Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.02.2012 | Александр Ивахник

Всем будет хорошо

13 февраля в «Комсомольской правде» была опубликована статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Это уже пятая из серии программных статей главного кандидата в президенты, и по сравнению с предыдущими она носит более отчетливо выраженный предвыборный характер. В ней минимум общих рассуждений и длинный список конкретных предложений по совершенствованию социальной политики. Среди социальных категорий населения, которые найдут в статье обещания в свой адрес, – преподаватели вузов и врачи, научные работники и высококвалифицированные рабочие, пенсионеры и студенты, многодетные семьи и инвалиды, нуждающиеся в жилье и школьники из неблагополучных семей. Всем им государство поможет либо деньгами, либо созданием более благоприятных условий для реализации личностных потребностей и профессионального развития.

Похоже, критика ранее появившихся статей премьер-министра, где автор нередко увлекался мало кому интересными квазифилософскими построениями и впадал в излишний пафос, сыграла свою роль. Статья о социальной политике выдержана в значительно более четко выстроенном и деловом формате, причем содержательная часть начинается практически без разгона. Путин лишь фиксирует достигнутый к настоящему времени уровень: расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах; только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Так же кратко он упоминает об успехах – в демографической политике, в пенсионном обеспечении, в ограничении бедности, в образовании и охране здоровья. «Но сегодня, - считает Путин, - нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России».

В статье выделены четыре наиболее актуальные сейчас для страны социальные проблемы. Во-первых, многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти работу с достойной зарплатой и возможностями для карьеры, плохо работают социальные лифты. Во-вторых, вызывающе велика дифференциация доходов, каждый восьмой россиянин все еще живет за официальной чертой бедности. В-третьих, за последнее десятилетие принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи, а социальная сфера не успела адаптироваться к этому; в результате население, и в первую очередь «средний класс», в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. И, в-четвертых, в условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов.

Конечно, к этим четырем можно добавить немало других болевых точек российской социальной жизни, но надо признать, что выделенные проблемы действительно носят принципиально важный характер. Далее в статье предлагаются возможные пути решения этих проблем. В частности, правительство совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами создадут национальную систему профессиональных квалификаций, которая будет способствовать увеличению трудовой мобильности, облегчит поиск привлекательных рабочих мест для обладателей таких квалификаций. В эту систему профессиональных квалификаций должны быть включены и квалифицированные рабочие, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должны замыкаться внутри отдельных предприятий, как сложилось в настоящее время. Это позволит построить внутри рабочих профессий социальные лифты, воссоздать рабочую аристократию.

Впрочем, идея о создании национальной системы профессиональных квалификаций пока недостаточно прописана и понятна и в силу этого не может иметь непосредственное электоральное измерение. Зато в новой статье Владимира Путина много других предложений, которые должны непосредственно привлечь симпатии избирателей. Наиболее масштабные обещания касаются работников образования и здравоохранения. Премьер-министр признает, что предпринимавшиеся прежде организационно-экономические меры не привели к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения. «Речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне», - отмечает Путин. В статье говорится, что вслед за учителями, решение о росте зарплаты которых было принято ранее, начиная с 1 сентября 2012 года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 - 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по региональной экономике. Более того, за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня зарплата преподавателей колледжей, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону. Реализация этой задачи, признается в статье, потребует значительных ресурсов - в совокупности до 1,5% ВВП в год.

Путин в очередной раз подтверждает, что он против повышения пенсионного возраста, но обещает, что «пенсии непременно будут расти». При этом для среднего класса необходимо активно практиковать новую пенсионную политику, прежде всего накопительный компонент пенсионной системы, что позволит сократить разрыв между высокой зарплатой среднего класса и пенсией. Не обойдена вниманием и молодежь: малообеспеченным, но хорошо успевающим студентам обещано увеличение стипендии на 5 000 руб. в месяц.

Крайне оптимистические перспективы рисует глава правительства в отношении вечной проблемы нехватки жилья. По его мнению, есть возможность добиться того, чтобы к 2020 году покупка жилья стала доступна для 60% российских семей, а к 2030 году проблема доступности жилья была бы полностью снята. Для этого предлагается снижать стоимость строительства за счет снижения цен на стройматериалы и прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес, а также борьбы с региональным монополизмом в сфере строительства. В итоге цены на жилье могут снизиться на 20-30%. Кроме того, не позднее будущей осени правительство примет программу по введению в экономический оборот большого числа земельных участков, а тем, кто строит социальное жилье и соцобъекты, землю будут отдавать бесплатно. Для бюджетников и молодых семей через несколько лет будет расширена программа субсидирования процентной ставки по ипотеке; на это будут направлены бюджетные средства, которые высвободятся после завершения строительства объектов Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС.

Наконец, большое внимание в статье уделяется «стратегии народосбережения», успешная реализация которой должна привести к тому, что к 2050 г. население России вырастет с 143 млн. до 154 млн. человек, а при инерционном сценарии, при отсутствии новых мер оно сократится до 107 млн. человек. Путин ставит вопрос ребром: «Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами».

Для того, чтобы избежать этой драматической участи, предлагается два направления действий. Во-первых, стимулирование рождаемости и поддержка многодетных семей. После рождения третьего и последующих детей семьи будут получать ежемесячное пособие в размере 7000 рублей до достижения ребенком трехлетнего возраста. Обещано принятие специальной программы по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми. В течение четырех лет должны быть ликвидированы очереди в детсады. Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми (гибкий трудовой график, дистанционная занятость). Во-вторых, «потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски». Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

По ходу статьи Владимир Путин несколько раз замечает, что правительственные меры, направленные на решение ряда поднятых социальных проблем, принимались и ранее, но не приносили желаемого результата. В этой связи неизбежно возникает вопрос: почему на этот раз озвученные обещания будут выполнены? Ведь не выполнялись прежние решения, в первую очередь, потому, что сложившиеся государственные и правовые институты были неэффективными, а принципиальных, сущностных предложений по реформе институтов ни в этой, ни в предыдущих статьях премьер-министра не содержится. Возникает и второй вопрос: где взять масштабные финансовые ресурсы, необходимые для выполнения перечисленных обещаний? Автор обходит этот вопрос стороной, и понятно почему. Потому что реалистичные ответы на него были бы непопулярными у широких социальных слоев (неизбежное повышение пенсионного возраста для смягчения проблемы огромного дефицита Пенсионного фонда) или у влиятельных групп интересов (сокращение масштабной программы перевооружения армии).

Приходится признать, что социальная программа Владимира Путина проникнута тем самым популизмом, за который он упрекал предложения своих соперников, а кое-где и прямо заимствует эти предложения. Не случайно обиженный кандидат от КПРФ Геннадий Зюганов жестко охарактеризовал эту программу как «смесь вранья и плагиата».

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net