Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.03.2012 | Александр Ивахник

Владимир Путин устал от предвыборной кампании

В последний зимний день премьер-министр Владимир Путин взял очередной однодневный отпуск и провел заключительное крупное публичное мероприятие своей избирательной кампании. В московском Манеже он встретился со своими доверенными лицами, активистами предвыборных региональных штабов, членами Общероссийского народного фронта и экспертами. Из этой встречи мы узнали мало нового о планах Путина на третий президентский срок, зато он поведал кое-что интересное о ближайших планах внепарламентской оппозиции.

В течение первых 40 минут основной кандидат в президенты сжато изложил основные положения семи своих программных статей, опубликованных в различных изданиях. Ничего принципиально нового он здесь не добавил, и было не совсем понятно, зачем нужна эта вводная часть – ведь путинские активисты по идее должны были изучить эти статьи раньше, а телезрители увидели лишь отдельные фрагменты встречи. Правда, премьер-министр счел нужным специально подчеркнуть: «Все сформулированные приоритеты - это не предвыборная риторика. Мы никогда не давали никаких пустых обещаний. Наоборот, во всех своих обещаниях были всегда крайне сдержанны и исходили из консервативного сценария развития событий». И, словно выборы уже позади, он добавил: «Сейчас уже готовятся прямые поручения министерствам, ведомствам по всем пунктам нашей программы, по всем приоритетам, изложенным и в этих статьях, и в тех документах, которые вышли предварительно. Будут сформированы конкретные "дорожные карты" по всем ключевым направлениям. Никому, хочу это подчеркнуть, никому не будет позволено что-то выхолостить и забюрократить». Единственное, чего глава правительства не разъяснил, – почему «забюрокрачивать» позволялось раньше.

Затем в течение двух с половиной часов Владимир Путин отвечал на реплики и вопросы своих сторонников. Основная часть из них была мало интересна для широкой публики. Любопытно было другое. Степень лоялизма, сервильности, степень подобострастности и славословия в этих кратких выступлениях временами просто зашкаливала. Поневоле возникал вопрос: неужели у Путина, вроде бы современного человека, давно вращающегося в высших кругах мировой элиты XXI века, при выслушивании этих слов не возникало чувство острого дискомфорта и стыда за своих подданных. Но, похоже, не возникало. Похоже, ему было приятно.

И все-таки показательны были два типа вопросов и ответы кандидата в президенты на них. Во-первых, вопрос экспертов о том, почему он выдвинулся на третий президентский срок, почему ему было недостаточно 12 лет у власти и куда он поведет Россию. Из ответов Путина очевидно, что для него первично дальнейшее укрепление государственности, «гарантирующей нам суверенитет», повышение ее устойчивости, неуязвимости от любых шоков, а развитие демократических институтов должно работать на эту цель. «Я считаю своей такой сверхзадачей создание устойчивости в России, укрепление ее государственности, демографических институтов и экономики так, чтобы страна чувствовала себя уверенно на стратегическую перспективу», – так Путин сформулировал цель. При этом он уверен, что в предыдущие 12 лет сделал всё, что мог, для продвижения к этой цели, но база была слишком низкая.

Для подтверждения своей позиции он перечислил положительные изменения с начала нулевых годов по росту ВВП, по повышению жизненного уровня населения в целом и военнослужащих, в частности, по демографической ситуации и резюмировал: «Я понимаю, полемика должна быть, и наши оппоненты ищут слабые звенья, но им сложно их найти».

О том, что полемика может идти в иной плоскости, не в плане роста количественных показателей при крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, а в плане принципов построения государства, принципов организации общества, принципов функционирования экономики, главный кандидат в президенты даже не упоминает. Совершенно неопровержимым ему кажется другой аргумент: «Многие из наших оппонентов сами были во власти: они и министрами были, и губернаторами были, и вице-премьерами были. Чего они натворили, чего они хорошего сделали?». По словам Путина, некоторые из представителей оппозиционных сил и сейчас во власти находятся. Он приводит в качестве примера кировского губернатора Никиту Белых, в его команде которого «до недавнего времени работали те, которые сегодня по площадям ходят активно» (это очевидный намек на Алексея Навального). «Ну и что? Что там сделано такого, что изменило положение Кировской области и жителей Кировской области принципиальным образом? Да ничего они не сделали там того, чтобы принципиально отличало их от других субъектов РФ. Я не могу сказать, что там ничего не делается, и в принципе Белых работает не хуже других; но сказать, чтобы там какой-то рывок, толчок, - нет там ничего такого, понимаете. Как была дотационной область, так до сих пор дотационной и остается», – ставит оценку глава правительства. А стало быть, и полемизировать тут не о чем.

Второй тип прозвучавших на встрече любопытных вопросов сводился к тому, как это власть допустила, что оппозиция так распоясалась, не переходит ли протестная активность за дозволенные рамки, не пора ли силу применить? Отвечая на эти вопросы, Владимир Путин начал с общих правильных слов о том, что наличие оппозиции в любой демократической стране - это естественное дело, это создает конкурентную среду в политике, а граждане имеют право свободно выражать свое мнение и критиковать власть. Но уже вскоре он сделал упор на то, что оппозиция, представляющая меньшинство, «не имеет права навязывать большинству свою точку зрения». По словам Путина, есть основания полагать, что его оппоненты заранее готовятся путем провокаций доказывать нелегитимность результатов выборов. «Вот я скажу это публично, и сейчас начнется критика, начнется, что давайте доказательства, - в принципе, мы их и предъявить можем, - к тому, чтобы использовать какие-то механизмы, которые бы подтверждали, что выборы фальсифицируются. Сами будут вбрасывать, сами контролировать, а потом сами предъявлять. Мы это уже видим, мы это уже знаем», – заявил фаворит предвыборной борьбы.

Затем Путин перешел к вероятным провокациям на митингах после выборов, которые будут выходить за рамки конституционного поля. По его словам, имеющиеся в рядах оппозиции провокаторы «действительно хотят каких-то стычек, и к этому всячески подводят, готовы даже сами принести кого-то в жертву и обвинить в этом власти». С апломбом выходца из спецслужб премьер-министр продолжил: «Я эту методику и тактику знаю. Ее уже 10 лет как пытаются применить, прежде всего те, кто за границей сидит. Это точно. Мне это известно. Даже ищут так называемую "сакральную жертву" из числа каких-нибудь заметных людей. Сами "грохнут", извините, а потом будут власть обвинять. Там такой народ на все способный. Я без всякого преувеличения говорю». После этих слов в голову тут же приходят как нельзя кстати обнародованные новые данные следствия о том, что заказчиками убийства Анны Политковской являются Борис Березовский и Ахмед Закаев. Закончил Владимир Путин свои рассуждения о действиях оппозиции обращением ко всем потенциальным участникам протестов: «Надеюсь, что люди, которые искренне хотят улучшения ситуации в стране и используют свое право на критику, на демонстрации, что никто не поддастся на это, но все должны об этом знать».

Сами представители внепарламентской оппозиции естественным образом оценили заявления Путина как безответственные и оскорбительные. Его слова были восприняты в качестве предупреждения о готовности к жесткому разгону несанкционированных уличных акций и угрозы в отношении оппозиционных лидеров. «Теперь, если со мной что-нибудь произойдет, прошу считать это делом рук власти. Это скрытая угроза, она направлена на дестабилизацию обстановки в обществе», – заявил координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. В свою очередь, сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов прокомментировал: «Если руководитель правительства, выходец из спецслужб говорит, что готовится покушение, то он обязан это покушение предотвратить. Людей, которые его готовят, надо арестовать и наказать. Я к этому отношусь серьезно».

По поводу хода самой предвыборной кампании ее главный участник на вчерашней встрече высказался очень противоречиво. Сначала он отметил, что шумный характер кампании, острота полемики не стали для него неожиданностью, и даже заявил: «Я рад, что такая у нас буря, это хорошо». Но тут же продолжил: «Сама кампания, она такая, бурная, но надеюсь, что особой грязи не будет дальше. Надеюсь очень на это. Она заканчивается, слава Богу». И выразил надежду на то, что «пена» предвыборной кампании никогда не вынесет наверх «национальных предателей».

Судя по этим словам и другим признакам, Владимир Путин так и не смог привыкнуть к тому, что текущая президентская кампания развивается совсем не так, как кампании нулевых, когда всё шло тихо и гладко. Похоже, он по-прежнему не задает себе вопросы о том, почему та властная конструкция, которую он с упорством и тщанием возводил в течение многих лет, вызывает резкое неприятие у растущего числа образованных, самостоятельно мыслящих, обладающих чувством собственного достоинства людей, с которыми связано будущее России. Ему не просто неприятно, ему непонятно, почему десятки и сотни тысяч людей готовы выходить на улицы с протестом против его возвращения на высший государственный пост. Гораздо проще верить в происки профессиональных провокаторов, действующих по заказу и на деньги Госдепа.

Ярко проявившаяся на вчерашней встрече неспособность Путина к серьезной идейно-психологической трансформации опасна и для него самого, и для страны. Потому что президенту Путину придется жить с быстро меняющейся страной. Предельная мобилизация административных и пиаровских ресурсов в период предвыборной кампании может создать обманчивое ощущение прочности режима и его активной и широкой народной поддержки. Но такую мобилизацию невозможно поддерживать постоянно. Начавшийся и быстро развивающийся процесс формирования самостоятельных гражданских сил, принципиально не приемлющих вождистский тип политического руководства, будет порождать растущий разрыв между жесткими принципами построения правящего бюрократического режима и стремлением наиболее развитых и динамичных социальных слоев к подконтрольности власти обществу.

Остается надеяться на то, что Путин, будучи прагматиком, а не доктринером, постарается избежать доведения этого разрыва до крайности. Но и гражданской оппозиции нужно осознать, что ей придется жить с президентом Владимиром Путиным не один год. Пора отказаться от завышенных ожиданий, надежд на быстрые решительные перемены, от романтического требования «всего и сразу» и заняться выстраиванием более долговременного курса, предполагающего очередность требований и разнообразие методов борьбы за их достижение.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net