Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.04.2012 | Сергей Слободчук

Греческий премьер напросился на выборы

Президент Греции Каролос Папульяс объявил о роспуске национального парламента по инициативе греческого премьер-министра Лукаса Пападимоса. По Конституции такое решение означает, что парламентские выборы должны не позже, чем в 30-дневный срок. В данном случае определена дата 6 мая, затем еще один календарный месяц дается на созыв нового состава. Поскольку инициатива исходит от премьер-министра, новоизбранный парламент будет пользоваться иммунитетом от роспуска длиною в год. Из-за чего треснула коалиция левоцентристов и правоцентристов?

На самом деле, в Греции, которая является парламентской республикой, президент избирается парламентом, поэтому, как и следует ожидать, его полномочия очень ограничены. И в основном сводятся к церемониальным функциям. Одним из серьезных рычагов как раз являются полномочия распускать национальный парламент. Вот и роспуск 11 апреля свидетельствует, что роль президента не сводится только к техническому подписанию соответствующего документа. Пусть по Конституции инициативной силой здесь выступает правительство, глава государства не просто визирует указ о роспуске и назначает дату внеочередных выборов. В данном случае Каролос Папульяс имел варианты для маневра - по Конституции Греции, решение о роспуске по инициативе правительства относится на усмотрение президента. То есть, если бы между правительством и президентом существовали жесткие разногласия, Папульяс мог бы отклонить инициативу, высказанную премьером.

Как и полагается в практике парламентских республик, Основной закон Греции предусматривает несколько случаев ответственности парламента, детально регламентируя правовые основания и процедуру такого шага.

Во-первых, согласно статье 32, роспуск применяется через четкую регламентацию избрания президента. Если для первых двух туров с интервалом в 5 дней требуется минимум 200 голосов депутатов, то для третьего тура планка снижается до 180 голосов. Если парламент оказывается неспособен избрать главу государства трижды подряд, следует роспуск законодательного органа. Для «внеочередного» парламента предлагается уже более мягкая процедура, где условия с каждым раундом упрощаются. В результате, может повезти кандидату, набравшему относительное большинство голосов.

Во-вторых, президент распускает парламент в следующих случаях:

- если парламент проваливает все попытки формирования правительства (пробный мандат в 3 дня предоставляется, начиная с крупнейшей фракции).

В этом случае исполнительная власть переходит к правительству широкого согласия, которое состоит из представителей всех фракций. Если же и такой вариант не проходит, тогда правительство по очереди пытаются сформировать председатель Государственного совета, Ареопага или Контрольного совета. Впрочем, срок жизни такого правительства недолог - лишь на время между роспуском и внеочередными выборами.

- если два правительства подряд подают в отставку либо получают вотум недоверия;

- и если инициатива о роспуске парламента исходит от самого правительства.

Как видим, в данном случае сработала статья 41 греческой Конституции. Правительство (то есть, в практике парламентской республики, на самом деле речь идет о фракциях большинства и руководителях «партий власти») использовало предложенный Конституцией формальный повод - обновление народного мандата перед решением национального вопроса исключительной важности. Для Греции, которая переживает очередную волну беспорядков из-за последствий кризиса, это план жесткой экономии, который собирается воплощать в жизнь правительство по требованию МВФ. Если же говорить о политических реалиях, а не официальных причинах, то досрочные выборы стали еще и приговором для коалиции правоцентристов из «Новой демократии» и социалистов из ПАСОК, которая серьезно подорвала позиции двух крупнейших партий среди избирателей. Как видим, ни правые, ни левые из крупнейших партий не желают брать на себя ответственность за план жесткой экономии, который спровоцировал массовые демонстрации и столкновения с полицией. А значит, прослеживается трюк, когда две крупнейшие партии стремятся сыграть на опережение - чтобы на очередных выборах-2013 на волне падения их поддержки свое присутствие в парламенте не усилили третьи силы. Тем более, что претендентов хватает: Коммунистическая партия Греции, Коалиция радикальных левых сил СИРИЗА, "Демократические левые силы (11,5%) и "Независимые греки", не говоря уже об ультраправых и фашистах.

Роспуск по статье 41, кроме прочего, означает иммунитет парламента, который будет избран на выборах 6 мая, от роспуска сроком на год. Правда, иммунитет не распространяется на случаи, когда три крупнейшие фракции поочередно оказываются неспособны сформировать правительство (п. 3 ст. 37) или «двойной» отставки правительства / оглашения вотума недоверия (п. 1 ст. 41 греческой Конституции).

Интересно, что, несмотря на детализацию причин и условий для роспуска, такой регламентированный подход в истории Греции исторически приводил к нелинейной практике. Конституция Греции вступила в силу в 1975 году (плюс дважды пересматривалась - в 1986 и 2001), но за прошедшие 37 лет парламент распускался целых 5 раз. Впервые роспуск применил уже через 2 года после принятия Конституции президент Константинос Цацос в 1977 году. Затем парламент распускался еще четырежды: в 1989 и сразу же в 1990 году президентом Христосом Сардзетакисом, в 1993 Константиносом Караманлисом и в 1996 Константиносом Стефанопулосом.

Для сравнения, Франция, где по Конституции для роспуска вообще не нужно никаких правовых оснований - президент издает указ о роспуске после консультации с лидерами фракций - роспуск применялся всего 5 раз за более чем 50 лет действия Конституции Шарля де Голля (принята в 1958 году).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net