Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

30.03.2012

Украина разделяет своего газового монополиста и ищет новых поставщиков газа

Украина принимает правила игры европейского Энергетического сообщества. Об этом свидетельствует принятый недавно парламентом Украины во втором чтении соответствующий законопроект. Кроме того, на ситуацию накладываются заявления официальных лиц Киева о поиске новых импортеров газа для Украины. На этом фоне перспективы «газового урегулирования» украинско-российских отношений выглядят весьма туманными. «Политком.Ру» поинтересовался у одного из ведущих украинских энергетических экспертов, директора Института политического анализа и международных исследований (Киев) Сергея Толстова о том, что ждет «газовые» переговоры и каковы позиции и перспективы основных игроков в этом процессе – Москвы, Брюсселя и Киева.

Чем вызвано заявление зампреда правления «Нафтогаза» Вадима Чупруна о возможности перевода ГТС в реверсный режим и ее включения в общую газотранспортную систему Европы? Насколько реален такой шаг с технической стороны?

Игра, которая идет вокруг украинской ГТС, имеет масштабный и вполне серьезный характер. Возможно, в российских политических кругах немногие ясно понимают содержание и широкий контекст этой игры. Впрочем, в штаб-квартире «Газпрома» и в Кремле эти нюансы, разумеется, осознают и учитывают. Но соответствующих выводов пока не делают.

Пару слов об общей характеристике ситуации. Контракты 2009 г. и рост цен на нефть сделали поставки российского газа убыточными для украинской экономики и коммунальной сферы. В свою очередь планы строительства морских газопроводов – «Северного» и «Южного» потоков – могут теоретически позволить «Газпрому» при поставках газа в Европу обойтись без украинской ГТС.

То есть, угроза для Украины остаться с трубами и с завышенными ценами на газ, но без платежей за транзит вполне реальна. Поэтому возникает закономерный вопрос, что делать в сложившейся ситуации?

Заявление зампреда правления «Нафтогаза» В.Чупруна о возможности перевода ГТС в реверсный режим и ее включения в общую газотранспортную систему Европы обусловлены необходимостью поиска выхода из складывающейся ситуации. Нынешние централизованные поставки газа в Украину рентабельны только в том случае, если одновременно с ними идут значительные поставки газа для стран ЕС. Только в этом случае можно обеспечить заполнение магистральных трубопроводов большого диаметра и поддерживать рентабельность работы системы.

Сейчас по своим параметрам газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд. кубометров. Пропускная способность системы на входе – 288 млрд кубометров газа в год, на выходе – 175 млрд. кубометров, в том числе в страны ЕС – 141 млрд. кубометров.

Представим себе, что вместо прежних объемов (140 - 220 млрд. кубометров газа) на входе в магистральные трубопроводы на границе с Россией будет поступать лишь 27 млрд. млрд. кубометров. О таких объемах поставок российского газа для Украины говорили премьер Н.Азаров и министр Ю.Бойко. В этом случае, учитывая необходимый «технологический» расход газа на обслуживание компрессорных станций, можно сделать нехитрый вывод: схема поставок для украинских потребителей станет попросту убыточной. Небольшие объемы газа нужно будет транспортировать по магистральным трубопроводам на большие расстояния, а затем распределять по местным сетям. На конечных участках маршрута количество газа будет вообще мизерным. При этом накладные расходы существенно вырастут. Если одновременно с поставками для Украины будет подаваться определенный объем транзитного газа, его легче и выгоднее транспортировать по какому одному магистральному трубопроводу, а не разделять на несколько потоков.

В случае сокращения объемов транзита проблем будет много, как, впрочем, и поводов, которые «Газпром» сможет использовать для обострения ситуации. Главная особенность нынешней украинской ГТС заключается в том, что она рентабельна и функциональна лишь при поставках больших объемов газа, на которые она была изначально рассчитана. Разумеется, кое-где систему распределения можно переоборудовать, рационализировать схемы поставок. Но в целом это проблему не решает.

Включение украинской ГТС в общую газотранспортную систему Европы предусмотрено нормативами Энергетического сообщества, в которое Украина вступила в 2011 г., и директивами Европейской комиссии. До тех пор, пока была надежда на согласование более приемлемых условий в отношениях с «Газпромом», правительство Украины не спешило с выполнением этих требований. Однако отсутствие позитивных решений после нескольких раундов переговоров с российской стороной вынуждает правительство Украины поспешить с реформой газового сектора.

Первая фаза реформы – оценка стоимости украинской ГТС и разделение «Нафтогаза Украины» на три компании (по управлению транзитом, по распределению газа внутри страны, и по добыче и разведке месторождений).

Вместе с тем, нормативы ЕС требуют включения всех газопроводов в общий функциональный режим, включая обеспечение доступа к трубе различных газотрейдеров, а также обеспечение возможности реверсных поставок – в случае необходимости. Эти требования являются общими для всех стран ЕС и членов Энергетического сообщества, и предполагают разделение функций оператора по управлению газопроводом и владельца газа, который по этим газопроводам транспортируется.

Насколько реален перевод газопроводов в реверсный режим с технической точки зрения? Если судить об опыте стран ЕС – вполне реален. Именно такой принцип предложен в директивах Европейской комиссии, предусматривающих кольцевые маршруты поставок газа и создание т. н. интреконнекторов – перемычек между крупными газотранспортными системами, узлами и подземными хранилищами.

Цель создания таких интреконнекторов – предотвращение дефицита газа на отдельных территориях и противодействие энергетической блокаде стран, зависящих от монопольного поставщика.

Откуда в таком случае Украина будет брать газ? Готовятся ли к заключению соответствующие договоренности с третьими странами?

Вопрос трудный и проблемный. К настоящему времени в ответ на обращения «Нафтогаза Украины» продать украинской стороне часть излишков газа компании Австрии, Венгрии, Болгарии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии позитивного ответа не дали. Были сообщения о том, что какие-то объемы газа могут быть предоставлены турецкими компаниями, получающими газ через Украину.

Последняя информация касалась консультаций с отдельными компаниями Турции, Румынии и Германии о продаже каждой из них от 2 до 3,5 млрд. кубометров газа ежегодно. Предварительные переговоры были начаты еще в 2011 г. и возобновлены после провала украинско-российских переговоров в феврале. Пока относительно обнадеживающими можно считать переговоры с турецкими газовыми компаниями.

Как мне представляется, планы и заявления, касающихся поставок газа со стороны газотрейдеров в странах Европы, рассчитаны в основном, если не исключительно, на перспективу. По крайней мере, до 2015 г. украинская ГТС будет неизбежно использоваться как основной канал транзита. Правда, объемы транзита уже снижены и могут продолжать снижаться.

Строительство первой ветки «Северного потока» снизило объемы транзита через Украину на 20 млрд. кубометров газа, обеспечив возможность поставок для Чехии и Словакии через Германию. Введение в эксплуатацию «Северного потока» уменьшает доходы Украины от транзита примерно на размере 770 млн. долл. в год.

В случае прокладки второй ветки «Северного потока» и первой ветки «Южного потока» транзит через Украину будет уменьшен до минимума и ограничится поставками в Венгрию и Австрию. Соответственно, если Украина к тому времени не найдет других поставщиков газа, «Газпром» сможет диктовать свои условия и повышать цену на газ для Украины, произвольно мотивировать свои действия условиями рынка, требовать контроля над «Нафтогазом» в целях обеспечения надежности транзитных поставок и т. п.

Монопольная зависимость от российских поставок будет рассматриваться как возможность конвертировать условия контрактов 2009 г. и ценовую зависимость от «Газпрома» в реальные экономические и политические дивиденды.

По Вашей оценке, в каком направлении движутся переговоры по заключению новых контрактов на транзит и поставку газа на Украину?

О заключении реальных контрактов говорить пока рано. Нужно сказать пару слов о том, на что может рассчитывать украинское правительство в складывающейся ситуации:

1. На общее изменение ситуации на европейском рынке газа. Имеются в виду ожидаемое расширение объемов поставок сжиженного газа из США и стран Азии, а также возможное снижение цен на энергоносители, если, разумеется, уляжется напряженность вокруг Сирии и Ирана. Кроме этого, предполагается расширение объемов добычи газа на средиземноморском шельфе. Возможно, также, начнутся прямые поставки газа из Туркмении и Ирака.

2. Вторым перспективным направлением считается проект обеспечения поставок газа из Азербайджана. При определенных условиях Украина могла бы получать сжиженный газ в район Одессы, что позволило бы обеспечивать снабжение юго-западных областей.

3. Потенциально возможным источником снабжения считаются закупки газа на спотовом рынке Европы. Их можно будет обеспечивать по имеющимся трубопроводам в реверсном режиме, в том числе из Турции (через Болгарию, Румынию и Молдову) или через Словакию и Польшу.Что касается северных и восточных областей Украины, для них альтернативы поставкам российского газа пока не просматривается.

По поводу отношений с ЕС можно констатировать, что до тех пор, пока Украина не выполнит условия второго энергетического пакета и не обеспечит раздел «Нафтогаза» по функциональному принципу, говорить о включении украинской ГТС в единую европейскую систему преждевременно. Однако после этого станет вполне возможной ситуация, при которой европейские компании смогут ставить вопрос о закупке российского газа на границе Украины и России. В таком случае станут вполне реальными такие новые формы отношений, как заключение европейскими компаниями контрактов на хранение газа в украинских подземных хранилищах, как впрочем, и деятельность различных газотрейдеров на внутреннем украинском рынке.

- Как на переговорный процесс повлиял принятый Верховной Радой Украины закон о разделении «Нафтогаза»?

Принятый в первом чтении (20 марта) законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте» предусматривает реформирование «Нафтогаза Украины». Принятие поправок в их нынешней редакции действительно выглядит как реализация требований Энергетической хартии и связанных с ней документов.

Принятие закона и последующее реформирование «Нафтогаза» не окажет непосредственного влияния на переговоры о поставках газа из альтернативных источников, но сделает потенциально возможными прямые трубопроводные поставки в Украину газа со стороны европейских компаний.

Законопроект не предусматривает возможности приватизации украинской ГТС, которая должна будет оставаться в собственности государственной компании «Укртрансгаз».

Украинское правительство надеется, что выполнение условий, предусмотренных Энергетической хартией и директивами Европейской комиссии, позволит получить от ЕК прямой ответ об ожидаемых объемах и перспективах транзита газа через Украину. Это позволило бы определить целесообразность и характер модернизации существующих магистральных газопроводов. В противном случае, если режим, сроки и объемы использования украинской ГТС не подтверждены, любая масштабная реконструкция действительно теряет смысл.

Правительство ведет переговоры о предоставлении целевых кредитов для модернизации ГТС со стороны европейских международных банков, и в декабре 2010 г. начало работы по модернизации газопровода Уренгой – Помары – Ужгород собственными силами. Однако неясность перспектив не позволяет оценить реальные масштабы работ по реконструкции газопроводов, компрессорных станций и подземных газохранилищ и потребности в финансировании.

Пока еврокомиссар по энергетике Г.Эттигнер не дает Киеву ни определенного ответа, ни конкретных обещаний. ЕС делает упор на аксиологических моментах и требует ускоренной адаптации к своим законодательным нормам. Российская сторона несколько раз высказывала весьма размытые предложения, обещая в обмен на поглощение «Нафтогаза» и вступление Украины в Таможенный союз равнодоходность в ценах на энергоносители для внутреннего потребления.Что касается нынешней ситуации, можно утверждать, что реформирование «Нафтогаза» в соответствии с требованиями ЕС существенно осложнит переход украинской ГТС под контроль «Газпрома», а также усилит позиции Брюсселя по «Южному потоку».

Впрочем, серьезно выиграть от реформы «Нафтогаза» и перехода на европейские нормы регулирования газового рынка Украина смогла бы лишь в случае единой позиции ЕС по объемам и ценам закупки газа, что пока выглядит нереалистичным. При этом сами по себе никакие структурные реформы или работы по реконструкции ГТС альтернативными источниками газа Украину обеспечить не смогут.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net