Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Главное

05.04.2012 | Татьяна Становая

Зачем Медведеву ОТВ?

Объявив в своем ежегодном послании Федеральному собранию о планах по созданию Общественного телевидения, президент Дмитрий Медведев столкнулся с оппозицией как со стороны консерваторов, «путинцев», так и со стороны «либералов». Одна из, казалось бы, громких инициатив, оказалась полностью без поддержки и со стороны представителей элиты, и со стороны общественности. Все это больше похоже на попытку самого Медведева закончить свое президентство с набором хотя бы каких-то выполненных обещаний, в рамках его собственного «курса», который хотя в целом и был сформулирован, но так и не был реализован.

Судя по всему, готовиться к созданию общественного телеканала Медведев начал заранее, до своего послания Федеральному собранию. В начале декабря прошлого года Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека уже опубликовал концепцию проекта федерального закона «Об общественном телевидении и радио в РФ». Концепция предлагала преобразовать ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) в АНО «Общественное российское телерадиовещание». В своем послании Медведев так обосновал свое решение: «общественное телевидение может сделать нашу информационную среду более конкурентной и более интересной». Для этого предлагалось, что ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не будет иметь определяющее влияние на принятие любых решений - ни государство, ни частные владельцы», - сказал он тогда.

Примером наиболее удачного опыта создания общественного телевидения является BBC, немецкая ARD, а также польская TVP. Все три компании не являются ни государственными, ни частными, а управляются специальными общественными советами. BBC, например, представляет собой общественную организацию с контрольным советом, состоящим из 12 попечителей, назначаемых английской королевой. В финансовом отношении и BBC, и ARD, существуют на специальный сбор, который платят все жители Великобритании и Германии соответственно, у кого дома есть телевизор. Для BBC ежегодно эта сумма составляет 2,8 млрд фунтов (почти 5,4 млрд долларов). TVP получает треть дохода из аналогичного источника, остальное приходится на доход от коммерческой деятельности и спонсоров.

Оставим в стороне критику в адрес Медведева по поводу того, что ОТВ – это прошлый век и сейчас ставка делается на современные технологии (Роберт Шлегель), а также ряда экспертов по поводу того, что проект ОТВ – это просто новый «распил» бюджетных средств (Антон Красовский). Попробуем также не обращаться внимание и на недовольство близких к Путину фигур, например, Станислава Говорухина, который назвал идею ОТВ «вредной». Более важным является то, что, по сути, никакого общественного телевидения и не предлагается. Во-первых, финансирование телеканала будет осуществляться через субсидии из бюджета. Во-вторых, президент получит право утверждать кандидатуру гендиректора, писали «Известия» со ссылкой на свои источники. Президент России – это все-таки не английская королева. Впрочем, кандидатуру на пост генерального директора будет вносить совет общественного телевидения. Как же будет гарантироваться независимость ОТВ от государства? Руководитель рабочей группы при президентском совете по правам человека и глава СПЧ Михаил Федотов предлагает так называемый принцип вытянутой руки. Государство выделяет сумму для целей общественного вещания, формируется целевой капитал, а потом «убирает руку». Эта схема не предполагает участия президента в назначении генерального директора. Глава государства учреждает АНО, формирует попечительский совет на основании предложений Общественной палаты и президентского совета. Далее телевидение функционирует самостоятельно.

Идея кажется абсолютно абсурдной и шизофренической, учитывая, что Кремль сохраняет политический контроль над основными электронными СМИ, будь они напрямую государственные, косвенно государственные («через «Газпром-медиа») или частные, как REN-TV, где политкорректность гарантируется лояльными крупными бизнесменами. Форма в данном случае не играет никакого принципиального значения и под маркой ОТВ Медведев предлагает, по сути, тот же госканал, но в котором будет обеспечиваться вроде как более независимая вещательная политика.

Зачем Медведеву это надо? Тут может быть три объяснения. Первое – президент действительно хочет улучшить доступ населения страны к более адекватной, актуальной и объективной информации, так как госканалы давно стали инструментами информационного сопровождения деятельности Путина. Допустим, что у Медведева не хватает политического ресурса повлиять на «Первый канал» или ВГТРК, а также поддержать тот же инновационный телеканал «Дождь», создав более здоровую политическую среду для всех видов средств массовой информации и, прежде всего, для независимых СМИ. Почему бы ему тогда не создать полноценное общественное телевидение по образцу BBC: без участия бюджетных денег, с привлечением действительно авторитетных деятелей культуры? Может быть потому, что для Медведева будет политическим самоубийством введение ежегодного налога на телевизионную антенну в размере 145 фунтов стерлингов, как платит каждое домохозяйство в Великобритании? Готово ли население платить за общественное телевидение? Кому оно нужно больше: Медведеву или народу?

Второе объяснение – имиджевое. ОТВ вписывается в «медведевской» курс» как один из приоритетов поддержки независимых от государства СМИ. К сожалению, эта имиджевая составляющая проекта для уходящего президента может оказать совсем противоположный эффект: идея создания ОТВ говорит больше не о стремлении Медведева поддержать независимое телевидение, а о его неспособности влиять на государственные отношения с подконтрольными телеканалами.

Наконец, третье, и возможно, наиболее правдоподобное и простое объяснение: Медведев создает свой телеканал, который будет в той или иной степени контролироваться близкими к Медведеву людьми (неслучайно, сейчас этим занимается, например, Михаил Абызов) аппаратно или идеологически. Медведев вполне понимает уязвимость своего положения после ухода в правительство, и свой канал тут может оказаться очень кстати.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net