Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.02.2012 | Сюзанна Крайнева

И снова о децентрализации

28 февраля Государственная дума начнет рассматривать законопроект о введении прямых губернаторских выборов. Эта инициатива представляет собой часть “пакета Медведева”, озвученного им в ходе декабрьского послания Федеральному Собранию. Законодательные инициативы главы государства также включают в себя предложения упростить процедуру регистрации политических партий, отменить необходимость сбора подписей для участия в выборах в Государственную думу и региональные парламенты, а также сократить количество подписей избирателей, требуемых для участия в выборах президента России. Однако из всего набора норм по либерализации российской политической системы наибольший интерес представляет именно возвращение выборов глав субъектов.

Прямые выборы губернаторов были упразднены по инициативе Владимира Путина в 2005 году, после теракта в Беслане. Президент объяснил тогда свое решение тем, что для борьбы с терроризмом необходимо повышать эффективность работы органов государственной власти. Хотя сам Путин и отметил, что не видит в реформе никакого нарушения демократических принципов и что она поможет устранить влияние коррупционных элементов, нововведение спровоцировало бурное возмущение оппозиции и волнения в ряде регионов.

Пересмотр путинского курса на “закручивание гаек” вызван не тем, что российские лидеры изменили свое отношение к вертикальной форме взаимодействия между центром и регионами и не тем, что эта модель уже выполнила свою функцию. Наоборот, реформа является вынужденной мерой или даже выцарапанной у федеральной власти уступкой.

Сам Дмитрий Медведев доказывает то, что законопроект представляет собой часть единой линии, проводимой им с самого начала своего президентского срока, одновременно с ним Валентина Матвиенко заверяет журналистов в том, что реформа обсуждалась еще в мае. При этом в интервью, данном президентом в июне газете Financial Times, он заявил то, что существующая система “для нас все-таки оптимальна в силу того, что мы очень сложная Федерация”. Явные противоречия в высказываниях лидера говорят сами за себя и делают очевидным влияние Болотной и Сахарова на разработку законопроекта.

Показательно и то, что первым о возможности вернуть выборы глав регионов заговорил именно Путин. Еще во время телемоста с гражданами 15 декабря, то есть через 5 дней после митинга на Болотной площади, он заявил: “Я думаю, мы уже подошли к тому моменту, когда это можно сделать. Важно не откладывать это на 10 лет вперед, а сейчас заниматься. В течение следующего года, думаю, все можно принять”. Не исключено, что реформа принесет кандидату от “Единой России” вполне конкретный политический дивиденд. В связи с накалом протестных настроений в обществе, для предвыборной кампании Путина полезны любые свидетельства того, что власть прислушивается к народу. Таким образом, он сможет вернуть расположение части граждан, раздраженных сентябрьской рокировкой и нечестными парламентскими выборами.

Правда, нужно признать, что в Думу был внесен не тот вариант законопроекта, за который ратовал премьер. Путин настаивал на так называемом “президентском фильтре”, то есть возможности для президента “ветировать” того или иного кандидата. В тексте документа действительно упоминается необходимость консультации с главой государства, но ее результаты ни к чему не обязывают. С другой стороны, фактически это мало что меняет – трудно себе представить, что партия выдвинет кандидатуру, откровенно не удовлетворяющую президента. Кроме того, текст законопроекта еще может претерпеть изменения в ходе парламентских чтений.

Прямые губернаторские выборы совсем не обязательно будут такими уж прямыми. Во-первых, как уже было сказано, консультации партий с президентом носят обязательный характер. Во-вторых, глава государства сможет отрешить губернатора от должности в случае выявления в отношении него фактов коррупции или “не урегулирования конфликта интересов” (последняя формулировка размыта и поддается трактовке в соответствии с политической волей президента). В-третьих, самовыдвиженцам тоже будет нелегко – для них есть не менее действенный «фильтр» в виде необходимости сбора подписей, ну а как избирательно работают избиркомы при регистрации кандидатов, хорошо известно.

Что касается критики законопроекта, то чаще всего говорят о том, что губернаторы, почувствовав свою независимость, будут оказывать давление на федеральную власть и предъявлять ей все новые требования. Однако текст документа составлен таким образом, что главы субъектов не смогут вставать в оппозицию центру или предъявлять ему неадекватные требования (речь идет все о том же “президентском фильтре” и возможности отстранения глав субъектов от должности).

Также высказываются утверждения, согласно которым новая модель отношений между федеральной и региональной властью спровоцирует сепаратизм среди населения. Но подобный сценарий тоже маловероятен, поскольку выбранная народом власть в любом случае более легитимна, чем назначенная. Кроме того, население субъекта будет верить в то, что губернатору не за чем постоянно оглядываться на центр в своем стремлении “выслужиться”.

Не следует считать, что принятие законопроекта значительно повлияет на существующую систему федеративных отношений. Однако в нынешних условиях меры, принятые федеральной властью, представляют собой достаточно удачный ход. Российским лидерам удалось убить двух зайцев – создать видимость диалога с россиянами с одной стороны, и не потерять контроль над регионами – с другой.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net