Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.03.2012 | Сергей Маркедонов

В Грузию без визы

В последний зимний день високосного года вступил в силу указ президента Грузии Михаила Саакашвили об одностороннем изменении визового режима с Россией. Теперь все граждане России (не обязательно только жители республик Северного Кавказа) могут находиться на территории Грузии без визы в течение 90 дней. Всего за день до публикации текста президентского указа в национальном официозе «Законодательный вестник» глава Грузинского государства озвучил свою политическую инициативу во время выступления в парламенте. Свою идею он мотивировал стремлением привлечь средства российских бизнесменов и туристов в российскую экономику. Помимо этого Саакашвили попытался продемонстрировать своим международным партнерам: его страна потенциально готова к изменениям в отношениях с Москвой.

Новая инициатива грузинского лидера уже вызвала оживленные дискуссии. В ходе них прозвучали две крайние позиции. Суть первой в том, что мастер пиара Саакашвили сделал очередной бессодержательный рекламный трок, не собираясь ничего менять по существу в отношениях с северным соседом. Вторая позиция строится на том, что президент Грузии продемонстрировал добрую волю в то время, когда Россия «сосредотачивается» и не рассматривает бывшие республики СССР в качестве равноправного партнера. Спору нет, пропагандистский эффект в инициативе Саакашвили присутствует. Было бы, как минимум, наивно его не видеть. И сигналы в данном случае отправляются не только на Запад, но и собственным гражданам. Грузия чуть позже, чем Россия вступает в свой избирательный цикл. Впереди выборы в парламент страны, а в будущем году граждане Грузии будут избирать президента. Какими бы плохими ни были сегодняшние отношения с северным соседом, интерес грузинского общества к их улучшению очевиден. Это объясняется и обширными культурными связями, и деловыми интересами. И фактор многочисленной грузинской диаспоры в России, и связи двух православных церквей здесь также важны. Наверное, властям Грузии можно было бы не так сильно беспокоиться, не взойди на политическом небосклоне звезда Бидзины Иванишвили и его «грузинской мечты». Между тем, одним из важных пунктов пока еще только формирующегося политического проекта грузинского олигарха является улучшение двусторонних отношений с Москвой. Отсюда и желание Саакашвили переиграть своего, похоже, главного соперника в предстоящих выборных баталиях. Между тем, односторонняя либерализация визового режима с Россией поднимает много вопросов, выходящих за рамки пропагандистских технологий.

«Визовая история» в российско-грузинских отношениях тянется уже не первый год. И корни ее надо искать не в августе 2008 года. Еще в декабре 2000 года Россия, мотивируя свои действия борьбой с северокавказским терроризмом, инициировала введение виз для пересечения государственной границы гражданами Грузии. В марте 2001 года завершился так называемый «адаптационный период», когда пересекать границу еще можно было со старым советским паспортом без заграничного паспорта с въездной визой. Однако до тех пор, пока между двумя государствами существовали дипломатические отношения данное решение, хотя и создавало дополнительные препятствия для грузинских граждан, посещающих Россию, а также для граждан РФ грузинской (и не только) национальности, путешествующих в Грузию, теоретически сохранялась надежда на то, что произойдет возврат к порядку, существовавшему до 2001 года. Более того, в периоды «оттепели» между двумя государствами (весна 2008 года, например) вопрос об отмене виз обсуждался, как в российских, так и в грузинских дипломатических кругах. Сама же процедура получения визы для граждан Грузии и России не была сложной (существовали также облегченные процедуры ее получения для определенных категорий людей, например, для граждан Грузии, постоянно работающих и проживающих в РФ, имеющих регистрацию в каком-либо российском населенном пункте).

После разрыва дипломатических отношений между РФ и Грузией в августе 2008 года пересечение границы серьезно усложнилось, хотя нельзя говорить о том, что ухудшилось фатально. С тех пор визовые отношения стали строиться не напрямую, а через посредника - дипломатов Швейцарии. Граждане Грузии должны были получать визу через российскую секцию консульской службы швейцарского посольства. Для российских граждан ситуация была немного легче, поскольку они сохранили возможность получения однократной визы для посещения Грузии в аэропортах этой страны (многократные визы необходимо также получать через швейцарские консульские подразделения). Впрочем, путешествуя через Белоруссию, многие граждане Грузии фактически обходили «швейцарский барьер». Именно поэтому Белорусский вокзал в Москве в шутку стали называть «тбилисским аэропортом». При этом, начиная с октября 2010 года, грузинские власти сняли визовые барьеры для российских граждан из семи северокавказских республик.

Этот шаг по сравнению с нынешней инициативой был гораздо четче ориентирован на пропагандистские цели. Грузинские власти пытались найти свой ответ на российский вызов в виде признания независимости Абхазии и Южной Осетии. В качестве таковой меры виделось выстраивание отношений с северокавказскими национальными движениями, продвижение идеи «единого Кавказа» и признания «геноцидов» народов региона, как пострадавших от российской власти (в разных формах ее бытования, советской или имперской). Вскоре после этого в начале июля прошлого года уже все граждане России получили право пересекать государственную границу на переходе Казбеги-Верхний Ларс (расположен на Военно-Грузинской дороге). Таким образом, в нынешней инициативе властей Грузии не следует видеть какой-то экспромт. Как минимум, этот экспромт был хорошо подготовлен. Он был подготовлен всей предшествующей логикой развития «визового вопроса». Кстати сказать, позиция американских друзей Тбилиси также была учтена. Вашингтон не был в большом восторге от раскачивания «северокавказской лодки», о чем еще в прошлом году недвусмысленно говорил Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер в своем докладе для Сената. Иное дело, снятие визовых барьеров для всех граждан России. Кстати говоря, этот шаг помимо очевидного пропагандистского эффекта имеет и прагматическое значение. В РФ проживает немало обладателей российского паспорта грузинской национальности, для которых крайне важно сохранять всесторонние связи с исторической родиной. И в этом плане шаг Саакашвили им также выгоден.

Говоря о «визовой» логике, следует особо коснуться темы российского бизнеса в Грузии. Мало кто из экспертов обращал внимание на то, что после «пятидневной войны» 2008 года позиции российского бизнеса в кавказской республике не только не ослабли, но, напротив, окрепли. И сама Грузия заинтересована в присутствии бизнесменов из России. Чтобы кто ни говорил про западную ориентацию страны, а по данным за 2010 год, Россия была третьей страной по объему прямых иностранных инвестиций в экономику Грузии вслед за Нидерландами и США. Это составило 9,3% от общего объема иностранного инвестирования. Российский Внешторгбанк через свой инвестиционный проект «Энерджи Инвест» владеет Гардабанской газотурбинной теплоэлектростанцией, а также одним из крупнейших в СНГ производителем минеральных удобрений – компанией «Азот» (расположен в Рустави). Этому же банку принадлежит контрольный пакет акций «Объединенного банка Грузии», который имеет 14 филиалов во всех регионах страны. Самая большая сеть АЗС в Грузии находится в руках «дочки» «Лукойла» «Лукойл-Georgia». Другая «дочка» известной российской компании «Итера-Georgia» осуществляет снабжение природным газом более 100 грузинских предприятий и около 40 газораспределительных компаний, в некоторых из которых имеет контрольный пакет. Добавим к этому участие в энергетических проектах Грузии "Интер РАО ЕЭС", а также значительное присутствие российских сотовых операторов на рынке мобильной связи Грузии. Так, например сеть «Билайн» значительно расширилась здесь после 2008 года. Таким образом, помимо пропагандистских и пиаровских эффектов визовая либерализация стала реакцией на экономический интерес к России, который развивается в измерении параллельном политическим процессам.

Понятное дело, что нормализация отношений между Россией и Грузией не наступит сразу же после визовой либерализации. Слишком много между двумя странами принципиальных разногласий. И национальные травмы придется залечивать не один год. Речь, в первую очередь о статусе и перспективах Абхазии и Южной Осетии. Не будем забывать, что «российский фактор» помимо очевидного позитивного измерения имеет в Грузии и столь же очевидный негативный контекст. Утрата контроля за двумя бывшими автономиями Грузинской ССР сегодня связывается не столько с ошибками и просчетами грузинских политиков, сколько с «оккупацией» со стороны России. И этот тренд грузинская дипломатия активно продвигает на международной арене. Да и в избирательной кампании интерес к улучшению отношений с северным соседом причудливым образом сочетается с демонизацией образа России и ее лидеров. И не надо быть пророком, чтобы понять, что этот ресурс власти также будут включать тогда, когда будут чувствовать опасность со стороны оппонентов.

И все же, своей февральской инициативой Саакашвили поставил определенные вопросы перед Москвой. Ведь о жестах гуманитарного характера в отношении Грузии в России говорили давно. И некоторые важные шаги на этом направлении были сделаны (фактическое восстановление прямого авиационного сообщения, возобновление работы КПП Казбеги-Ларс), хотя столь эффективного пиара в отличие от инициативы грузинского лидера они не получили. Наверное, стоило бы подумать о некоторых действиях, демонстративно адресованных не Грузинскому государству, а гражданам этой страны. Как бы то ни было, а последние события снова показали, что даже при отсутствии дипломатических отношений никакая полная изоляция невозможна. Напротив, при масштабном кризисе в двусторонних отношениях возможно развитие экономических и гуманитарных контактов, что называется «поверх» политических и статусных проблем. Этот путь прошли многие остывшие «горячие точки». Так было и на разделенном Кипре, на Ближнем Востоке, и в процессе нормализации отношений между республиками бывшей Югославии, а также между Турцией и Арменией. Хотя все эти упомянутые случаи еще далеки от своего позитивного финала. Сама эта нормализация стала возможна не только благодаря дипломатам. В первую очередь - это следствие существующих экономических и человеческих контактов «поверх политики». В этой связи создание «окошек» в условиях, когда через дверь ходить не получается (и еще долго не получится) крайне важно. И было бы хорошо, чтобы в этом процессе Россия не сильно уступала той же Грузии.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра международных и стратегических исследований, Вашингтон, США

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net