Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

31.10.2011 | Татьяна Становая

Благие пожелания «Единой России»

Институт социально-экономических и политических исследований обнародовал предвыборное обращение, с которым партия «Единая Россия» идет на выборы, а вскоре и «программу народных инициатив», которая должна стать официальной предвыборной программой партии «Единая Россия» на предстоящих в Госдуму выборах.

Для начала важно отметить, что сам процесс подготовки предвыборной программы оказался жертвой политической неопределенности: до съезда партии, когда было объявлено о выдвижении Владимира Путина на пост президента и планируемом назначении Дмитрия Медведева главой правительства, мало кто понимал, «под кого» делается программа. Точнее, было понимание, что программа, в первую очередь, должна ориентироваться на Владимира Путина и его политические приоритеты, так как именно он является лидером «Единой России», и вне зависимости от политических обстоятельств, он будет обеспечивать ее рейтинг и электоральный результат. До сентября проблемы проведения парламентских и президентских выборов не были напрямую завязаны, и создавалось впечатление, что с созданием ОНФ все ресурсы концентрируются под фронт, «ЕР» и Владимира Путина. Вопрос о выборах президента оставался «подвисшим» до его разрешения тандемом.

Соответственно для разработки программы был создан Институт социально-экономических и политических исследований, который должен был выстроить идеологическую базу для Общероссийского народного фронта, лидером которого стал Путин. Однако партийный съезд «Единой России» 24 сентября во многом «спутал все карты». Программа была подготовлена к съезду, однако официальным программным документом партии стали речи Путина и Медведева. Затем Борис Грызлов заявил, что «народная программа» будет вскоре опубликована, а ее краткая версия станет предвыборной программой (но этого сделать не удалось, так как нельзя было отменять решение съезда). Программа народных инициатив не получила статуса предвыборной – в ее преамбулы сказано, что она «определяет основные направления и приоритеты законотворческой деятельности Государственной Думы нового созыва на ближайшие пять лет и задаёт вектор развития России». Причем как указывают авторы документа – впервые она построена на «наказах» граждан: для этого была проведена большая работа с обращениями граждан в общественных приемных нынешнего премьера.

Возможно, что в течение месяца проходила редакционная правка документа под «медведевскую» стилистику (впрочем, она может быть использована и в путинской президентской кампании). При этом программа ориентирована на сочетание «медведевской» экономической модернизации и «путинской» политической стабильности.

Так, во-первых, речь идет о балансе приоритетов между политическим развитием и стабильностью. Если в программном обращении одной из стратегических основ названо развитие политической системы страны, политической конкуренции и учет интересов малых социальных групп, то в программе же прямо говорится, что ставка на построение «вертикали власти» себя оправдала, «позволив сохранить политическое единство и территориальную целостность». При этом, признавая проблему «обратной связи», документ предлагает строить «подлинное народовластие» при помощи Общероссийского народного фронта. В то же время в программу попал и тезис Медведева о том, что недопустимо превращение стабильности в застой, а также важности развития конкуренции в политике, экономике и общественной сфере. Однако этот тезис встроен в весьма жесткую систему приоритетов, построенную на консервативных ценностях и важности сохранения стабильности. Вопрос о СМИ поднят с точки зрения господдержки высокопрофессиональных каналов, возможности создания специального телеканала для детей, поддержки кинематографа.

Во-вторых, говорится об оправданности «важной роли государства» практически во всех сферах жизни современного общества. Указывая на кризис, авторы программы говорят, что «данные обстоятельства, с одной стороны, подтверждают значимость государства и в развитии, и в защите общества, а с другой стороны, позволяют говорить о необходимости изменений, его модернизации, при этом, исключая оттеснение (и тем более - вытеснение) государства от регулирующей функции в экономической и социальной сферах».

В-третьих, особыми функциями в диалоге власти и общества, а также осуществлении гражданского, парламентского, общественного контроля наделяется ОНФ, что мало соотносится с официально провозглашенными идеями Медведева о развитии демократических институтов: гражданского общества, СМИ, интернета, партийной конкуренции и т.д. (впрочем, сам проект ОНФ и реальная политическая практика российской власти сочетаются прекрасно). ОНФ презентуется как «новый элемент политической системы страны», на который возлагаются функции экологического контроля, связи власти и общества, борьбы с коррупцией. Заметим, что сам Медведев, после создания ОНФ, расценивал роль этого объединения гораздо уже. В середине мая, при посещении ВГТРК, он говорил: «Я понимаю мотивы партии, которая хочет сохранить свое влияние в стране, создание такого альянса укладывается в рамки и объяснимо с точки зрения избирательных технологий». Несколько позднее, во время встречи с молодыми политиками в Костроме, Медведев заявил, что «сверхконцентрация власти – это действительно опасная штука, в нашей стране это бывало неоднократно. Как правило, это вело или к застою, или к гражданской войне, поэтому мы этого допускать не должны. Мы должны действовать строго в рамках Конституции, и попытки выстроить власть под конкретного человека в любом случае опасны. Если они и не принесут проблем в текущей жизни, то можете не сомневаться, в ближайшем обозримом будущем они создадут огромные проблемы и для самой страны, и для конкретного человека». Так или иначе, но в публичном пространстве это прозвучало как завуалированная критика в адрес попыток Путина сконцентрировать ресурсы вокруг себя. Теперь же, будучи лидером списка «ЕР», Медведев становится одним из элементов единой системы избирательной машины по максимизации результата партии власти.

Предвыборная программа партии власти весьма консервативна по своей идеологии. В ней говориться о ставке на традиции и устои, на важность сохранение и сбережение того, что уже «завоевано». Подчеркнутое внимание уделяется возрождению духовности, часто используется слово «народное» (образование, демократия), что, судя по всему, ориентировано на тех, кто ностальгирует по Советскому Союзу. Все это сочетается с инициативами в области «технологической модернизации», некоторые из которых носят либеральный характер. В программе названо 6 приоритетов развития: улучшение качества жизни; модернизация экономики (уход от сырьевой модели, стимулирование частной инициативы, повышение производительности труда); снижение темпов роста цен (в том числе и за счет повышения эффективности госрасходов); развитие регионов, преодоление коррупции и обновление политической системы (последнее изложено весьма абстрактно). В то же время особенностью программы является ее комплиментарность: будучи по своей идеологии в целом консервативным документом, в него включен набор либеральных тезисов и идей.

Содержательно программа опирается на приоритеты сильного социального государства, которое развивает культурные ценности, поддерживает кинематограф, строит детские сады и школы, поддерживает библиотеки. Роль государства в экономике и социальной сфере прописана как определяющая, а особая ставка в развитии государства делается, в первую очередь, на государственные ресурсы. Значительное место отведено вопросам социальной политики как фундаменту будущего государственного курса.Среди конкретных идей в сфере образования – привлечение мужчин в школу в качестве учителей, «подушевое» финансирование детских садов (реформа, которая была проведена в отношении школьного образования и вызвала достаточно много споров), введение службы зарегистрированных нянь, предоставление родителям выборы между детским садом и субсидией на частный сад и т.д. Затронута тема ЕГЭ (он должен совершенствоваться), а также проблема коррупции в школах (хотя прямо об этом не говорится). Несмотря на декларированные приоритеты сильной социальной политики, тем не менее, за обозначенными инициативами – признание необходимости проведения реформ в сферах образования и здравоохранения (развитие частных детских садов, подушевой принцип финансирования учреждений, развитие центров общеврачебной практики, то есть введение системы врачей общей практики). Из социально острых тем затронута тема защиты прав дольщиков, а также проблема ЖКХ: для контроля роста тарифов предлагается установить социальную норму потребления, ввести ограничения на рост цен на газ и установить долгосрочные тарифы.

Уделено внимание теме «доступное жилье», что было в свое время одним из национальных проектов. Здесь практически не предлагается никаких новых мер, кроме уже не раз озвученных (содействие ипотеке, строительству социального жилья, поддержка малоэтажного строительства - в свое время одна из идей Медведева), не считая возвращения к кооперативному движению.

В программе немало популярных предложений, ставших реакцией на недовольство населения конкретными проблемами – от вопроса о рыбалке до особенно актуальной в последние годы темы злоупотреблений на дорогах: речь идет, прежде всего, о сотрудниках ГИБДД. Тут есть и конкретные меры, например, законодательно, закрепить право использовать видеорегистраторы, установленные в автомобиле, в качестве доказательства в суде, а также упростить оформление ДТП. Затронута и проблема спецсигналов на дорогах, хотя партия явно не берет на себя никаких обязательств по изменению ситуации. В программе предлагается «сократить количество автомобилей со спецсигналами за исключением автомобилей специальных служб, имеющих цветографическую раскраску. Перекрытие дорог должно осуществляться в соответствии с официальными регламентами и правилами, а не по требованию «начальников» или «по договоренности» с бизнесменами». Более того, интересно, что в программе фактически предлагается пересмотреть норму о полном запрете употребления алкоголя за рулем, то есть ввести минимально допустимую норму, против чего весьма жестко выступал Медведев. Есть и чисто популистские меры: отмена налога на транспортное средство для недорогих автомобилей.

Налоговая политика частично встроена в тему «социальной справедливости» и здесь «единороссы» поддерживают идею Медведева о снижении страховых взносов, а также предлагают такие меры как проведение налоговой амнистии по долгам или снижение ставки налога на имущество при сдаче недвижимости в аренду. У левых «ЕР» взяла идею изъятия сверхприбылей сырьевых компаний. Среди иных налоговых идей – снижение нагрузки на инновационный бизнес и бизнес, создающий новые рабочие места. «Выпадающие доходы могут быть компенсированы за счёт налогообложения сырьевых отраслей, увеличения акцизов на алкоголь и табак, экологических платежей», - говорится в программе. Этой идеи активно придерживается помощник президента Аркадий Дворкович.

Вместо повышения пенсионного возраста в программе предлагается предоставлять гражданам право самостоятельного выбора возраста выхода на пенсию. «Государство будет гарантировать более высокое, растущее пенсионное обеспечение тем, кто продолжает активную трудовую деятельность и оформляет пенсию на три, пять, семь или 10 лет позднее – как выберет сам человек», - говорится в документе. Впрочем, если цены на нефть упадут, то прописанные в программе добровольные меры могут стать принудительными. Партия власти, вслед за правительством, вынуждена признавать важность решения проблемы дефицита Пенсионного фонда в условиях мировой финансово-экономической неопределенности и повышенных рисков для российской экономики. В то же время «Единая Россия» фактически отказывается от своей жесткой риторики, предусматривавшей принципиальное неприятие всяких планов повышения пенсионного возраста.

Экономическая политика строится на пересмотре жесткой бюджетной политики, проводимой бывшим главой Минфина Алексеем Кудриным. В программе партии прямо говорится, что «подушка безопасности» в виде резервных фондов не спасла бы страну от кризиса. Вместо этого предлагается развивать конкуренцию и диверсифицировать экономику. Программа вполне отвечает приоритетам «партии развития», которая внутри российской власти выступала за активное использование госресурсов для стимулирования экономического роста. В документе главный акцент делается на стимулировании спроса и развитии инфраструктуры, улучшении инвестиционного климата, снижении административных барьеров и т.д. - все то, о чем в Кремле и правительстве говорится уже не первый год. В программе предлагается стимулировать экспорт продукции обрабатывающей промышленности. Для защиты интересов бизнеса также предлагается «стандартный набор», о котором давно говорят предприниматели: борьба с рейдерством, гарантия четких «правил игры», совершенствование технического регулирования. Программа, затрагивая финансовый сектор, предлагает, например, развивать инфраструктурные облигации, но ничего не говорит о создании Международного финансового центра. Зато, в разделе об инновациях, предлагается распространить опыт «Сколково» и на другие регионы. В программе говорится о необходимости переноса административных зданий из центра Москвы в специально созданный федеральный округ, что инициировалось Медведевым.

Еще одна острая на сегодня тема – проблема госзакупок, весьма скупо представлена в программе. «Единороссы» предлагают принять новую систему госзакупок, призывать чиновников «быть скромнее». Партия практически самоустранилась от внутри правительственного спора между сторонниками действующего закона о госзакупках (ФАС) и сторонниками введения Федеральной контрактной системы (МЭР). Особое внимание уделено и деятельности естественных монополий. В программе говорится о необходимости ввести запрет на слияния и поглощения на рынке генерирующих компаний, о «замораживании» тарифов естественных монополий на федеральном уровне на уровне инфляции. В газовой сфере говорится о необходимости равного доступа нефтяных компаний к газотранспортной системе (странно, что не говорится о независимых производителях газа).

В программе есть и ряд идей, которые партия пока предлагает обсудить. Это введение досрочного отзыва депутата за утрату связи с избирателями (что, кстати, невозможно сделать при пропорциональной системе), введение выборности участковых уполномоченных полиции, отмена призыва на военную службу молодых школьных учителей при условии заключения ими долгосрочного трудового контракта и дефицита в регионе педагогов городских и сельских школ, возможность зачисления налога на доходы физических лиц по месту жительства граждан, а не по месту нахождения работодателя, что в конкретной форме отвечало бы более справедливому распределению налогов при пользовании общественными услугами муниципалитетов. В качестве одной из антикоррупционных мер предлагается введение отчетности чиновников не только о доходах, но и о расходах – об этом уже говорил Путин. В мягкой форме предлагается подумать о ратификации 20-й статьи антикоррупционной конвенции ООН, посвященной «незаконному обогащению».

Одной из самых громких (заранее анонсированных) инициатив программы является принятие нового Уголовного кодекса. В вопросах совершенствования судебной системы и уголовной политики перечисляются практически все основные инициативы и приоритеты Медведева по гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В то же время партия, по сути, предлагая разработать новый УК, открывает большое поле возможностей, как для смягчения, так и частичного ужесточения или пересмотра принятых ранее решений.

Политически значимым предложением является создание единого Следственного комитета за счет объединения СКП, следственных структур МВД, ФСКН и ФСБ. Эта тема давно обсуждается в Кремле, однако наталкивается на мощное сопротивление со стороны ведомственных следственных структур. Для партии электорально выгодно зафиксировать свой интерес к этой идее, реализация которой пока выглядит политически весьма спорно. Затрагивая закон «О полиции», авторы программы учитывают и критику либералов, предлагая «установить дополнительные гарантии, обеспечивающие запрет на вторжение правоохранительных органов в личную жизнь и бизнес гражданина без решения суда», «установить четкие и жесткие рамки применения мер принуждения всеми правоохранительными органами и специальными службами».

«Региональная» часть программы фокусируется на конкретных федеральных округах, где особый интерес, в частности, представляет Северокавказский округ как самый проблемный. Тут «Единая Россия» не стала заимствовать идеи из программы развития Северного Кавказа, продвигаемой Медведевым и его полпредом Александром Хлопониным. Партия и в этом случае устранилась от споров между Минфином и Кремлем о том, сколько денег и на что нужно выделять для выведения региона из кризиса.

Внешнеполитический раздел носит компромиссный характер. Особое значение придается постсоветскому пространству, в том числе идее Путина о евразийском проекте. При этом ценностным приоритетом названо европейское направление, признается наличие «огромного потенциала сотрудничества» между Россией и США без упоминания термина «перезагрузка». Таким образом, в документе есть серьезная «западническая» составляющая, что отличается от риторики значительной части российской элиты.

Программа «Единой России» презентована как программа ОНФ, которая дается как «наказ» партии власти для исполнения. При этом документ носит преимущественно декларативный характер и из него практически невозможно выстроить действительно тот курс, который будет проводить партия. В системе, где политическая конкуренция сильно подавлена, роль предвыборной программы в проведении избирательной кампании значительно девальвируется, что сказывается и на качестве документа.

Собственно это проблема сложившейся политической системы, при которой центр принятия решений лежит за пределами партии, контролирующей парламентское большинство. И в ситуации, когда принятие решений осуществляется на основе логики «ручного управления», а долгосрочные стратегии и планирование противоречат этой логике, программа партии власти обречена оставаться политической декларацией. При этом ценность даже вполне конкретных идей (например, о создании единого следственного комитета) частично девальвируется, учитывая, что не обозначаются ни сроки, ни конкретные механизмы реализации инициатив, оставляя большое поле для бесконечного обсуждения «намерений». При этом определить идеологический вектор партии также практически невозможно: в нее вошли как чисто либеральные идеи, так и идеи дирижистов, консерваторов, национал-патриотов и левых.

По сути, программа стала компиляцией обещаний, пожеланий, деклараций, которые допустимы для власти с точки зрения актуального политического дискурса, а вопросы реального курса будут разрабатываться уже после выборов, в рамках структур, создаваемых в правительстве и Кремле. Поэтому сейчас гораздо больше внимания будет приковано к тому, с какой программой пойдет на выборы президента сам Владимир Путин, и в какой степени он будет заимствовать наказы, изложенные в программе партии власти.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net