Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

06.04.2012 | Александр Ивахник

Путин, партия, ОНФ

После того как Владимир Путин на встрече с членами координационного совета Общероссийского народного фронта 3 апреля заявил о целесообразности преобразования совершенно бесструктурного ОНФ в оформленное общественное движение, стало ясно, что инициатор создания фронта считает полезным его сохранение в период своего президентства. Теперь определенно можно сказать, что у фронта есть будущее. Однако каким будет это будущее, судить пока крайне затруднительно.

Напомним, ОНФ был создан в мае прошлого года как аморфное «объединение единомышленников», в которое вошли общественные организации (включая профсоюзы и бизнес-ассоциации), крупные трудовые коллективы и отдельные граждане из числа лидеров мнений. Первоначально он выступал как весомый инструмент в руках премьер-министра во внутритандемной борьбе за выдвижение на приближавшихся президентских выборах. Заодно Путин использовал фронт для того, чтобы встряхнуть до предела самодовольную партию власти и ввести в избирательный список «Единой России» на выборах в Госдуму свежие лица. Впрочем, в ходе самой межпартийной предвыборной борьбы ОНФ особой активности не проявлял. Зато после явной неудачи партии власти на думских выборах и резкого падения ее популярности по мере нарастания политического кризиса фронт сыграл важную роль в организации победы своего лидера на президентских выборах, занимаясь агитацией за Путина на местах и мобилизацией людей на массовые пропутинские мероприятия.

Однако после выборов разговоры об ОНФ в публичном пространстве практически затихли. Главная задача была выполнена, а новых вводных не поступало. На встрече 3 апреля один из наиболее активных деятелей фронта, новоиспеченный депутат Госдумы Вячеслав Лысаков поднял вопрос о том, что активисты на местах не очень представляют, как дальше существовать, в каком формате работать. Он сообщил, что некоторые «фронтовики» задумываются о перспективе преобразования в партию, но, по его мнению, к этому надо подходить осторожно, чтобы не расколоть фракцию «Единой России».

На это Владимир Путин заявил, что «надпартийный статус ОНФ является его сильной стороной», поскольку в таком качестве ему «легче аккумулировать представителей различных политических взглядов вокруг общенациональных ценностей». Поэтому надпартийный статус следует, «во всяком случае на ближайшее время», сохранить. Лидер фронта и пока еще председатель «Единой России» также подчеркнул важность сохранения единства фракции ЕР в Госдуме: «То, что в парламенте есть ведущая политическая сила, – это гарантия того, что законотворческий процесс будет продолжаться и двигаться в позитивном ключе». Но при этом лидер ОНФ предложил статус фронта все же укрепить путем юридического оформления в качестве общественной организации с принятием соответствующих уставных документов. И выразил готовность остаться во главе фронта после его преобразования.

Надо сказать, что задачи ОНФ на ближайшую и среднесрочную перспективу избранный президент обрисовал не слишком четко, в самом общем виде. Это, во-первых, законотворческая работа в Госдуме тех членов ОНФ, которые прошли по спискам «Единой России» и составляют около трети фракции. Во-вторых, организация общественного аудита важных законопроектов правительства вроде законов о здравоохранении, образовании и трехлетнего бюджета страны. В-третьих, работа с муниципалитетами, оказание поддержки работникам муниципальных органов власти, с одной стороны, и разъяснение гражданам их прав и помощь в их реализации, – с другой. Кроме того, Путин выразил уверенность в том, что ОНФ может и должен сыграть свою позитивную роль в ходе развития российской политической системы. «Имеется в виду и влияние на формирование партий, на процесс выборности руководителей регионов РФ, ну а в будущем определенные преобразования связаны и с востребованными правилами формирования верхней палаты парламента», – довольно туманно пояснил избранный президент.

Несмотря на явное нежелание Путина говорить о возможности «партизации» ОНФ, многие эксперты расценили решение о придании фронту юридического статуса как первый шаг на пути его преобразования в новую партию власти, которая придет на смену безнадежно дискредитированной «Единой России». Думается, такие выводы преждевременны. Складывается впечатление, что Владимир Путин как ярко выраженный прагматик, предпочитающий тактические решения стратегическим, вообще скептически относится к партиям как институту, предполагающему выработку и принятие более-менее определенной идейной основы и стратегических целей. Что касается «Единой России», то ее беды связаны с тем, что именно сама власть целенаправленно закачала в партию бюрократический ресурс, избавила ее от реальной политической конкуренции и поставила в положение монополиста. А такое положение неизбежно влечет ориентацию на административные методы работы и утрату навыков публичной политики. И если ОНФ, превратившись в партию власти, будет поставлен в похожие условия, то его через какое-то время ждет и похожая участь. С другой стороны, в той же «Единой России» и сейчас немало высококвалифицированных и талантливых людей, проблема которых состояла в том, что их творческий потенциал был зажат жестким обручем кремлевской и партийной бюрократии. Если внутрипартийные правила, процедуры и привычки будут радикально изменены, то у партии есть шанс обрести новую жизнь.

На пути преобразования ОНФ в новую партию власти угадывается и еще одна, менее общая проблема. ОНФ может стать только левоцентристской партией, поскольку опирался в ходе президентской кампании и будет опираться на традиционный электорат Путина – зависимые от государства, патерналистски настроенные слои населения. Правительство же при президенте Путине, в силу объективных факторов, связанных с глобальной экономикой, будет проводить, как и прежде, правоцентристскую социально-экономическую политику. Конечно, возможен вариант, когда партия президента Путина будет критиковать правительство президента Путина (как, например, врач Рошаль постоянно критиковал министра Голикову), но этот вариант технически сложный и чреватый дезориентацией сторонников власти.

Как бы то ни было, даже компромиссное решение о преобразовании ОНФ в общественную организацию вызвало явное неудовольствие у тех членов руководства ЕР, кто не готов на радикальное обновление партии. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков был вынужден специально заявить, что, обретя формат общественного движения, фронт не будет конкурировать с «партией власти». Однако появление этой конкуренции неизбежно. Во-первых, превращение ОНФ в общественную организацию требует создания аппарата на местах, а это значит, что провластный кадровый ресурс в регионах будет дробиться. Во-вторых, конкуренция будет возникать в ходе проведения региональных и муниципальных выборов. Амбициозные выдвиженцы фронта будут пытаться получить места в представительных органах власти, а в каких-то случаях и посты губернаторов, и это в условиях общего обострения предвыборной борьбы в регионах, связанного с политической реформой.

Помимо объективно заложенных элементов конкуренции, отношения между «Единой Россией» и ОНФ во многом будут определяться решением вопроса о лидере партии. Полномочия Путина как председателя партии вскоре истекают. По словам Дмитрия Пескова, ему неизвестно, есть ли у самого Путина желание возглавлять «Единую Россию» после 2012 года. Но подчеркнутое дистанцирование избранного президента от партии в ходе предвыборной кампании заставляет усомниться в наличии такого желания. Для Путина-президента лидерство в «Единой России» наряду с лидерством в ОНФ – пожалуй, лишняя головная боль. В этой связи идут разговоры о том, что новым лидером партии может стать Дмитрий Медведев. Собственно, еще в сентябре прошлого года, сразу после решения о рокировке в тандеме, о такой вероятности заявил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Однако с таким развитием событий тоже далеко не всё просто.

«Единая Россия» может быть интересна Медведеву в том случае, если он получит от президента карт-бланш на ее глубокое идейное, а главное – кадровое реформирование. Нынешний расклад сил в руководстве ЕР, где большинство ориентируется на социал-популистские лозунги и критически относится к идеям либерализма, будущего премьер-министра вряд ли устроит. С другой стороны, для многих депутатов, аппаратчиков и активистов «Единой России» фигура Медведева чужда и мало симпатична. К тому же часть единороссов наверняка связывает неудачу на выборах в Госдуму с тем, что список партии возглавлял непопулярный у традиционалистски настроенных избирателей Медведев. Наконец, даже более либерально мыслящие представители партии не могут не понимать, что место премьер-министра на длительный срок Медведеву отнюдь не гарантировано, а получить лидера, который может, по независящим от него обстоятельствам, не удержаться на вершине властной вертикали, для партии парламентского большинства – далеко не лучший вариант.

Похоже, принятие кардинального решения о дальнейшей судьбе «Единой России», как и принятие всех кардинальных решений в сегодняшней России, опять упирается в одного человека. Какое решение он в данном случае примет, возможно, станет ясно на съезде единороссов, который состоится в начале лета.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net