Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.11.2011 | Сергей Маркедонов

Явление Иванишвили грузинскому народу

7 ноября 2011 года исполнился месяц с того момента, когда на грузинскую политическую сцену не вошел, а скорее, ворвался Бидзина Иванишвили. Это вхождение нарушило размеренный темп грузинской политики и стало самым сильным вызовом для действующей власти за последние годы.

Началось же все с того, что известный бизнесмен заявил о создании новой оппозиционной партии, целью которой станет борьба за депутатские кресла в ходе парламентских выборов 2012 года. Сам этот тезис требует некоторого разъяснения. В результате поправок к Основному закону Грузии государственная система этой республики будет трансформирована. Ключевую роль в политической жизни будет играть не президент (в результате законодательных инноваций его роль становится в большей степени церемониальной), а премьер-министр. При этом премьер-министр становится фигурой, которая будет выдвинута партией-победительницей парламентских выборов. В случае же с Иванишвили планы по партийному строительству оказались зарифмованы с жесткой критикой политики Михаила Саакащвили. Так, по словам бизнесмена, «тотальная монополизация власти Михаилом Саакашвили и проведенные конституционные изменения, в которых явно проявляется желание Саакашвили несмотря на истечение всех конституционных сроков сохранить власть и остаться во главе руководства, вынудили меня принять решение создать политическую партию и принять участие в парламентских выборах 2012 года».

На первый взгляд, инициатива Иванишвили не выглядела, как что-то оригинальное. В Грузии что ни день то появлялись партии и амбициозные лидеры, клятвенно заверявшие сограждан в неотвратимости краха ненавистного режима Саакашвили. Однако партии росли, как грибы после дождя, а режим стоял, как непоколебимый утес в бушующем море. Но с заявлением известного бизнесмена получилось совсем не так, как было раньше. За месяц Иванишвили смог взбудоражить всю Грузию и по меткому выражению политолога Сосо Цискарейшвили, превратиться в «бессонницу для властей». На первых порах и ситуация я Иванишвили развивалась по накатанной колее. Команда грузинского президента повела атаку на нового оппонента. Притом вполне в советском духе, несмотря на всю прозападную риторику. Буквально через 4 дня после его заявления бизнесмен был лишен грузинского гражданства со ссылкой на все необходимые пункты законодательства. Но Иванишвили показал себя бойцом, не готовым сложить оружие. Более того, общественная реакция на шаг властей Грузии оказался для них неприятным сюрпризом. Вот как описывает эту ситуацию Сосо Цискарейшвили: «Сотни тысяч подписей, в том числе от представителей грузинской диаспоры за рубежом, поступают в Тбилиси с требованием вернуть Иванишвили грузинское гражданство. Параллельно, в ответ на циничные действия властей, направленные на разгром «Карту Банка», принадлежащего гражданину Франции Иванишвили, около пяти тысяч тбилисцев в течение трех дней демонстративно открыли в означенном банке счета. Этот процесс продолжается, несмотря на угрозы со стороны генерального прокурора республики». В результате Иванишвили заставил обратить на себя внимание и внутри Грузии, и за ее пределами. При этом многие оппозиционеры, которые еще вчера считали свое дело бесперспективным, воспрянули духом, увидев в бизнесмене нового лидера, способного бросить перчатку власти. Какие же слагаемые успеха в явлении Иванишвили грузинскому народу?

Во-первых, перчатку Саакашвили бросил не опальный министр или депутат. И даже не бывший соратник по «революции роз». Это - крупный и удачливый бизнесмен, который выходит в рейтинг журнала «Форбс», начиная с 2005 года. В этих рейтингах он занимал далеко не последние строчки. В 2011 году известный журнал оценил его состояние в 5,5 миллиардов долларов США. При этом Иванишвили с удовольствием подчеркивает свое «простое» происхождение. Он родился в селе Чорвила около города Чиатури, а отец будущего олигарха работал шахтером на комбинате «Чиатурмарганец». Долгое время Иванишвили не давал никаких интервью, сторонился общественной деятельности. Первый свой выход на медийные просторы он осуществил в апреле 2005 года, дав интервью известному российскому изданию «Ведомости». В нем он рассказал о своем опыте ведения бизнеса в РФ (банк «Российский кредит» «ИМПЭКСБАНК», сеть аптек «Доктор Столетов»). Тогда же он поведал и о своем участии в российской политике: «Я раскручивал [Александра] Лебедя, когда он был брошенным политиком. Меня тогда включили в так называемую "семибанкирщину". Члены предвыборного штаба Ельцина, который возглавлял Анатолий Чубайс, не воспринимали Лебедя всерьез. А я разместил в офисе банка его предвыборный штаб, финансировал его раскрутку. За месяц перед выборами все поняли, что я был прав: у Ельцина был низкий рейтинг, Лебедь на выборах отдал свои голоса Ельцину и тем самым обеспечил ему победу. Мне же тогда никто даже спасибо не сказал, а когда Лебедя снимали (с поста руководителя Совбеза), все вспомнили, что это я его привел, и сделали меня крайним. Это был единственный раз, когда я участвовал в политике».

Оказалось, что опыт 1996 года не стал для Иванишвили последним. После «революции роз» он, как и многие его соплеменники переехал в Грузию, чтобы участвовать в ее преображении. Через 7 лет после своего переезда, Иванишвили решил не ограничиваться экономическими сюжетами, заявив о себе уже не как о финансисте политиков, а о самостоятельной политической фигуре. И фигуре, которая не зависит критически от грузинской власти, имеющей разные ресурсы (не только финансовые).

Во-вторых, Иванишвили попытался использовать ту нишу, которая традиционно пользуется в Грузии популярностью. Речь идет о социально-политическом популизме. Эту же нишу пытался активно осваивать покойный ныне бизнесмен Бадри Патаркацишвили. И многим помнят его стремительное продвижение на выборах президента 2008 года, где он, хотя и не победил, но выступил достойно. Третье место с 7, 1% голосов и победа над другими более раскрученными публичными персонами. По мнению многих экспертов Патаркацишвили помешало слишком позднее вступление в предвыборную гонку. Однако образ богатого бизнесмена, готового поддержать свой народ и помочь ему оказался выгодным политтехнологическим товаром.

В-третьих, в условиях «управляемой демократии», тактика команды грузинского президента, построенная на обвинении оппонентов в получении денег Кремля, уже не срабатывает. Возможно, в случае с Бурджанадзе это могло бы пройти (хотя никто экс-спикера национального парламента за руку не ловил, и стопроцентных доказательств не предоставлял). Но в ситуации с Иванишвили в «руку Кремля» поверить трудно, несмотря на все внешне пророссийские заявления этого политика. Он уже констатировал необходимость улучшения отношений с северным соседом, и дал высокую оценку своего «российского этапа» биографии. По мнению известного журналиста Тенгиза Аблотия, Иванишвили даже перестарался, обвинив Грузию в развязывании «пятидневной войны» 2008 года. Поверить в «руку Кремля» трудно, так как деньги Иванишвили в период после «революции роз» «засветились» во многих проектах и программах, включая и те, что благословлял лично президент Саакашвили. К тому же обладание гражданством Франции и заверения о необходимости развивать и дальше отношения с США дополняют «пророссийский фон» имиджа политика из олигархов.

В-четвертых, для оппозиции следовало бы выдумать Иванишвили, если бы его не было. По справедливому замечанию Рамаза Сакварелидзе, «существовала потребность в новом лидере в лагере оппозиции, в лидере, который еще не был дискредитирован». Впрочем, оппоненты могут сказать, что все еще впереди, и свою порцию дискредитации Иванишвили еще получит. Но в любом случае появилась новая персона, которая потенциально способна консолидировать вокруг себя всех, кто недоволен по тем или иным причинам правлением третьего президента Грузии.

Таким образом, у Иванишвили открываются неплохие перспективы. Но в то же самое время впереди у него немало сложных и опасных подводных камней. И не только у него, но и у всего грузинского общества, которое только за последние два десятка лет неоднократно обманывалось, наделяя очередного яркого персонажа признаками мессии. Так было и с Гамсахурдиа. Так случилось и с Шеварднадзе, и с Саакашвили. Все эти политики побывали в народных любимцах. И все еще при жизни услышали проклятия и поношения в свой адрес. Двое из трех перечисленных были вынуждены оставить свой пост под внешним давлением, а один из этой тройки погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Между тем, сегодня, судя по тональности многих выступлений экспертов, активистов НПО и политологов, Иванишвили уже наделяется всеми превосходными степенями и званиями. В этих оценках очень угадывается неистовый Звиад образца 1989-1990 гг., и главный розовый революционер образца 2003 года. Такое обожествление может сыграть с политиком Иванишвили злую шутку. И потенциально это куда опаснее, чем оценки нюансов войны 2008 года или «российского фактора». И, конечно же, никто не отменял такую типичную черту грузинской и постсоветской политики, как внутренние разлады в рядах оппозиции. Окажется ли Иванишвили способным консолидировать всех противников действующей власти? Время покажет. На сегодня же известный бизнесмен показал себя способным держать удар, наращивать свою популярность и портить настроение команде грузинского президента.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net