Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.06.2012 | Елена Позднякова

Экспертный совет на «национальный вопрос»

Проблема межэтнического мира никогда не находилась в центре внимания российских властей, несмотря на высокую актуальность этого вопроса для нашей страны. После ряда событий, для краткости называемых «Манежкой», которые показали правящей элите, образно выражаясь, «национальную кузькину мать», власть всеми силами стремится продемонстрировать, что больше эта сфера без государственного присмотра не останется. Вот и новая мера: при президенте России создан экспертный совет по межнациональным отношениям. Правда до сих пор все органы, деятельность которых была связана с улучшением межэтнического диалога, не достигли ощутимых успехов…

То, что работа по нормализации межэтнических отношений в России станет одним из приоритетов политики Владимира Путина как нового президента, стало окончательно понятно с выходом его статьи в «Независимой газете», которая была опубликована в цикле «программных заявлений» кандидата на президентский пост, сделанных через ряд СМИ. В статье, помимо прочего, говорилось и о необходимости «институционализации» «национального вопроса» через создание «специальной структуры, отвечающей за вопросы национального развития; межнационального благополучия; взаимодействия этносов». Поскольку кандидат являлся одновременно и премьер-министром, первые шаги, которые предписывала совершить статья, не заставили себя ждать: уже через три дня после публикации статьи в правительстве были созданы межрегиональная рабочая группа и межотраслевая комиссия по межнациональным отношениям.

Эти органы принялись решать «национальный вопрос» с поистине правительственной прямолинейностью. Был разработан план мероприятий, призванный улучшить межэтнические отношения путём выселения мигрантов из регионов с их наибольшей концентрацией и равномерного распределения их по территории Российской Федерации. Во всём этом отчётливо прослеживалась рука министерства регионального развития, которое и занималось межэтнической политикой с 2001 года, так что план никак нельзя было назвать многообещающим. Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что насильственно прикреплять иммигрантов к определённой территории нельзя (уже действующая система квот на привлекаемую рабочую силу не может справиться с распределением потока иммигрантов, поскольку, как и большинство других российских институтов, подвержена коррупции), правительство решило заняться выравниванием развития регионов, применяя для этого меры экономического стимулирования. Конечно, не стоит и говорить о важности этой задачи в контексте развития страны в целом: тот премьер-министр, при котором региональные дисбалансы будут минимизированы, без всяких сомнений войдёт в историю. Другое дело, что с межэтническими отношениями эта деятельность связана слабо: она затрагивает лишь отдельную часть всего комплекса проблем и, по сути, не является чем-то новым. Кроме того, заниматься выравниванием региональных дисбалансов можно бесконечно, а результаты этой работы будут не так очевидны, как хотелось бы.

Тем не менее, созданием правительственных органов дело не ограничилось. 7 мая, в день инаугурации, президент Владимир Путин подписал указ «Об обеспечении межнационального согласия», в котором предписывалось основать соответствующий совет, что ещё раз подчеркивало приоритетность задач по устранению межэтнических противоречий. Новый экспертный совет при президенте выносит решение «национального вопроса» из инструментальной в концептуальную плоскость: его основной задачей станет выработка концепции государственной национальной политики России. Несмотря на некоторую замшелость формулировок, по всей видимости, объясняющуюся бюрократическим консерватизмом (эксперты неоднократно клеймили чиновников за то, что те упорно называют межнациональными те проблемы, которые на самом деле являются межэтническими и межкультурными), совет всё же является новым форматом работы с обозначенной сферой, поскольку предполагает вовлечённость заинтересованной общественности в выработку политики.

Общественность в совете, в целом, представлена традиционно: лидерами этнических общественных объединений, представляющих интересы, как российских этносов, так и диаспор. Конечно, присутствие представителей литовской или украинской общин, как и представителей автономии российских немцев, не является критическим для решения текущих задач в сфере нациестроительства. Дело в том, что представители этих общин не находятся в состоянии острого перманентного конфликта с русским большинством и, в общем и целом, вполне вписываются в российскую нацию как политический и культурный феномен. Нисколько не умаляя заслуги деятелей от этнических общественных организаций, стоит отметить, что многие из них, например, Ара Абрамян или Иван Саввиди, уже много лет вовлечены во взаимодействие с властью, но дальше отдельных гуманитарных проектов, безусловно, самоценных, дело не пошло. При этом, коль скоро совет будет заниматься программой гармонизации межэтнических отношений, хорошо было бы пригласить в него, скажем, представителей общин иммигрантов из Таджикистана или Узбекистана. Хорошо, что в совете будут присутствовать выразители интересов русского большинства, в том числе, и довольно радикальные и последовательные, например, Конгресс русских общин. И ещё лучше, что в составе совета присутствуют учёные, занимающиеся межэтнической проблематикой, такие, например, как Леокадия Дробижева и Валерий Тишков. Их присутствие хотя бы в начале работы совета даёт надежду на то, что эта структура не будет исключительно декоративной.

Первые наработки по концепции «национальной политики» экспертный совет должен представить уже к 1 декабря 2012 года. По всей видимости, этот день станет «днём икс» для новой структуры: предложения вроде «увеличить финансирование национально-культурных автономий» мы видели уже неоднократно, но они не принесли никакой пользы. Хочется надеяться, что и председатель совета Владимир Путин, и его заместители, и рядовые члены этой структуры понимают: межэтнической проблематикой давно пора заниматься не декоративно, а всерьёз.

Елена Позднякова – эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net