Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

08.06.2012 | Роман Ларионов

ШОС на перепутье

Саммит Шанхайской организации сотрудничества, прошедший 6-7 июня в Пекине, не вывел организацию из затянувшегося кризиса, связанного с фактическим отсутствием стратегии развития. Но в то же время продемонстрировал понимание необходимости повышения роли ШОС в развитии региона Центральной Азии.

Напомним, что ШОС появилась в 2001 году в результате преобразования «Шанхайской пятёрки» - неформальной площадки по урегулированию пограничных споров между Китаем и центральноазиатскими республиками бывшего СССР – в полноценную организацию (тогда же к России, КНР, Казахстану, Туркменистану и Таджикистану присоединился Узбекистан).

Появление российско-китайского интеграционного проекта в Центральной Азии было продиктовано двойственной ситуацией. С одной стороны, задачей ШОС была реализация совпадающих интересов Москвы и Пекина на регионе Центральной Азии. Во-первых, это противодействие актуальным для России и Китая угрозам, исходящим из социально нестабильных среднеазиатских республик. Сами создатели ШОС называют это борьбой с «тройным злом» - экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. Лидеры ШОС считают, что проблемы терроризма исходят из ослабления центральной власти, поэтому на деле речь идёт о сохранении политического статус-кво: поддержке существующих светских режимов в республиках ЦА, а также противодействие радикальным исламистским группировкам и сепаратистским тенденциям. В связи с ростом наркотрафика после падения режима талибов в Афганистане к «тройному злу» прибавилась четвёртая составляющая – борьба с наркоторговлей. Во-вторых, и Россия, и Китай заинтересованы в создании определённого противовеса военному присутствию НАТО и политическому влиянию США в регионе. Сейчас, в связи с выводом войск западной коалиции из Афганистана, актуальность данной проблемы снижается, однако на раннем этапе военной кампании в Москве и Пекине были не на шутку встревожены тем, что Вашингтон использует Киргизию и Узбекистан в качестве полигона для снабжения воинского контингента в Афганистане. В 2003 году это беспокойство нашло выражение в довольно резком заявлении от имени ШОС с призывом к США закрыть свои базы в республиках ЦА.

С другой стороны, существует объективная геополитическая конкуренция между Россией и Китаем, которая будет только усиливаться по мере всё большего проникновения Пекина на рынки центрально-азиатских республик, встречая при этом сопротивление Москвы, считающей их зоной собственного влияния. В этих условиях ШОС могла бы стать площадкой для создания и поддержания системы отношений, сглаживающих нарастающую российско-китайскую конкуренцию.

Если не ШОС, то кто?

Всё вышеперечисленное создало запрос на создание некоего интеграционного проекта с участием России и Китая как наиболее влиятельных в ЦА игроков. Однако ШОС так и не смогла сформулировать внятную стратегию своего развития, что предопределило определённую пассивность в её деятельности. Между тем, необходимость в реформировании организации с целью сделать её полноценным механизмом противодействия угрозам безопасности является главным вызовом не только самой ШОС, но и всему азиатскому региону.

На данный момент ШОС, несмотря на свою пассивность, является единственной структурой в Азии, в которой на тех или иных условиях присутствуют почти все влиятельные в регионе игроки. А потому в среднесрочной перспективе именно ШОС будет призвана дать ответ на усиливающиеся угрозы безопасности. Прежде всего, это уход НАТО из Афганистана, чреватый ослаблением нынешнего правительства в Кабуле и усилением позиций фундаменталистов с возможной экспансией радикального ислама за пределы Афганистана. Однако этим угрозы не исчерпываются. Нет гарантии, что серия арабских революций не даст крен на восток и не перекинется на центрально-азиатские республики, что опять же грозит усилением роли исламистов. И, наконец, на повестке дня остаётся возможная война в Иране, чреватая дестабилизацией политической ситуации в соседствующих с ним с востока странах.

На перепутье

В результате перед ШОС стоит главный вызов – сформулировать ясную стратегию реформирования организации с тем, чтобы превратиться в эффективный механизм по поддержанию политической стабильности в Азии, либо уступить эту роль другим интеграционным проектам. Усиление дискуссии внутри ШОС о путях подобного реформирования говорит о том, что лидеры стран адекватно оценивают этот вызов.Но в связи с усилением этой дискуссии усиливаются и противоречия внутри организации между двумя её системообразующими игроками – Россией и Китаем. Можно выделить два измерения этих противоречий.

Внутренне измерение сводится к вопросу о приоритетном направлении интеграции ШОС - экономическом или военно-политическом. Первое направление продвигается Пекином и связано с реализацией инвестиционных проектов, в том числе в сфере энергетики. Однако подобные устремления Китая встречают довольно прохладное отношение со стороны России, опасающейся чрезмерной китайской экспансии в зону своего влияния, а также настороженное любопытство у центрально-азиатских республик, желающих привлечь китайские инвестиции, но опасающихся попасть в экономическую зависимость от Пекина. Военно-политическое направление продвигается Москвой, осознающей угрозы безопасности в ЦА. Россия отдаёт себе отчёт в том, что справиться со сложными проблемами в Азии можно лишь в кооперации с другими влиятельными игроками, а потому не ограничивается продвижением проекта ОДКБ.

Внешнее измерение российско-китайских противоречий связано с вопросом о расширении ШОС. Одной из причин нерасширения организации является тот факт, что главные претендетны блокируются либо Россией (Пакистан), либо Китаем (Индия). Также негласный мораторий на принятие новичков объясняется другими обстоятельствами. Во-первых, как и во всяком объединительном проекте, в ШОС должны были устояться «правила игры», и завершиться организационное оформление. И, во-вторых, принятие новых членов неизбежно снизит влиятельность России и Китая, а потому и Москва, и Пекин, подобно членам Совбеза ООН, солидарны в том, чтобы поддерживать статус-кво, сохраняя биполярность организации.

Новички – Афганистан и Турция

Сейчас, однако, в связи с актуализацией проблем безопасности в ЦА к лидерам ШОС приходит понимание того, что для повышения дееспособности организации к её работе необходимо привлекать новых игроков, имеющих влияние в Азии. В частности, в Пекине Владимир Путин напрямую поставил перед участниками вопрос о необходимости расширения организации и призвал разработать соответствующие критерии к следующему саммиту. Однако нежелание принимать новичков по-прежнему сильно, поэтому пока ШОС ограничивается расширением числа периферийных участников – тех, кто получает статус наблюдателя и партнёра по диалогу.

Так, на нынешнем саммите в наблюдатели был принят Афганистан – эпицентр будущих процессов, угрожающих безопасности в Азии, без которого вряд ли можно было бы дать эффективный ответ на них. К тому же уход американцев создаёт возможности по укреплению политических и экономических позиций в этой стране. Для самого Афганистана этот шаг является следствием того, что правящая группа пытается заручится поддержкой как можно большего числа внешних игроков перед уходом НАТО и неизбежным усилением позиций талибов.

Другим новичком среди тех, кто будет взаимодействовать с ШОС, является Турция, что также можно занести в актив организации. Турция, являясь членом НАТО, одним из лидеров Ближнего Востока и вообще влиятельным и ответственным международным игроком, повысит респектабельность ШОС. К тому же Турция получила сразу статус партнёра по диалогу, что является более высокой ступенью, чем статус наблюдателя. Для самой же Турции участие в ШОС является очередным каналом вхождения в политическое поле Центральной Азии – логичное в условиях, когда Анкара претендует на лидирующие позиции в исламском мире.

Таким образом, ШОС всё ещё находится на перепутье, пытаясь определиться с тем, каким образом адаптировать организацию к новым вызовам, не пренебрегая при это интересами стран-основателей. Квинтэссенцией этой неопределённости стал провал попытки принять на нынешнем саммите Стратегию развития – участники ограничились лишь Основными направлениями деятельности.Пока можно констатировать, что ШОС медленно движется по двум направлениям – и по пути экономической интеграции, выразившемуся в создании Фонда развития и Банка развития ШОС, и по военно-политическому пути, о котором сигнализирует участие в саммите важных в решении проблем безопасности в Азии Афганистана и Турции.

Роман Ларионов - эксперт Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Голос России» 08.06.2012 года

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net