодательство, но и запретил туркам носить фески). Но быть "как в Европе" не означает быть "в Европе". Даже Турция, многолетний член НАТО, никак не может войти в "клуб избранных", которым является Евросоюз.

Стимулов для демократизации у элит было явно недостаточно – напротив, они оказались заинтересованы в консервации существовавших политических режимов. Модернизация оказалась незаконченной – в том числе и в Турции, которая добилась наибольших успехов. Государство доминировало в экономике (в Турции приватизация началась только в 80-е годы при одном из наиболее дальновидных представителей элиты Тургуте Озале, который, кстати, был сторонником шагов навстречу исламистам), общество все меньше находило общий язык с властью.

Европеизм в этих условиях становится верхушечным, затронувшим "продвинутые" группы городского населения, как лояльные власти, так и критично настроенные к ней. Но куда большее число людей, вынужденно приняв официальные правила игры, в реальности жили по своим принципам. Они голосовали за власть (или, как в Турции, за различные светские партии), но на деле основным авторитетом для них оставался мулла.

Отдельная история – Ливия при Каддафи. В отличие от Ататюрка и Насера, Каддафи изначально хотел укрепить свою власть, не отрицая политический ислам, а «приватизировав» его. В 1971 году Совет революционного командования Ливии, возглавлявшийся Каддафи, провозгласил исламизацию правовой системы страны. Было решено, что все вновь принимаемые законы должны основываться на принципах шариата, и действующее законодательство следует пересмотреть под этим углом зрения. Джалиль, который был министром юстиции в прежнем правительстве, добивался амнистии узникам, выучившим Коран.В 1972 году были введены в действие законы о закяте (налоге в пользу бедных, уплата которого является одной из пяти главных обязанностей мусульманина), запрете процентов при займах между частными лицами и наказании кражи и разбоя ампутацией руки или руки и ноги, что преподносилось в качестве первого шага на пути к «возрождению истинного ислама». В течение последующих двух лет были приняты законы о наказании за прелюбодеяние и употребление спиртных напитков.

После того, как Ливия стала Джамахирией, процесс исламизации продолжился даже более активно. В 1977 году Коран объявлен "законом общества", а в 1984 году был принят Закон о браке и разводе, фиксирующий нормы шариата.

Так что Джалиль, говоря о шариате как основе ливийского законодательства, вроде бы не предлагает ничего нового. Но разница есть, и принципиальная. Для Каддафи ислам был лишь оболочкой для продвижения социальных идей, содержавшихся в его "Зеленой книге", которую он считал Евангелием нового века (одно это определение заставляет усомниться в его приверженности ортодоксальному исламу). Как декабрист Сергей Муравьев-Апостол, поднявший в конце декабря 1825 года против царя Черниговский полк, используя написанный им и обращенный к полуграмотным солдатам катехизис, в котором со ссылками на Библию оправдывалось восстание против самодержавия. Конечно, Каддафи последних лет жизни никак не мог ассоциироваться с борцом против деспотии, но молодой офицер, возглавивший более сорока лет назад военный переворот, безусловно, был революционером и сочетал жесткий прагматизм с романтизмом.

Что же до Джалиля, то он действительно исламист, хотя и умеренный – один из тех, кто испытывал внутреннее раздражение (несмотря на внешнюю лояльность) от использования Каддафи религии в собственных политических интересах. При этом в Ливии есть исламисты, придерживающиеся куда более радикальных взглядов, чем Джалиль. Пока был жив Каддафи, широкая коалиция противников диктатора имела хоть какой-то стимул для единства – пусть в значительной степени и показного. Но сейчас не исключено, что умеренным исламистам придется выбирать – либо радикализироваться, либо сотрудничать со светскими политическими силами против радикалов.

Последнее не исключено, потому что нынешнее поколение арабских исламистов проявляет изрядную гибкость, стремясь адаптироваться к современному глобальному миру, не отказавшись от собственных ценностей. Они подчеркивают, что ориентируются на Анкару (где почти десятилетнее пребывание у власти исламистской партии Эрдогана не привело к сворачиванию демократии), а не на Тегеран.В программе тунисской исламистской партии "Аль-Нахда" говорится о защите религиозных свобод, прав меньшинств, а также "свободы женщин от введения какого бы то ни было дресс-кода". Лидер "Аль-Нахды" Рашид Ганнуши заявляет: "Мы не хотим, чтобы государство вмешивалось в личную жизнь граждан. Мы хотим, чтобы народ выбирал, хочет он хиджаб или нет". А одним из лидеров избирательного списка партии является женщина-предприниматель Суад Абдеррахим, которая не носит хиджаб.

В Египте исламисты тоже весьма осторожны. Как и в Тунисе, они намерены в случае успеха на выборах участвовать в формировании коалиционное правительство. Но одно дело – лозунги и предвыборные обещания, и другое – политическая практика. Наиболее европеизированная часть арабского общества подозревает исламистов в двуличии – в том, что признание демократических норм является для них временным маневром. И что они используют политические свободы только для того, чтобы победить на выборах.

Ведущая тунисская левоцентристская партия уже отказалась вступать в коалицию с "Аль-Нахдой", чтобы не играть роль прикрытия для победителей. Впрочем, только время – причем ближайшее – подтвердит правоту скептиков или опровергнет их доводы.

Материал опубликован на сайте «Голос России» 26.10.2011

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net