Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

29.08.2005 | Николай Пахомов

РОССИЯ ДЛЯ ИРАНА - АДВОКАТ ИЛИ ИНСПЕКТОР?

В последнее время в центре внимания мировых СМИ всё чаще оказывается Иран. Решительная политика руководства Исламской республики, направленная на интенсификацию национальных разработок в области использования атомной энергии, вызывает всё большее раздражение в развитых странах Запада во главе с США. Однако для того, чтобы понять, как будут разворачиваться события в этом вопросе, необходимо учитывать и позицию России, ставшую за последнее десятилетие стратегическим партнёром Ирана, и способную сыграть главную роль при разрешении споров вокруг ядерной программы Тегерана.

Во времена "холодной войны" при шахском режиме Иран хотя и заявлял о своём неприсоединении к соперничающим лагерям, был склонен скорее поддерживать Запад, не без оснований опасаясь распространения коммунистических идей среди обширных беднейших слоёв страны. Избрав путь конфронтации с Западом, после исламской революции 1979 года Тегеран всё же не сблизился с Москвой, зачастую проводя ещё более антисоветскую политику.

Отношения начали меняться в конце 80-х годов. Этому было две главных причины: во-первых, после вывода советских войск из Афганистана возмущение исламского мира советской внешней политикой пошло на убыль, а, во-вторых, истощённый восьмилетней войной с Ираком, Иран нуждался в модернизации собственных вооружённых сил. Ясно, что на Запад, раньше бывший главным ресурсом развития для шахской армии (ВМФ и ВВС), а после революции ставший главным врагом, рассчитывать не приходилось.

Начавшееся исключительно в военно-технической области сотрудничество между нашей страной и Исламской республикой со временем, обретя потенциал взаимного доверия, распространилось и на другие сферы: топливно-энергетический комплекс, транспорт, машиностроение, двустороннюю торговлю потребительскими товарами.

Партнёрство выдержало все испытания 90-х годов. После крушения СССР иранский режим исламской теократии не стал пытаться подорвать авторитет России на постсоветском пространстве путём поддержки исламского фундаментализма. (В этом смысле показательна, в целом сдержанная промосковская позиция Тегерана по поводу конфликта в Чечне). Со своей стороны, Россия, несмотря на очевидные слабости государства и экономики, связанные с болезненными реформами первой половины 90-х годов, достаточно успешно выдерживала давление Запада в целом, и США в особенности, продолжая и даже наращивая сотрудничество с Ираном.

Правда, справедливости ради, надо отметить, что американцам всё-таки удалось заставить Москву подписать в июне 1995 года фактически секретную договорённость о том, что Россия будет продавать в Иран лишь определённый, весьма ограниченный ассортимент вооружений, да и то, только до конца 1999 года. Но соглашению не суждено было быть выполненным до конца: в 2000 году Россия уже при новом президенте Владимире Путине из этой договорённости вышла, доказывая, что не только США позволено отказываться от обременяющих их договоров, ориентируясь в своём внешнеполитическом курсе исключительно на национальные интересы.

Различие во взглядах России и Запада на российское партнёрство с Исламской республикой приобрело новые нюансы после начала войны под предводительством Вашингтона с международным терроризмом и известным провозглашением Ирана частью "оси зла". Национальные интересы нашей страны в контексте российско-иранского сотрудничества затрагивают не только сферу экономики, но и сферу национальной безопасности. В конце концов, в данном случае речь идёт и о статусе России на международной арене. Поэтому вряд ли наша страна выберет курс на сворачивание партнёрства, если США предложат российской экономике варианты более выгодного международного сотрудничества. Да и случится это вряд ли.

Более того, не будем забывать, что Владимир Путин уже успел проявить себя прагматиком. Допустим, сложится такая ситуация, что Тегеран вплотную подойдёт к производству ядерного заряда, который он сможет оснастить уже имеющимися в его распоряжении средствами доставки. (По оценкам, экспертов в этом случае территория нашей страны также окажется достижима для возможной ядерной атаки со стороны Ирана. В отличие, кстати говоря, от территории США или даже Европейского Союза). Предположим, что это всё будет происходить на фоне резкого повышения агрессивности внешней политики иранского руководства или действительного согласования официальной иранской позиции с желаниями международного терроризма. Будет ли в такой ситуации Москва сохранять спокойствие и оставаться равнодушной к иранским разработкам? Ответ представляется очевидным.

Другими словами, можно с полным основанием сказать, что сотрудничество России и Ирана, несмотря ни на что, будет в обозримом будущем продолжаться и, по всей видимости, даже усиливаться. Сохраняя сильные позиции в Иране, Россия всегда, с одной стороны, способна быть своеобразным адвокатом Исламской республики перед международным сообществом. С другой, Москва сможет исполнять обязанности неофициального инспектора, бдительно следящего за происходящим в рамках ядерного проекта Тегерана, справляясь с этой задачей лучше, чем МАГАТЭ, ЕС, ЦРУ, Пентагон и Госдепартамент вместе взятые.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net