Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.02.2012 | Александр Ивахник

Нереальная политика с Сергеем Мироновым

В ходе развертывания предвыборной президентской кампании основное внимание и СМИ, и экспертов, и заинтересованной публики обращено на главного кандидата – премьер-министра Владимира Путина и на активность протестного гражданского движения. Остальные четверо зарегистрированных кандидатов находятся в тени, хотя каждый из них пытается привлечь к себе интерес избирателей. Вот и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, пока проигрывающий в рейтингах своим соперникам, в последние дни предпринял энергичные усилия в этом направлении. 27 января он опубликовал свою предвыборную программу, а 31 января огласил гипотетический состав своего правительства в случае избрания президентом.

Программа Миронова, озаглавленная «Курс – справедливость!», носит отчетливо выраженный перераспределительный характер и позиционируется как социал-демократическая. Она действительно является таковой, с тем только уточнением, что построена по рецептам не современных европейских социал-демократов, а радикальных социалистов 80-х годов прошлого века а-ля Франсуа Миттеран. Насколько эти рецепты применимы к сегодняшней России – можно спорить. Многие пункты программы являются откровенно популистскими и нереализуемыми, но немало и любопытных предложений, которые могли бы обсуждаться.

В экономической части программы предусматривается переход к 5-летнему индикативному планированию, возведение государственной промышленной политики на уровень закона, предоставление доступа к российским недрам только российским резидентам, лишение оффшорных фирм всех налоговых льгот и государственных заказов, перераспределение бюджетных полномочий и поступлений в пользу регионов и муниципалитетов, увеличение госдотаций аграрно-промышленному комплексу до 10% федерального бюджета. Есть и такие экзотические пункты, как установление 20%-го налога на вывоз капитала, отмена возмещения НДС для экспортеров сырья, снижение цен на бензин АИ-95 и дизельное топливо до 15 рублей за литр.

Обширная социальная часть программы Сергея Миронова базируется на кардинальном пересмотре системы налогообложения путем введения прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на дорогую недвижимость и предметы роскоши, что позволит удвоить российский бюджет за счет богатого класса, составляющего 2% населения. В том же ряду мер – повышение ставки налогообложения (не менее 30%) на «незаработанные доходы»: дивиденды, проценты, необоснованно завышенные оклады директоров компаний. В этом же разделе предусматривается резкое усиление борьбы с коррупцией. Предлагается принять закон «О контроле над расходами государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов и соответствии этих расходов доходам», ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции, приравнять коррупцию к государственной измене, увеличить сроки наказания за взяточничество с обязательной конфискацией имущества коррупционеров и членов их семей.

Программа провозглашает необходимость ужесточения государственного контроля цен на социально значимые товары и услуги, увеличения расходов на образование и науку до 7% ВВП, на систему здравоохранения – до 7-8% ВВП. Предлагается приравнять работников социальной сферы и науки к государственным служащим в плане уровня зарплаты и пенсионного обеспечения, реализовать государственную программу массового строительства социального арендного жилья для очередников, многодетных и малообеспеченных семей, молодых специалистов, выделять государственные беспроцентные кредиты молодым семьям на покупку жилья, увеличить все детские пособия в три раза, повысить размер стипендий до уровня социального стандарта потребления.

Пожалуй, наибольший интерес представляет политическая часть программы Миронова, предусматривающая коренную реформу российской политической системы. Она включает положения об ограничении пребывания на посту президента РФ двумя сроками (то же касается любых выборных должностей в системе исполнительной власти), об отмене участия президента в формировании руководства Счетной палаты и высших судов, о предоставлении Госдуме права самостоятельно выдвигать и утверждать председателя правительства и министров. Предлагается ввести в Конституцию институт специального прокурорского расследования коррупционной деятельности любых должностных лиц, включая президента и членов правительства, лишить депутатов Госдумы и членов Совета Федерации всех привилегий, в т.ч. депутатской неприкосновенности.

Предусматривается вынесение важнейших вопросов развития страны (в частности, конституционных поправок) на референдум, возврат прямых выборов губернаторов, членов Совета Федерации и мэров городов, проведение выборов в Госдуму по многомандатным мажоритарным округам с возможностью создавать предвыборные коалиции и блоки, восстановление в избирательных бюллетенях графы «Против всех». В целях демократизации партийно-политической жизни предлагается обеспечить на практике уведомительный принцип организации митингов, шествий, манифестаций и ввести уведомительный порядок регистрации политических партий, для обеспечения честных выборов – формировать избирательные комиссии только на партийной паритетной основе, упразднить досрочное голосование и открепительные талоны.

Главное противоречие, связанное с программой Сергея Миронова, состоит, думается, не в сомнительности целого ряда ее пунктов в экономической и социальной части. Миронов – единственный из кандидатов в президенты, кто однозначно согласился с требованием гражданского протестного движения стать «президентом переходного периода», т.е. в течение года провести радикальную демократизацию избирательного и партийного законодательства, а затем добиться проведения досрочных выборов в Государственную Думу и после этого сложить с себя полномочия, чтобы новые президентские выборы проходили уже в принципиально иных политических условиях. Огромное количество масштабных предложений, содержащихся в программе Миронова, вне зависимости от степени их реалистичности, просто не может быть реализовано в течение полутора-двух лет. Было бы логично в предвыборной программе прямо указать на свою миссию «президента переходного периода» и сосредоточиться на реформах политического характера, а остальные части программы изложить не в виде конкретных пунктов, а в виде основных принципов, которые будет отстаивать президент от «Справедливой России». Тем не менее, даже в своем нынешнем формате программа Сергея Миронова может быть потенциально привлекательна для достаточно широких категорий избирателей, условно говоря, левой и центристской ориентации, включая часть патерналистски настроенных традиционных избирателей Путина.

А вот следующий предвыборный ход Сергея Миронова вызывает гораздо больше сомнений. 31 января на пресс-конференции в «Интерфаксе» он огласил персональный состав правительства, которое он сформировал бы в случае избрания президентом для реализации своей программы. При этом он подчеркнул, что при подборе членов кабинета исходил из критерия профессионализма, что правительство будет коалиционным, а его члены должны будут приостановить членство в партиях. Всего Миронов назвал 35 человек, из них 12 составляют беспартийные, 9 – эсеры, 8 – представители «Единой России» и ОНФ, три – члены КПРФ, два – из «Яблока» и один из ЛДПР.

Во главе правительства кандидат-справедливоросс видит свою соратницу по партии Оксану Дмитриеву (она согласна на этот пост). Три блока правительства – экономический, социальный и силовой – в должности первых вице-премьеров могли бы возглавить соответственно известный экономист-государственник, ныне чиновник Таможенного союза Сергей Глазьев, бывший первый вице-мэр Москвы Людмила Швецова и глава Счетной палаты Сергей Степашин. Министерство финансов получил бы замглавы Счетной палаты Валерий Горегляд, МВД – депутат Госдумы от СР Татьяна Москалькова, МИД – Дмитрий Рогозин, МЧС – Сергей Шойгу, ФСБ – депутат-единоросс Владимир Васильев, Минобороны – командующий ВДВ Владимир Шаманов, Минюст – депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, Генпрокуратуру – Юрий Болдырев. Министром экономического развития мог бы стать Григорий Явлинский, министром социального развития – депутат от СР Александр Ломакин-Румянцев, министром здравоохранения – Леонид Рошаль, министром просвещения – коммунист Олег Смолин, министром промышленности и торговли – эсер Валерий Гартунг, министром сельского хозяйства – депутат от КПРФ Николай Харитонов. Не забыл Сергей Миронов и об Алексее Навальном, предложив его на пост главы Счетной палаты.

В связи с этим пиар-ходом кандидата в президенты возникают как минимум два вопроса. Во-первых, до презентации «своего правительства» Миронов не только не заручился согласием включенных в него людей, но даже не поставил их в известность об этом, неизбежно нарываясь на публичные опровержения. Это обстоятельство придает всей затее с правительством несерьезный, легковесный оттенок. Во-вторых, крайнее удивление вызывает целый ряд названных на презентации фигур. Чего стоит хотя бы национал-патриот Дмитрий Рогозин, в тот же день опубликовавший статью, в которой резко осуждает митинги «за честные выборы», подвергает уничижительной брани лидеров протестного движения и утверждает, что раскачивающие в России политическую лодку «целятся в Путина…, потому что Путин сегодня - это символ независимой от "вашингтонского обкома" политики, единственный оставшийся в Европе лидер, которого не смял каток американского гегемонизма». Совершенно невероятно, чтобы войти в правительство Миронова согласились люди, давно и прочно связавшие свою публичную активность с Владимиром Путиным, например, один из основателей «Единой России» Сергей Шойгу или доктор Леонид Рошаль. Непонятно почему в качестве Генпрокурора вдруг всплыло имя давно забытого публикой бывшего замглавы Счетной палаты Юрия Болдырева, известного крайней амбициозностью и конфликтностью. Другими словами, крайне разношерстный состав предлагаемого правительства ставит под сомнение если не профессионализм большинства его членов, то политический профессионализм самого кандидата и его команды. Создается впечатление, что коалиционность гипотетического правительства стала самоцелью.

Понятно, что Сергей Миронов громкими нестандартными шагами пытается преодолеть свое отставание в предвыборной гонке. Но к непродуманным шагам лучше бы не прибегать, они могут оказаться контрпродуктивными.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net