Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В публичном пространстве активно обсуждают запрос ФСБ ключей шифрования сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» компании «Яндекс» - соответствующая информация появилась на РБК со ссылкой на источники, близкие к самой компании. По информации СМИ компания отказалась предоставлять доступ к шифрованию сервисов и не предоставила в спецслужбу соответствующие ключи, поскольку они могут дать доступ к паролям пользователей всей экосистемы «Яндекса».

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

12.05.2012 | Сергей Слободчук

Пять «нет» для месье Саркози

Считанные дни - и «господин президент» Саркози станет просто месье Саркози. Не успел он официально сдать полномочия, как за него собираются взяться правоохранители, чтобы допросить по делам о коррупции и незаконном финансировании выборов. В противовес блестящей избирательной кампании, французы все-таки сказали решительное «нет» самому талантливому популисту 2000-х. Впрочем, основная причина проигрыша - в самом Саркози, его политическом курсе и личном поведении.

Именно Саркози во всей многомерности этой фигуры французы сказали серию «нет», заставив «Союз за новое движение» впервые за 17 лет уступить пост президента социалистам. Хотя, справедливости ради, нужно признать, что значительная доля в победе - за Франсуа Олландом, который ближе к концу кампании показал, что у него тоже есть свои сильные стороны.

Первое «нет» для Саркози - родом из экономики. Распространен тезис, что главная причина проигрыша - это экономический кризис. Но это не совсем так. Действительно, есть сведения, что, скажем, показатели безработицы - 2 850 тысяч человек на конец 2011 года по данным Министерства труда - стали рекордными за последние 12 лет. Но, например, экономический кризис первой половины 80-х ассоциировался исключительно с политикой социалистов: президента Франсуа Миттерана и премьера Пьера Моруа. Однако, Миттеран смог переизбраться в 1988 году, по результатам и первого, и второго тура выйдя вперед Жака Ширака. Аналогия непрямая - все-таки действует поправка на особенности кризиса 80-х, нюансы расстановки политических сил и т.д. - но все же. Действительно, экономические проблемы - падение доходов, безработица, новое пенсионное законодательство, заставляющее работать больше, рост цен на товары первой необходимости, размер социальных пособий и т.д. - сыграли главную роль в кампании. В первую очередь, они задали повестку выборов речь, которая строилась в основном на социальных темах, и отодвинув родные для Саркози темы безопасности, незаконной миграции и т.д. на второй план, где ему, в довершение всего, пришлось конкурировать с Марин Ле Пен. Конечно, рейтинг Саркози продемонстрировал рывок после трагедии в Тулузе и операции по захвату Мохаммеда Мераха (которая на деле превратилась в операцию по расстрелу боевика), но очень быстро наступил откат.

На самом деле, Саркози угодил в более глубокий разрыв. Дело в том, что европейский финансовый кризис сильно подстегнул евроскептицизм. На кризис наложились проблемы взаимоотношений между этническими французами и мусульманами, яркой квинтэссенцией которых как раз и стал расстрел в Тулузе. Плюс незаконная миграция и социальная помощь, которую приходится платить сотням тысяч неработающих марокканцев, алжирцев и т.д., в то время как не хватает самим французам. В широком смысле, против Саркози сработало разочарование в объединенной Европе, одним из лоббистов которой являлся бывший французский президент. Сейчас во Франции присутствует сильное мнение, что ЕС - это финансовый кризис и мигранты, а Саркози как раз заработал себе имидж одного из главных «лиц» объединенной Европы.

«Нет» № 2 - разочарование французов в Саркози как в человеке. За пять лет пребывания на посту главы государства он слишком часто опровергал свои собственные слова своими же собственными делами. Здесь можно вспомнить имидж «идеального семьянина», а затем развод с женой, последовавший сразу же после победы на выборах. И уже набивший оскомину в качестве примера ресторан «Фуке», куда Саркози после выборов отправился отмечать свою победу со сливками французского бомонда. Или рассказы о личном участии в разрушении Берлинской стены в 1989, хотя по данным мэрии Нейи-сюр-Сен, тот день Саркози провел на официальных мероприятиях. А для кого-то последней каплей стал случай, когда телекамеры засняли, как Саркози снимает с руки часы за 55 тысяч евро, перед тем как поздороваться за руку с темнокожим манифестантом на улице. Или вот расстрел в Тулузе, который Саркози из кожи вон старался записать себе в заслугу и выжать максимум самопиара. Ведь очень быстро стало понятно, что операция с захватом Мохаммеда Мераха на самом деле оказалась провалом. А Саркози стал выглядеть как человек, который готов использовать даже человеческие трагедии, лишь бы они работали на его популярность и тщеславие. Не говоря уже о том, что попытки Саркози делать отсылки к образу де Голля стали откровенно негативным предвыборным ходом. Список расхождений с генералом можно долго перечислять - это и различные позиции в отношении избирательной системы, Конституции, поведения Франции в Африке, формата ЕС и т.д. Но есть главное стратегическое отличие - де Голль стремился проводить максимально независимый внешний курс, а Саркози заработал себе имидж «подпевалы» США.Из этой же серии экономический курс Саркози, в отношении которого сложилось впечатление, что проблемы Франции «президент богатых» решает за счет простых французов. При этом, стараясь, минимально задеть интересы крупных корпораций и транснациональных компаний. Свою роль здесь сыграло и стремление Саркози дружить с крупными бизнесменами, информация о финансировании его кампании, в том числе владелицей L’Oreal и Муамаром Каддафи, отдых президента на яхтах и виллах крупных коммерсантов.

Третье «нет» - финансовая нечистоплотность. Надо сказать, трудно найти французского президента, которого бы не обвиняли в махинациях с госсредствами или незаконном финансировании выборов. Но Саркози и здесь умудрился отличиться. О взносах в предвыборный фонд со стороны владелицы L’Oreal Лилиан Бетанкур говорили давно. Но аккурат ко дню голосования ливийские власти подтвердили слухи о том, что кампанию Саркози в 2007 году финансировал и покойный Маумар Каддафи. А это уже выглядит нелицеприятно - и спонсор одиозный, да и «отблагодарил» его Саркози так, что не дай Бог.

Четвертое «нет» - это резкое неприятие его фигуры со стороны неэтнических французов, особенно недавних мигрантов с правом голоса. Впрочем, многие этнические французы наоборот, посчитают такое отношение к Саркози одним из его немногих плюсов. Ведь проблемы мультикультурализма, нелегальных мигрантов, нежелания мусульман вливаться во французское общество, насилия на национальной почве только углубляются, в то время как власть демонстрирует неспособность к их решению. Но за 5 лет сформировалась устойчивая уверенность, что и здесь Саркози только играет на публику, на самом деле не стараясь решать проблему.

Пятое «нет» - крайне критичное отношение к Саркози со стороны неоголлистского крыла «Союза за народное движение». Неоголлисты в лице Жака Ширака, Алена Жюппе, Доминика де Вильпена не раз демонстрировали, что выступают против Саркози как кандидата от UMP. В отношении де Вильпена пришлось включать весь возможный админресурс, чтобы экс-премьер не смог собрать необходимые для выдвижения 500 подписей местных политиков и мэров городов. А Жак Ширак вообще, отвечая на вопрос прессы, сказал, что кандидатом от UMP должен быть бывший премьер, а ныне министр иностранных дел Ален Жюппе.

Есть мнение, что проигрышу Саркози удивляться не стоит. Наоборот, удивительно, что он набрал так много голосов. Но это не совсем так. Еще один показатель негатива - падение явки. Ведь, если для второго тура 2007 года явка составила 83, 97 % или 35 миллионов 773 тысячи 578 избирателей, то 6 мая 2012 года - только 81, 5 % или 34 миллиона 869 тысяч 996, то есть, меньше почти на миллион человек. И это еще не все - если сравнивать явку в первом туре в 2007 и 2012 гг., она получается меньше на 3, 32 %. Поэтому последним «нет» для Саркози стало то, что французы «проголосовали ногами» против его кандидатуры.

Сергей Слободчук - политолог

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net