Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.01.2012 | Сергей Слободчук

Великий сермяжный дискурс

Хочешь передать человеку свой месседж? Лучше всего получится это сделать, если говорить с ним на одном языке. Особенно если дело касается политики, которая невозможна без коммуникации с помощью слов, образов, символов, фото и телекартинок. Слова пелевинского Чапаева о том, что когда приходится говорить с массами, совершенно неважно понимать, что ты говоришь, главное, чтобы массы тебя понимали, только на первый взгляд выглядят приколом. Но на самом деле, цитата Василия Ивановича - квинтэссенция законов политической коммуникации. Одинаково справедливая для Украины и России, при всем том, что украинский и российский дискурс сильно различаются.

- А, - улыбнулся Чапаев, - вот вы о чем. Знаете, Петр, когдаприходится говорить с массой, совершенно не важно, понимаешь ли сампроизносимые слова. Важно, чтобы их понимали другие. Нужно просто отразитьожидания толпы. Некоторые достигают этого, изучая язык, на котором говоритмасса, а я предпочитаю действовать напрямую. Так что если вы хотитеузнать, что такое "зарука", вам надо спрашивать не у меня, а у тех, ктостоит сейчас на площади.

(В. Пелевин, «Чапаев и пустота»)

Несколько историй из украинской практики работы «на земле», каждая по-своему иллюстрируют, насколько важна правильная подача информации и умение говорить с массами на доступном языке.Итак, история №1. Очередные парламентские выборы, мажоритарный округ. Кандидат из олигархов местного разлива, владелец разных бизнесов, в том числе карманного банка и нескольких заводов, уже научившийся говорить слова типа «макроэкономика», но не до конца отучившийся от распальцовки. Костюм Brioni, часы Vacheron Constantin, особняки, джипы-кубики и мерсы. Округ большей частью периферийный, состоящий из сел и маленьких городков. Классика жанра, скажет Вам любой политтехнолог. Вот с таким стандартным раскладом на старте и нестандартным развитием сюжета пришлось столкнуться знакомым специалистам несколько лет назад.

С точки зрения финансирования вопросов не было. Зато они возникли с политического края. И даже не вопросы, а самые настоящие проблемы. Так вот, при всем своем богатстве и авторитете, бизнесмен был вынужден идти на выборы как независимый кандидат, потому что не смог решить задачу выдвижения от тогдашнего провластного блока «За Единую Украину!». Ситуация усугублялась тем, что в том же округе выдвинулся действующий депутат, в довершение ко всему позиционировавший себя в качестве личного друга президента Кучмы. Дальше понятно, что за кандидата от власти моментально и во всю мощь включился весь возможный (от милиции с пожарными до местных врачей, сантехников и санэпидемстанции) и невозможный (все доступные способы фальсификации, включая «мертвые души») админресурс. При Кучме, что бы кто ни говорил, деньги еще не все решали. Можно было быть трижды олигархом, а Верховную Раду смотреть исключительно по телевизору.

Так вот, силы и деньги с обеих стороны были вброшены серьезные. Что называется, «мы за ценой не постоим». Многократная пристрелка к округу выявила, что кроме двух больших групп избирателей, сторонников бизнесмена и поддерживавших друга Кучмы, существует еще один довольно значительный сегмент неопределившихся. Это был поредевший, но довольно сильный коммунистический избиратель – сельский пролетариат, ностальгирующие по советской власти пенсионеры и бюджетники. Да и дело было в украинском «красном поясе». В 2002 году Симоненко и КПУ еще имели миллионный электорат и выступали серьезной политической силой. Каждый голос был на счету, поэтому мои знакомые ходили вокруг коммунистического избирателя как Тимошенко вокруг ГПУ.

Внимание, задачка не из простых: как заставить пенсионера и пролетария проголосовать за человека, у которого на морде написано «буржуй»? И тут одному из наших пришла в голову идея… Очень оперативно где-то на пенсии был обнаружен и завербован отставной инструктор местного обкома партии. Перво-наперво олигарха заставили снять дорогие часы и «армани-бриони». Затем отставной коммунист натаскал его выступать перед аудиторией, наполнив речь родными для каждого советского уха кодами вроде «острота текущего момента», «авангард рабочего класса» и «руководящая и направляющая». Немного тренировки, затем турне по клубам сел и поселков городского типа – и что Вы думаете? – коммунистический электорат в своем большинстве признал кандидата если не за своего, то, по крайней мере, как сочувствующего «заветам Ильича». А, признав, поддержал бюллетенями в день голосования. Конечно, это был всего лишь один из кирпичиков победы, но на выборах финальный результат всегда состоит как раз из таких вот кирпичиков.

История №2 произошла в другом месте и при более спокойном раскладе. Но снова-таки подтвердила стартовый тезис, что залог успеха – это правильно выбранный язык. Снова парламентские выборы, какой-то колхоз юга Украины, принадлежащий одному из крупных банков. У банка своя газета, свои подсобные хозяйства, земельные угодья и даже своя карманная партия. И вот, в подконтрольный колхоз приезжает агитатор, один из зампредов банка, параллельно в виде общественной нагрузки трудящийся еще и на посту заместителя председателя партии. В актовый зал клуба сгоняется весь боеспособный электорат.

Оторванные от сохи механизаторы, доярки и животноводы честно пытаются внимать заезжему гостю. На сцене в президиуме, как полагается, председатель колхоза, директор школы и главный инженер.

Выступление столичного агитатора, который бубнит по бумажке с трибуны, длится уже более сорока минут. Часть народа начинает откровенно засыпать, молодежь галдит все громче, механизаторы в промасленных спецовках и кирзовых сапогах все сильнее входят в состояние полного непонимания. Под аккомпанемент фраз о том, что «наша партия находится в левой части либерального спектра», «нашим основным постулатом является защита частной собственности» и «мы признаем смешанный характер производства в экономике» народ тупо офигевает, не понимая, что вообще происходит. Становится ясно, что ситуацию надо спасать. И здесь очень вовремя включается главный инженер Семеныч. Он вскакивает со своего места в президиуме, подлетает к трибуне, останавливает горе-оратора и, обращаясь к народным массам на чистом суржике, в пять минут разъясняет электорату «генеральную линию партии». Его краткое выступление достойно того, чтобы войти в учебники по анализу политических выступлений, поэтому приводим его здесь в переводе на русский и с минимальными сокращениями.

«Вот что хотел сказать уважаемый выступающий? К чему он нас призывал? Дорогие мои, он говорил про то, что голосовать надо за нашу партию! Вы вот видели, какие у нас в колхозе свиноматки? Так вот, когда выберем в Раду партию Х, то у нас законы будут как наши свиноматки! А постановления … постановления у нас будут как гарбузы на колхозном поле! Вот такие будут у нас постановления!»Проснувшийся и пришедший в себя народ закатывает выступающему громкую овацию и под фразы типа «так бы сразу и сказали» начинает активно расходиться. И пусть в Верховную Раду вышеозначенная партия не прошла и близко, зато в отдельно взятом селе завоевала первое место без всякого админресурса.

Как известно, любое явление, дойдя до крайности, превращается в свою противоположность. Также происходит и с коммуникацией. Неумение сформулировать свою мысль и передать ее аудитории – это одна крайность. В другую крайность у нас впадают тогда, когда вместо того, чтобы разъяснить Ивану и Одарке свои инициативы на понятном языке, политики и власть стараются скормить им понятное и комфортное содержание. Впрочем, эта хитрость далеко не всегда срабатывает, о чем и свидетельствует последний рассказ. Так случилось, что одному знакомому политконсультанту по роду деятельности пришлось участвовать в предвыборной кампании украинских аграриев. Естественно, в качестве целевой аудиторией партии были определены несколько миллионов селян по всей Украине. В бой за сельскохозяйственные голоса были прошены лучшие демосфены и цицероны из числа кандидатов. Типовая схема встречи с избирателями, где в клубе, где в здании сельсовета или актовом зале сельскохозяйственного комбината, проходила по типовому шаблону.

Сначала оратор с трибуны минут тридцать лил крокодиловы слезы о том, как «обидели родное село». Затем, по максимуму живописав ужасы и разруху в сельском хозяйстве, переходил к агитации за родную партию, которая, по его словам, объединила лучшие умы эпохи и является единственной силой, способной спасти украинское село от полного вымирания. Клянусь, только после того, как количество таких встреч с избирателями перевалило за второй десяток, знакомого вдруг осенило. Ну, кто обычно баллотируется в депутаты от аграриев? Председатели колхозов, владельцы лизинговых компаний, чиновники аграрного министерства, землевладельцы, собственники маслобоен и хлебоприемных пунктов. То есть, все те, кого привыкли называть аграрными баронами и кто занимался сельским хозяйством с переленок, еще с советских времен, не третий и часто даже не пятый десяток лет. Так, вот, в голове у знакомого встал вопрос ребром. Если аграрная партия объединяет вершителей судеб и полубогов аграрного мира, то кто же тогда все эти годы разорял селян ценами на горюче-смазочные материалы, отбирал и распродавал землю, превращал в крепостных, вкалывающих за копейки? Кто, короче, «обижал родное село»? К чести украинских селян нужно сказать, что они оказались мудрее, потому как несмотря на все усилия, миллионные вливания и админресурс аграрная партия так ни разу в парламент и не прошла. Хотя в данном случае мы имеем дело с полярным примером, когда, говоря по-научному, коммуникационный код был выбран правильный, а вот его носители и содержание оказались отровенно «гнилыми».

История последних двадцати лет полна подобных красноречивых эпизодов, иллюстрирующих то одну, то другую крайность. Хотя, скорее всего, в том, что украинская политика уже много лет представляет собой примитивный популизм и взаимное поливание грязью, виноват как раз таки «простой украинец», который в 125-й раз покупается на красивые сказки и сладкие обещания, не желая видеть дальше своего носа. А потом, год-два спустя, обычный украинский Петро сокрушается, что политики не выполняют свои обещания, а «улучшение жизни уже сегодня» наблюдается только у головы колгоспу, коррумпированного мента с прокурором да депутатов всех мастей. Но это уже тема для другого разговора…

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net