Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

25.01.2012 | Сергей Маркедонов

Парламентские выборы в Абхазии: старт дан

Абхазия сделала первые шаги по вхождению в парламентскую избирательную кампанию. Согласно статье 37 Конституции республики полномочия ее высшего законодательного органа составляют 5 лет. Предыдущие парламентские выборы в Абхазии прошли в 2007 году, то есть за год до признания ее независимости Россией и Никарагуа (остальные признания абхазской государственности имели место в 2009-2011 гг.). После начала процесса международной легитимации этого де-факто государства там прошли две президентские кампании (одна из которых в прошлом году была внеочередной, вызванной смертью президента Сергея Багапша). Парламент же работал в своем прежнем составе, избранном еще в то время, когда Абхазия еще не стала частично признанным образованием. Указ о проведении парламентских выборов (первой кампании в новом для республики статусе) был подписан президентом Александром Анквабом в декабре прошлого года. Они состоятся 10 марта 2012 года. Однако уже в первый день регистрации инициативных групп по выдвижению претендентов на депутатские кресла (20 января нынешнего года) было зафиксировано уже 23 «команды поддержки»…

По абхазскому законодательству инициативная группа должна состоять из пяти человек, как минимум. Борьба же развернется за 35 депутатских мандатов. Но уже по первым признакам ажиотажа вокруг регистрации инициативных групп видно, что, скорее всего, мы увидим рекордное количество соискателей депутатских кресел. Какое значение имеет предстоящая кампания для внутренней политики частично признанной республики? Какова роль парламента в ней в сравнении с другими образованиями такого рода?История постсоветского парламентаризма в Абхазии драматична и противоречива. На первых этапах конфликта с Грузией, затем в период вооруженного противостояния, а также в течение первых послевоенных лет значение этого института было трудно недооценить. В абхазском политическом нарративе первый парламент - это «исторический парламент». Именно он выдвинул из своих рядов лидеров абхазского национального движения, впоследствии спикера Верховного Совета и первого президента республики Владислава Ардзинбу. «Исторический парламент» принял такие ключевые документы со всеми их плюсами и минусами, как «Закон о гражданстве» (декабрь 1993 года), Конституция (ноябрь 1994), «Закон о репатриации» (1993). Этот орган сыграл немалую роль и во время вооруженного противостояния с Грузией в 1992-1993 гг.

Однако с принятием Основного закона, Абхазия начала эволюционировать от парламентско-советской модели с Верховным Советом, как вершиной властной пирамиды к президентской республике (которая в период правления Ардзинбы приобрела черты режима личной власти). Полномочия Народного собрания (парламента) Абхазии по сравнению с функциями Верховного Совета были заметно урезаны. Не следует забывать, что до 2008 года республика находилась в условиях возможной «разморозки» конфликта. Прямым следствием таких попыток (ситуация вокруг Кодорского ущелья в 2001 году) стал перенос на 2 марта 2002 года парламентских выборов, намеченных на 24 ноября 2001 года. Однако первая заявка на усложнение внутриполитической повестки дня, при которой критика исполнительной власти не отождествлялась бы с «прогрузинской позицией», была сделана именно в ходе парламентской избирательной кампании 2002 года. Впоследствии эта заявка в массовом (а также) экспертном восприятии была вытеснена на второй план интереснейшими президентскими выборами 2004-2005 гг. Тогда, напомню, восьми кандидатам от оппозиционного движения «Айтайра» («Возрождение») было отказано в регистрации, в результате чего оно бойкотировало выборы, и победу в них одержала лояльная власти Республиканская партия «Апсны». Это, однако, не снизило накал страстей, и в середине июля 2003 года съезд другого оппозиционного на тот момент движения «Амцахара» («Родовые огни») обратился к Владиславу Ардзинбе, проходившему на тот момент курс лечения в Москве, с просьбой уйти в отставку, приурочив этот уход к десятилетию победы в войне с Грузией. Таким образом, ради справедливости надо отметить, что сам запрос на диверсификацию внутренней политике публично был обозначен именно в 2002 году. Предпосылки для «абхазского политического сюрприза» 2004 года были сформированы еще во время парламентских выборов 2002 года.

В 2007 году Абхазия проводила парламентские выборы уже с другим президентом и в иной внутриполитической обстановке. Эта (последняя перед предстоящими выборами кампания) также была крайне захватывающей. Она показала, что ни богатство, ни прежние заслуги перед республикой не обеспечивают автоматически прохождения в высший представительный орган. Так в 2007 году депутатский статус не удалось подтвердить ветерану абхазской политики Константину Озгану (вице-спикеру Народного собрания в 2002-2007 гг., министру иностранных дел в 1996-1997 и первому вице-премьеру в 1997-1999 гг.) и Беслану Бутбе (нынешнему лидеру партии Экономического развития Абхазии и человеку, влиятельному бизнесмену и основателю ТВ-канала «Абаза-ТВ»). В почти половине округов для определения победителя потребовался второй тур, а оппозиция на этот раз была намного лучше представлена, чем в Народном собрании созыва 2002-2007 годов. Одной из самых жарких парламентских баталий созыва 2007-2012 гг. можно считать дискуссии о гражданстве (перспективы предоставления абхазского гражданства грузинскому населению Галльского района республики) в 2009 году. Они показали, что по столь острым вопросам, касающимся политической и гражданской идентичности даже поставленный в тень исполнительной власти законодательный орган может играть немаловажную роль.

Выборы 2012 года также будут иметь свои «изюминки». Сегодня в Абхазии новый президент. Александр Анкваб выиграл в ходе конкурентной избирательной кампании прошлого года. Напомним, что эта победа была одержана в ходе внеочередных выборов после ухода из жизни его предшественника Сергея Багапша. Смерть второго президента Абхазии спровоцировала раскол в его команде. Анкаб и бывший премьер-министр в команде Багапша Сергей Шамба повели друг с другом борьбу за первое кресло. И хотя в целом эта борьба велась корректно, некоторые приемы с использованием черного пиара также применялись. После президентских выборов изменился персональный состав правительства республики. В этой связи нельзя исключать выхода на оппозиционное поле тех политиков, которые еще вчера ассоциировались с властью. Впрочем, и без них претендентов на оппозиционную нишу в Абхазии хватает. Наверняка свои силы попробуют Рауль Хаджимба и Беслан Бутба, критикующие действующую власть за недостаточную эффективность в защите суверенитета Абхазии. И Хаджимба, и Бутба, и не исключено, кто-то из соратников Сергея Шамбы будут говорить о расширении парламентских функций для того, чтобы все действия власти были бы под более качественным контролем общества. Нельзя исключать, что проблема взаимоотношений с Россией будет также одним из важнейших вопросов парламентской кампании. Больше участников (по сравнению с президентскими выборами), а значит и больше мнений, суждений, высказываний. Пусть зачастую и экзотических предложений, по сути, смыслу и духу.

Таким образом, на первый взгляд, значение предстоящих парламентских выборов невелико. Абхазия - президентская республика, в которой законодательная ветвь власти имеет намного меньше полномочий и ресурсов, чем исполнительная. Однако было бы неверным рассматривать борьбу за депутатские мандаты, как проходное событие. Выборы станут своеобразной проверкой действующей администрации на ее готовность сотрудничать с гражданским обществом. Александр Анкаб занимает свой пост не так долго. И, тем не менее, у него есть свои критики и оппоненты, которые намерены укрепить свои позиции через представительный орган власти. Выбор покажут, насколько новый лидер республики готов к конкуренции. Или же, напротив, его больше интересует сохранение доминирующих позиций. Впрочем, доминирование также имеет разные формы и обеспечивается разными способами и методами. Не будем забывать и об оппозиции. Парламентские выборы - хороший повод, как для консолидации усилий критиков власти, так и для упущенных возможностей, отвлечения сил и энергии на разборки и споры о том, кто самый главный и истинный оппозиционер. В 2012 году мы наверняка увидим интересные коллизии между «старой» и «новой» оппозицией.

Ответ на эти вопросы (а также на другие, которые возникнут уже по ходу пьесы) мы получим уже в ближайшее время. Что же касается России, то выборы президента РФ, намеченные на 4 марта, оставят Абхазию на втором плане в повестке дня. Однако не исключено, что некоторые внутренние российские представления о власти и об оппозиции Москва попытается определенным образом перенести и на Абхазию, как это уже не раз бывало. Впрочем, после конфуза 2004-2005 гг. Москва на этом направлении уже показала свою готовность к принятию в расчет «местных особенностей» (чтобы понять это на югоосетинском направлении пришлось повторить многие из абхазских ошибок).

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра международных и стратегических исследований, Вашингтон, США

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net