Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

05.12.2011 | Марина Войтенко

Центробанки спешат на помощь

В текущей фазе структурного кризиса глобальной экономики усиливается роль и значение регулирующих действий (денежно-кредитной политики) центробанков. Во-первых, исчерпание резервов бюджетного стимулирования (из-за дефицитов публичных финансов и запредельных размеров госдолгов) экономик оставляет регуляторам лишь возможность влиять на денежное предложение (а тем самым на уровни цен и ставок). Во-вторых, состояние субъектов финансовых рынков, разгоняющих monetary and capital supply по системам жизнеобеспечения глобального хозяйства, выглядит не лучшим образом, следовательно, вмешательство монетарных властей просто неизбежно, а в нем и есть в том числе «замысел предназначения» последних.

Минувшая неделя дала тому новые убедительные доказательства. Сначала заметно вырос уровень глобальной рецессионной опасности в силу существенного ухудшения ситуации в банковском секторе Еврозоны. В одной точке сошлись:

неуспех Еврогруппы по наполнению ЕФФС, невозможность для ЕЦБ без коллективных политических решений принять на свой баланс гособлигации проблемных стран (или, как вариант, вообще всей ЕС-17) и выпустить взамен их единые евробонды;

отказ главы европейского центробанка Марио Драги накачивать рынки деньгами и провоцировать инфляцию, скупая у банков долговые обязательства PIIGS (лимит на такие операции установлен в 40 млрд. евро1 );

обострение дефицита краткосрочной банковской ликвидности вследствие роста потребности закрывать пробоины от стремительно теряющих в цене гособлигаций2 ;

и, как следствие, рост ставок на рынке межбанковского кредитования;начавшийся отток средств клиентов с депозитов3 . Особенно интенсивен этот процесс в банках Италии и Испании;

понижение рейтингов ведущих банков и тиражирование ожиданий серийного суверенного дефолта4 .

На рынках начало доминировать мнение (первым эту точку зрения сформулировал главный исполнительный директор UBS AG Серджио Эрмотти) о том, что «концепции безрисковых активов более не существует», и этому статусу не соответствуют облигации ни одной из стран Евросоюза (кстати, этот швейцарский банк уже «скинул» таких бумаг на $1,5 млрд.). Рост доходности и, соответственно, падение цены евробондов ниже уровня размещения, обозначив гарантированные перспективы «дыр» в банковских балансах далеко за «красной линией», потребовали решений быстрых, масштабных и ответственных.

На минувшей неделе ведущие мировые центробанки - Федеральная резервная система (ФРС) США, Банк Канады, Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии, Банк Японии и Швейцарский национальный банк - объявили о новых скоординированных мерах поддержки глобальной финансовой системы. Было принято совместное решение о снижении уже с пятого декабря с 100 до 50 базисных пунктов премий, которые платят финансовые организации за долларовые кредиты overnight. И так называемые долларовые своп-линии, и поддержка кредитного рынка в любой валюте, если «рыночные условия того потребуют», теперь будут действовать до 1 февраля 2013 года. Напомним, срок предыдущих соглашений должен был истечь 1 августа 2012 года5 . Центробанки намерены также облегчить возможности непосредственного предоставления кредитов коммерческим банкам в случае, если у них возникнут трудности на рынке межбанковского кредитования.

Буквально за несколько часов до объявления этого решения правительство Китая заявило о понижении нормы обязательного резервирования для банков также на 50 базисных пунктов до 21%. Начало действия этой антикризисной меры также 5 декабря 2011 года. Причем информация эта последовала на фоне ранее озвученного намерения денежных властей Поднебесной поддерживать жесткую монетарную политику в 2012 году.

Последний день ноября, сразу после обнародования обеих новостей, ознаменовался мощным ралли на всех мировых торговых площадках. По итогам торгов ключевой индекс Великобритании FTSE 100 ушел в плюс на 3,16%, французский CAC 40 стал тяжелее на 4,22%, а немецкий DAX окреп на 4,98%. Региональный индикатор STXE 600, тем временем, укрепился на 3,63%, достигнув отметки в 240,08 пункта. В США индикатор голубых фишек Dow Jones Industrial Average повысился на 490,05 пункта или 4,24% до уровня в 12045,68 пункта, индекс широкого рынка Standard & Poor's 500 увеличился на 51,77 пункта или 4,33% до отметки 1246,96 пункта, а индекс высокотехнологичных отраслей Nasdaq Composite ушел в плюс на 104,83 пункта или 4,17% и достиг отметки 2620,34 пункта.

В четверг 1 декабря бурный подъем продолжился в Азии. Японский Nikkei 225 прибавил 2,6%, гонконгский Hang Seng подскочил на 5,9%, китайский Shanghai Composite - на 3%. Котировки акций крупнейшего европейского банка по величине рыночной капитализации, HSBC Holdings Plc, взлетели на 6% на торгах в Гонконге, Standard Chartered Plc - на 5,9%. От всеобщего подъема не остались в стороне и российские биржи – ММВБ по итогам недели набрал 6,77%. Бенефициарами на торговых площадках по всему миру стали акции банковского и металлургического секторов. Доходности долговых обязательств большинства европейских стран устремились вниз.

Согласованные действия регуляторов, как видим, несколько успокоили рынки. Банки Еврозоны и их многочисленные партнеры тоже могут перевести дух – удешевление валютных свопов позволит держаться на плаву. Тем не менее, само по себе это условие необходимое, но недостаточное. В ЕС продолжает действовать «штормовое предупреждение». И, поскольку отмены его пока не предвидится, всех волнует, сколько же «баллов» сохранится у евронепогоды и какова тенденция.

В целом она предсказуема. События последних недель укладываются в общий алгоритм: и G 20 совместно с МВФ и Советом по финансовой стабильности, и «консилиум» международных рейтинговых агентств, и «пятая колонна» в лице ЕЦБ неуклонно усиливают давление на политических лидеров Еврозоны с целью ускорить принятие внятных решений по радикальному углублению интеграции и повышению эффективности экономического евроуправления. Под валютный союз должно быть подведено прочное и адекватное налогово-бюджетное основание.

Именно об этом воспринятое как сенсационное выступление главы Европейского центрального банка Марио Драги 1 декабря в Европарламенте, суть которого сводится к двум тезисам. Во-первых, антиинфляционный мандат ЕЦБ ограничивает его эмиссионные права и не позволяет участвовать в финансировании долгов стран еврозоны. И, в-главных, если хотите перемены в статусе Банка и приближения его полномочий к уровню ФРС, как кредитора последней инстанции, подписывайте вначале соглашение о единой бюджетной и налоговой политике с соответствующими механизмами контроля, санкций, секвестров и т.п.

Рынки и банки надеются, что 9 декабря на саммите ЕС-17 будут объявлены параметры «дорожной карты» для движения по этому пути и обозначены первоочередные шаги. Никто, естественно, не ждет быстрого разрешения накопленных проблем. Но, у европейцев хотя бы появляется реальный шанс запустить «производственную мощность» по генерации новостей, порождающих, по меньшей мере, нейтральные, а тем самым уже комфортные, ожидания инвесторов.

Ситуация в евробанках и вокруг них непосредственно отражается и в российских реалиях, ощутимо усугубляя проблему ликвидности. Дело в том, что в дополнение к существенному сжатию монетарного предложения (на 11,3% с начала года по состоянию на 1 ноября, что в принципе сработало на заметное снижение инфляции), а также сокращению депозитной базы (в октябре на 0,4% по вкладам населения и на 2,5% по средствам предприятий) по сути дела оказались закрыты и внешние (и в первую очередь европейские) каналы фондирования кредитных учреждений. Одновременно возрос отток капитала (по году прогнозируется до $80 млрд.), немалая толика которого в конце третьего квартала и на протяжении первых двух месяцев четвертого пришлась на кредитование иностранных банков их российскими «дочками». Минфин РФ не намерен ограничивать (в том числе законодательно) эту практику, поскольку не видит в ней «макроэкономического ущерба». Центробанк же пока лишь рекомендует уменьшить эти объемы, обращая внимание на растущие риски6 .

При этом Банк России, оставив 25 ноября без изменений ставку рефинансирования, в том же пресс-релизе констатировал «переход банковского сектора к дефициту ликвидности», который (по его ожиданиям) «сохранится в среднесрочной перспективе». Сами банки немедленно доказали справедливость этого вывода, заняв у регулятора на аукционах прямого репо 29 ноября (ежедневном и недельном) 839 млрд. рублей – абсолютный максимум с 2002 года.

Заметим, что получаемая от государства ликвидность (в настоящее время объем обязательств перед государством составляет свыше 3 трлн. рублей) распределена крайне неравномерно – 84% приходится на госбанки. В итоге одновременно с введением по сути антикризисного режима по «поставкам» ликвидности со стороны ЦБ РФ в секторе наблюдается почти синхронный рост депозитных и кредитных ставок и сокращение темпов кредитования7 .

В отличие от пика кризиса 2008-2009 годов, правда, не применяется такая эксклюзивная мера как беззалоговое кредитование. В то же время, Банк России с 5 декабря понизил требования к минимальным рейтингам, которые должны иметь эмитенты для включения их в ломбардный список регулятора (эксперты оценивают «емкость» этой меры для банков-держателей ценных бумаг в 0,5-1,0 трлн. рублей дополнительных средств). С 1 декабря не применяется дисконт при расчете стоимости обеспечения по залоговым операциям (до 6 дней) с гособлигациями, с 0,98 до 1 повышен и поправочный коэффициент для корректировки стоимости ОФЗ.

Минфин тоже не стоит в стороне: банки с воодушевлением ждут ускорения бюджетных трат до конца года. Кроме того, к январю на депозитах кредитных организаций останется не менее 550 млрд. рублей (ранее была согласована сумма в 300-400 млрд. рублей). Готовится в министерстве и законодательная поправка об отмене запрета на привлечение средств населения в банковские депозиты под ценные бумаги8 .

Ситуация с ликвидностью, судя по всему, останется под контролем денежных властей. Однако уже сами объемы текущей «госзакачки» - это более чем наглядное напоминание о необходимости серьезных мер по укреплению и реформированию банковской системы.

По оценкам международных и российских экспертов, глобальная турбулентность продлится еще от одного года до двух лет. Ответ на этот вызов – растущий запрос в ведущих экономиках мира на ускоренную модернизацию финансовых систем. Тенденция к этому набирает силу. Вовремя вписаться в нее – актуальная задача для России.



1. По оценкам экспертов и участников рынков, примерный объем погашения банками облигаций в 2012 году составит около 800 млрд. евро. Если их не удастся рефинансировать, то ровно на эту сумму произойдет сокращение кредитования в странах еврозоны.
2. Пока абсолютный дневной рекорд заимствований банков у ЕЦБ – 247 млрд. евро, установленный 22 ноября 2011 года.
3. У ряда банков сокращение депозитной базы в третьем квартале достигло двузначных значений (от 10% до 18%). Реакцией на это стали рост средних ставок по вкладам (в Италии с начала года вдвое – до 2,6%) и ограничения операций за пределами национальных рынков (прежде всего, в странах Центральной и Восточной Европы, Азии и Австралии).
4. В начале прошедшей недели агентство S&P пересмотрело рейтинги 37 крупнейших международных банков. Для 15-ти они понижены. Среди европейских финансовых организаций в эту группу попали UBS, Barclays, HSBC Holding, RBS Group, для Deutsche Bank и Credit Suisse прогноз рейтинга «негативный». Это лишь первый шаг в реализации методологии оценок, принятой агентством. В ближайшие пару лет пересмотр рейтингов коснется 750 кредитных учреждений. По прогнозам аналитиков S&P, как минимум 20% из них в сторону понижения. У Moody’s (объявившего о вероятности снижения суверенного рейтинга стран Еврозоны ниже инвестиционного) планы более краткосрочные: понижение рейтингов 87 банкам из 15 европейских стран возможно уже в первом квартале 2012 года.
5. Первое скоординированное решение о предоставление ликвидности рынку посредством «льготных» долларовых своп-линий было принято еще в 2010 году. Всего, по данным на конец июня 2011 года, банки получили от ФРС порядка $600 млрд. В середине 2011 года спрос на этот инструмент «срочного реагирования» несколько ослаб, однако с ростом долговых проблем, вновь выросла потребность в финансировании. В сентябре 2011 года пять центробанков были вынуждены пообещать ЕЦБ предоставить неограниченное финансирование для выдачи банкам трехмесячных долларовых кредитов – до этого ЕЦБ давал займы на неделю.
6. Прямые ограничения (в частности по привлечению средств во вклады) коснулись лишь Москоммерцбанка – «дочки» казахстанского Казкоммерцбанка.
7. Ставки по вкладам (в среднем по 10 ведущим банкам) на этом сегменте рынка к концу ноября выросли до 9,03%, цена кредита увеличилась на 1-2%. Прирост кредитных портфелей (на начало ноября) снизился до 1,2% для нефинансового сектора; до 2,2% для населения (сокращение более чем в 4 раза и, соответственно, более чем в 1,5 раза против показателей месяцем ранее). Доля средств, привлеченных от государства, превысила в пассивах банковской системы 8,4% (оценка рейтингового агентства Fitch).
8. Речь идет в этом случае об удостоверении безотзывного вклада, а также вклада с правом досрочного востребования сберегательным сертификатом, обладающим свойствами ценной бумаги (возможностью продажи по рыночному курсу).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net