Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.05.2012 | Александр Ивахник

Московским муниципалам будет чем заняться

Вчера мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале столичной реформы местного самоуправления. Выступая на VI съезде Совета муниципальных образований города, он сообщил, что до 2013 года полномочия муниципальных депутатов будут существенно расширены. Таким образом, долгий период почти полного безвластия органов местного самоуправления в Москве, кажется, заканчивается.

В настоящее время москвичи являются самыми обделенными в России жителями в плане возможностей влияния на устройство городской среды и перспективы развития города. Единственным уровнем выборного местного самоуправления в столице являются районные муниципальные собрания. В городе насчитывается 1560 муниципальных депутатов в 125 районах. Однако реальную власть в районах осуществляют управы, которые являются низовыми органами государственной исполнительной власти и подчиняются префектурам административных округов, которые в свою очередь подчиняются мэрии. В 2000-х годах при Юрии Лужкове реальные компетенции местного самоуправления были существенно урезаны. Сейчас полномочия муниципальных депутатов сводятся к организации опеки и попечительства, охране прав несовершеннолетних, организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, частичному влиянию на благоустройство придомовых территорий. В 2012 году общий объем бюджетов всех 125 муниципальных образований Москвы составляет всего лишь 6,8 млрд. рублей. Во вчерашнем выступлении Сергей Собянин признал: «Существующая сейчас система, когда все решения принимаются на уровне префектур и управ, не всегда эффективна. Это избыточная ответственность». Он добавил, что у муниципалитетов наблюдается «недостаток полномочий для отстаивания интересов москвичей» и надо обеспечить «непосредственное участие граждан в управлении двором, кварталом, районом».

Какие же новые права получат муниципалы? Прежде всего, городские власти готовы предоставить муниципальным образованиям право согласования всех адресных перечней капитального ремонта многоквартирных домов, благоустройства дворовых территорий, районных парков и скверов. Мэр Москвы подчеркнул, что без согласия муниципальных собраний эти проекты вообще не должны реализовываться. В 2012 году из городского бюджета на цели капремонта и благоустройства выделено 26 млрд. рублей. Эти средства и впредь останутся в распоряжении районных управ. Они же продолжат проводить конкурсы и заключать договоры с подрядчиками. Однако без санкции муниципалов потратить выделенные из городского бюджета средства будет невозможно. Важно, что местные депутаты будут официально входить в состав комиссий, которые осуществляют открытие, начало и приемку работ по ремонту и благоустройству, а также контролируют качество работ и их соответствие проектной документации. Без подписи депутатов работы не будут оплачиваться.

Во-вторых, муниципальным образованиям будет предоставлено право согласования проектов строительства объектов, обслуживающих жителей конкретных районов, в том числе магазинов, рынков, аптек, кафе, АЗС, гаражей, спортивных сооружений, а также храмов шаговой доступности. Согласование строек должно происходить на этапе подготовки градостроительной документации. У муниципальных собраний появится право вето в сфере строительства: если две трети депутатов не согласуют сооружение какого-либо объекта, его не будут строить. На принятие решений депутатам отводится не более месяца.Возможно, наиболее принципиальным элементом реформы является то, что муниципальные собрания получат инструмент контроля за деятельностью районных управ. Главы управ должны будут ежегодно отчитываться перед депутатами, при этом последним будет предоставлено право двумя третями голосов выражать недоверие главе управы. Депутаты будут также заслушивать отчеты руководителей таких районных учреждений, как поликлиники, инженерные службы, управляющие компании, занимающиеся обслуживанием домов.

Наконец, со следующего года районам из городского бюджета будет выделяться дополнительная сумма (в 2013 году 5 млрд. рублей – по 40-50 млн. рублей на район) для решения неотложных проблем районов и реализации индивидуальных проектов благоустройства. Распределять эти средства муниципалитеты будут самостоятельно.

Мэр Москвы сообщил, что изложенная им реформа местного самоуправления должна будет пройти общественное обсуждение, после чего в течение нескольких месяцев на городском уровне будут разработаны и приняты необходимые нормативные акты.

Эксперты и независимые муниципальные депутаты отмечают, что предложенные московской мэрией преобразования носят недостаточно далеко идущий характер. В частности, крупные строительные объекты (жилые дома точечной застройки, офисно-деловые центры) останутся в полной компетенции городских властей, и воспрепятствовать возведению таких объектов органы местного самоуправления не смогут. Муниципальные собрания по-прежнему не будут иметь права голоса в назначении глав районных управ. Да и чтобы инициировать отзыв главы управы, необходимо собрать две трети голосов, а такую долю независимые от власти депутаты имеют лишь в муниципальном собрании района Пресня. Кроме того, реформа предусматривает, что новые полномочия местного самоуправления будут не собственными, а делегированными от государственной власти. А это значит, что мэрия сможет отзывать эти полномочия у особо строптивых муниципальных собраний, условия для этого будут специально прописаны в законе. Сторонники радикального варианта муниципальной реформы считают, что районные управы вообще должны быть ликвидированы, а их полномочия переданы муниципалитетам.

Тем не менее, если сравнивать с сегодняшними, преимущественно декоративными функциями московских муниципальных органов, нельзя не признать, что объявленные Сергеем Собяниным меры серьезно расширяют полномочия местного самоуправления, его возможности влиять на действия исполнительной власти на низовом уровне. Естественно, возникает вопрос: почему эти меры предложены именно сейчас. Лежащее на поверхности объяснение – заметно изменившийся в результате местных выборов 4 марта состав муниципальных собраний. Кандидаты, выдвигавшиеся по спискам «Справедливой России», КПРФ, «Яблока» или в качестве независимых самовыдвиженцев, получили в них около трети мест. Оппозиционные депутаты сразу начали остро ставить вопрос о расширении прав муниципального самоуправления и в ряде случаев вступать в конфликтные отношения с управами. Второй фактор – предстоящее с 1 июля расширение границ Москвы. Сергей Собянин однозначно гарантировал сохранение прав местного самоуправления на присоединяемых территориях. Однако это сделало бы еще рельефнее отсутствие этих прав в районах «старой» Москвы.

Наконец, московская власть, несомненно, учитывает общую морально-психологическую атмосферу в городе, широкое распространение здесь протестных настроений. При этом организованная гражданская оппозиция все настойчивее выдвигает лозунги досрочного прекращения полномочий избранной в 2009 году с грубейшими злоупотреблениями Московской городской думы, а возможно, и назначенного мэра. Лига избирателей объявила о проведении 12 июня «общественного собрания», на котором будет обсуждаться вопрос об инициировании общегородского референдума о переизбрании Московской городской думы. В такой ситуации столичная мэрия пытается перехватить инициативу и предложить свою, более спокойную для власти повестку дня для диалога со ждущим перемен обществом.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net