Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.05.2012 | Марина Войтенко

Экономическая политика: возвращение подлинного смысла?

24 апреля на расширенном заседании Госсовета Президент РФ Дмитрий Медведев сформулировал пять принципов, которыми государство должно руководствоваться при принятии экономических решений. Предпринимательская деятельность и талант должны рассматриваться как важная общественная ценность. Вмешательство государства в экономику обязано быть минимально необходимым и прозрачным. Любая форма собственности требует равной защиты и беспристрастности в действиях правоохранителей, конкурентная борьба с использованием административного и силового ресурса недопустима. Само госрегулирование должно быть международно-конкурентоспособным. Наконец, необходим переход от ручного административного управления к понятным и справедливым правилам, в формировании которых должно участвовать все заинтересованное общество.

Последний принцип, пожалуй, наиболее показателен для перемен в политическом дискурсе в условиях, когда сохранение изживших себя экономической и регулятивной моделей все более напоминает стабилизацию исторической бесперспективности. У системы госуправления, где нет места как партнерам ни бизнесам, ни гражданам, а вместо них есть лишь «усредненные и хорошо структурированные» подданные, просто нет будущего. Хотя бы по той причине, что зеркальное отражение таких практик – разрастающаяся коррупция.

В версии «нулевых» годов госрегулирование и экономическая политика по существу неотличимы. На пути к «новой экономике» их содержательные различия уже императивны. Причем экономическая политика как система интенсивных и регулярных коммуникаций между государством, бизнесом и гражданским обществом по поводу выработки и эффективного исполнения госрешений (что, кстати говоря, не выстраиваемо без общественной экспертизы) первична по отношению к регулятивной и нормотворческой деятельности власти. По сути, речь идет об общественно-коалиционных партнерских отношениях вокруг российской модернизационной повестки, позволяющих ставить паруса против ветра инерции и предрассудков, генетически заложенных в «мифологизации и героизации стабильности», объективно присущих очень значительной части бюрократии и политической элиты.

Улучшение инвестклимата, как драйвер движения по этому вектору, уже заставляет систему госуправления испытывать саму себя на «разрыв», то есть способность опираться на институты, а не «понятия», и выползать, сбрасывая «кожу» и обдирая бока, из двухмерной плоскости вертикально-властных связей в иное многомерное пространство разнообразных коммуникаций с бизнесом и гражданским обществом.

Об эффективности экономической политики как системы отношений, балансирующих, порой, противоположные интересы всех участников, давно и хорошо известно из институциональных теорий. В последнее время тому набирается все больше доказательств и в текущей российской практике. Одно из наиболее наглядных – действующий с 2010 года институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), в рамках которого бизнес проводит экспертизу проектов законов и нормативных актов, которые готовит правительство.

Востребованность ОРВ растет: если в первом квартале 2011 года была проведена оценка 87 документов, то в январе-марте 2012-го уже 283-х. Бизнес-сообщество вошло во вкус. РСПП, например, предлагает расширить «предмет ведения» ОРВ административных барьеров, правил лицензирования и норм технического регулирования на все законодательные и подзаконные (ведомственные) акты на федеральном и региональном уровнях (прежде всего, касающиеся налогового и таможенного регулирования). В свою очередь Минэкономразвития намерено согласовать применение ОРВ в отношении некоторых актов Банка России, а также выстроить систему «раннего предупреждения», при которой министерства и ведомства должны будут заранее, то есть еще до создания текста документа, публично (на едином интернет-портале) объявлять о предстоящих новациях, касающихся введения новых норм, правил или стандартов регулирования. Бизнес, таким образом, получит возможность оценивать последствия инициатив уже на предварительной стадии.

Аналогичный порядок может быть введен и для депутатских законопроектов. Здесь предстоит сделать выбор: либо прописать эту процедуру в регламенте работы Госдумы, либо сделать обязательной при подготовке правительственных заключений на проекты законов. Задачи на перспективу также амбициозны. Речь идет о распространении ОРВ на регулирующие акты в рамках Единого экономического пространства, а также о практике так называемых ретроспективных оценок, то есть воздействии уже принятых и вступивших в силу актов на условия ведения бизнеса. Итогом должна стать система мониторинга фактического влияния на деловой климат всех регулятивных мер, которая должна заработать в 2013 году. Расширение «пространства» ОРВ, естественно, потребует и новых организационных форм. В настоящее время они активно обсуждаются в ходе дискуссий вокруг законопроекта «О Национальном совете по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности».

По мнению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, смысл ОРВ вовсе не сводится к тому (об этом нередко говорят критики), что отдельные группы предпринимателей получают «плацдарм» для лоббирования своих интересов. Напротив, наглядно проявляющаяся «линейка» групповых предпочтений позволяет своевременно взвесить выгоды одних и издержки других и сделать принимаемое решение более результативным и эффективным. Прошло бы механизм ОРВ повышение ставок страховых взносов в соцфонды, последствия были бы иными, - уверена министр.

Выступая 23 апреля на расширенной коллегии Минэкономразвития, избранный президент Владимир Путин особо подчеркнул необходимость «осуществить детальную инвентаризацию всего правового массива и расчистить его от всех норм и положений, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности в РФ. Существенную роль в этом призвана сыграть (по сути выросшая из ОРВ) национальная предпринимательская инициатива по формированию конкурентного делового климата.

Ее характерная особенность в том, что в ней власти и бизнес как бы поменялись местами. Если раньше поток предложений шел сверху вниз, то есть в правительстве «придумывали», а затем во многом сугубо формально «советовались» со специально подобранными представителями предпринимательского сообщества, то сейчас разработка новаций в дерегулировании целиком на стороне бизнеса. Власти в лице Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив лишь координируют процесс, выступая в роли консультантов и экспертов. Конечно. есть риски использования административного ресурса, чтобы заблокировать что-либо особо «неприятное» или «несвоевременное». Но в целом это, конечно, более здоровая ситуация.

Работа над инициативами организуется на трех уровнях: рабочие группы – краудсорсинг - публичные слушания. Важная черта разрабатываемых «дорожных карт» - система оценок (показателей KPI) деятельности чиновников по целевым нормативам, исполнение которых в режиме реального времени может отслеживаться всеми заинтересованными лицами и структурами, и, в первую очередь, конечно, самим бизнес-сообществом.

Для примера приведем некоторые из таких целевых показателей, предложенных в рамках проекта «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Предполагается, что в рейтинге Doing Business Россия с нынешнего 178 места к 2013 году переместится на 80-е, к 2015-ому – на 78-е, к 2020-ому – на 34-е. При этом число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство сократится с 51-й в 2012 году до 15 в 2013-2015 годах и до 11 к 2020 году. Совокупное время прохождения всех стадий по согласованиям должно снизиться с 423 дней до 56 в 2020 году. В 1,8 раза предстоит уменьшиться за восемь лет затратам, необходимым для получения окончательного решения.

Как видим, все достаточно прозрачно, все можно «пощупать». 3 мая на заседании наблюдательного совета АСИ будут рассматриваться проекты первых четырех «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы. Затем начнет накапливаться опыт их внедрения в российскую регулятивную практику, с учетом которого будут разрабатываться новые «маршруты». Таким образом, можно констатировать, что осознанное движение от «вертикали» госрегулирования с «ручным управлением» к полноценной экономической политике началось. До «точки невозврата», однако, сильно неблизко. И чтобы даже вплотную приблизиться к ней, предстоит огромная работа.

В остром дефиците по-прежнему технология собственно экономической политики как системы регулярных отношений по поводу выработки и соблюдения «правил игры» в рыночном хозяйстве между всеми, кого они непосредственно касаются. Главные субъекты, а именно государство, бизнес и гражданское общество все еще пребывают в поиске и формата коммуникаций, и их общего «языка». Всем им необходимы и постоянные тренировки способности к такого рода общению. Что-то складывается в спонтанных обменах мнениями в рамках «открытого правительства». Вместе с тем, не понятно, почему при этом «на обочине» остается организация общественной экспертизы (вкупе с гражданскими инициативами) будущих 41 госпрограмм, на основе которых в скором времени предстоит выстраивать федеральный бюджет. Важнейший ресурс включения в экономико-политический процесс гражданского общества пребывает невостребованным.И, тем не менее, возвращение экономической политике истинного демократического и состязательного смысла и тем самым преодоление ее «технологической отсталости» безальтернативно. Именно здесь и могут возникнуть недостающие детали искомых «дорожных карт», и, следовательно, снизиться главные системные риски будущего роста.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net