Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В публичном пространстве активно обсуждают запрос ФСБ ключей шифрования сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» компании «Яндекс» - соответствующая информация появилась на РБК со ссылкой на источники, близкие к самой компании. По информации СМИ компания отказалась предоставлять доступ к шифрованию сервисов и не предоставила в спецслужбу соответствующие ключи, поскольку они могут дать доступ к паролям пользователей всей экосистемы «Яндекса».

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

15.05.2012 | Сергей Слободчук

Агитбригада «гречка»

Кандидаты в депутаты Украины решили, что самой бронебойной политтехнологией на выборах в Верховную Раду будет прямой подкуп избирателей. Информация о раздаче продуктовых наборов будущими мажоритарщиками поступает со всех уголков Украины. Если «бомж-пакеты» массово раздают, значит, их массово берут. Сработает ли подкуп? Ведь на самом деле, здесь все не так «шоколадно», как кому-то хотелось бы…

Украинские политики, у которых звериное чутье на истинные чаяния народа, решили, что лучшей агитацией на выборах будет раздача продуктовых наборов. Будущие кандидаты массово раздают пакеты с продуктами избирателям облюбованных округов, не забывая попутно агитировать за себя любимых. Продуктовый набор моментально окрестили в народе «бомж-пакетом». Информация об этом поступает из всех областей Украины.

К примеру, народный депутат Ирина Бережная (фракция Партии регионов) раздает жителям Харькова продуктовые наборы вместе со своей предвыборной рекламой. Пакет от Бережной - это гречка, сахар, чай, подсолнечное масло, печенье и конфеты. В комплекте каждый избиратель получил открытку с фото Бережной в форме времен Великой Отечественной и с пилоткой на голове (фотография уже стала героем демотиваторов и объектом беспощадного троллинга), а также поздравлением с Днем Победы. Причина внимания и заботы - Бережная собирается баллотироваться по мажоритарному округу в Харькове. Наверно, если бы для нее договорились об округе где-то на Западной Украине, то будущий кандидат фотографировалась бы в форме ОУН-УПА. Еще один депутат Валерий Писаренко (избран по списку БЮТ, после президентских выборов - внефракционный, голосует вместе с пропрезидентским большинством) аналогично прицелился на округ в Харькове. Парламентарий, который пользуется поддержкой мэра Геннадия Кернеса, к 9 мая раздавал набор, в который входили: пакет недорогого чая, бутылка подсолнечного масла, банка сгущенки, типичная упаковка гречки, пакетик конфет, килограмм сахара в целлофане, печенье.

Будущий кандидат Сергей Глазунов, который окучивает округ в Днепропетровской области, будет более интересен для избирателя, ведь раздает жителям «бомж-пакет» (крупа, консервы, масло, сахар) плюс бутылка водки и подписка на районную газету в придачу. Зам губернатора Днепропетровской области Иван Ступак, также собравшийся в парламент, по информации местных СМИ, раздает бесплатные наборы лекарств. Депутат Игорь Палица («Наша Украина - Народная самооборона»), который часто голосует синхронно с большинством в Раде, был замечен в раздаче ветеранам продуктовых наборов с открытками ко Дню Победы в Луцке. В Киеве неземную активность в раздаче пайков развил Олесь Довгий (бывший секретарь Киевсовета, представитель «молодой команды» мэра Черновецкого), который давно обрабатывает округ на левом берегу столицы. А в том же Харькове в раздаче продуктовых наборов в школе была замечена его теща - действующий депутат от ПР Ирина Горина, которая аналогично мечтает баллотироваться по местному округу. Правда, теща подошла более творчески, ведь взявший пакет обнаруживал там еще и подарочный сертификат на 500 гривен на парфюмерию.

Однако считать, что раздачей «бомж-пакетов» пробавляются только провластные кандидаты, было бы несправедливо. «Демократы» тоже не прочь сыграть на меркантилизме украинского избирателя - депутат Анатолий Матвиенко (фракция «Наша Украина - Народная самооборона») перед Пасхой раздавал недорогие мобильные в Винницкой области. В свое время он побеждал здесь по мажоритарному округу, до этого работал губернатором, а еще раньше делал карьеру в комсомоле.

В плане юридических оценок мнения расходятся. Так глава общественной организации Комитет избирателей Украины Александр Черненко считает, что раз официально избирательная кампания еще не стартовала и кандидаты не зарегистрированы, значит, юридической ответственности будущие кандидаты не несут. «Один человек другому предоставил какую-то поддержку, помощь и все... В юридической плоскости на это реагировать пока невозможно», - отметил Черненко еще в феврале, комментируя первые новости о раздаче продуктов. А вот украинский Центризбирком, напротив, в апреле 2012 года обнародовал разъяснение, что бесплатная раздача товаров является подкупом. ЦИК напомнил о запрете проводить предвыборную агитацию, которая сопровождается предоставлением избирателям, учреждениям, организациям средств или бесплатных или же на льготных условиях товаров (кроме тех, которые не содержат партийной символики и стоимость которых не превышает 3% минимальной заработной платы), а также что нарушение запрета - это уголовная или административная ответственность. Правда, в своем документе украинский ЦИК то ли не удосужился, то ли не смог привести статьи Уголовного и Административного кодексов, которые нарушают авторы «бомж-пакетов». А простые сотрясания воздуха словами «ответственность» давно никого не пугают.

Множество сообщений о раздаче продуктов в ареалах мажоритарных округов вызвало ожесточенную дискуссию в украинском сегменте Интернет. Инициаторы дискуссии заявили, что каждый, кто берет «бомж-пакеты» соглашается с месседжем «ты - быдло». То есть, держи гречку в зубы и голосуй, как следует, а мыслительная деятельность тебе противопоказана и разбираться в политике не твоего ума дело. Другие сердобольно оправдывают украинцев, берущих гречку и другие «подарки» тяжелой жизнью, нищенской зарплатой-пенсией да и вообще жизнью, которую лучше всего характеризует слово «выживание».

Справедливости ради отметим, подкуп пытались применять на всех без исключения выборах в Верховную Раду, да и местных выборах тоже. Настоящим же и непревзойденным асом подкупа в Украине считается киевский мэр Леонид Черновецкий - якобы пресловутая «гречка» позволила ему неожиданно для всех выиграть выборы мэра Киева в 2006 году и переизбраться в 2008-м. На самом же деле, ноу-хау Черновецкого - это не сам подкуп и даже не его массовый характер. Настоящее изобретение - это механизм определения «голодного» избирателя (в народе они получили кличку «бабушки Черновецкого») и построение сети с десятниками и сотниками. А главное - система контроля за голосованием тех, кого купили за «гречку». Потому как без системы контроля условная «гречка» превращается в безвозмездную раздачу денег и продуктов без какой бы то ни было гарантии, что избиратели вообще придут на участок, не то что проголосуют. Простой практический пример: в свое время попытка построить «сеть» по скупке голосов на округе в Запорожье провалилась именно по этой причине - в день голосования многие «сотники» просто отключили мобильные, а избиратели целыми группами не вышли на участки.

Но кандидатам, которые в силу ряда причин - то ли собственной жадности, то ли отсутствия разрешения «сверху» - не могут позволить себе подкупить необходимое количество избирателей, не стоит складывать руки и жаловаться на несправедливую судьбу. Справедливость есть, за нее просто надо бороться. Начать с того, что выборы - это в первую очередь человеческий фактор, который основывается на психологии. Безнаказанность, вследствие которой кандидаты не стесняются покупать голоса в открытую, может сыграть с ними плохую шутку. Технологии открытого подкупа не всесильны - они достаточно просто ломаются. Даже небольшая история выборов на постсоветском пространстве знает эффективные примеры. Не говоря уже, что грамотный специалист может превратить подкуп в контртехнологию, которая сработает против самого «благотворителя».

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net