Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

19.06.2012 | Татьяна Становая

Не виноватый царь, Бастрыкин сам пришел

В последние полгода политическая жизнь в стране значительно ожила. СМИ, наблюдатели и эксперты пытаются найти закономерности в последних событиях, больше ориентируясь то ли на возвращение Владимира Путина на пост президента, то ли на новый гражданский протест. Вот и «Коммерсант-Власть» вчера обнародовал очередную порцию «инсайда» о том, какова же на самом деле стратегия Кремля и где правильнее искать причинно-следственные связи в происходящих последние месяцы тенденциях.

Если грубо обобщить версию событий, представленную в одном из самых влиятельных политических журналов России, то ситуация в последние недели строилась по следующей логике. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин попал в неприятную историю. Вероятно, отвезя журналиста «Новой газеты» на обочину леса и высказав свое оценочное суждение о потенциальных угрозах и рисках, которые таятся в непростой профессиональной деятельности Сергея Соколова, Бастрыкин вскоре неожиданно сам для себя осознал, что совершил ошибку. Понимая, что повсюду враги и конкуренты, которые только спят и видят, как бы его снять с поста главы СКР, Бастрыкин принял решение подстраховаться. При этом он уже заранее точно знал, что появится письмо Дмитрия Муратова, последует огромный публичный резонанс, а ему придется извиняться (но, очевидно, как показала практика, не сразу, а немного покапризничав). Источник «Коммерсанта» убеждает, что история с Муратовым – компромат, сфабрикованный Генпрокуратурой в ответ на слухи о возможном назначении Бастрыкина Генеральным прокурором. То есть, то ли Муратов подрабатывает на прокуроров, то ли его использовали втемную вместе с Соколовым, источник это не упоминает.

Так вот, получается, что согласно слухам, Бастрыкин был одной ногой Генпрокурором, его ждало повышение. Но после сфабрикованного компромата Генпрокуратурой, он уже оказался на грани отставки. Получается, что манипулировать кадровой политикой Путина довольно просто. Бастрыкин, опасаясь худшего, и прекрасно разбираясь в психологии своего однокурсника президента, осознал, что надо организовать срочно нечто, что приведет к резкому росту требований оппозиции о его отставке. И Путину ничего не останется, как не пойти на поводу давления снизу и оставить Бастрыкина в должности. Этим «нечто» и стали загадочные обыски дома у лидеров оппозиции. Причем, как пишет «Власть», к этому не причастны никто, кроме СКР. Собеседники «Власти» как среди силовиков, так и среди оппозиционных активистов отмечают, что на фоне бурной деятельности СК особенно заметно отсутствие активности центра Э МВД, к ведению которого чаще всего и относились превентивные беседы с активистами. «Эшники» по-прежнему наблюдают за митингами, но, как раньше, на допросы и беседы активистов не вызывают. Получается, делает вывод газета, что автором идеи обысков и главной движущей силой этой спецоперации был именно СК. При этом авторитетный журнал почему-то совсем не хочет брать во внимание тот факт, что СКР всегда занималась оперативным обеспечением деятельности ФСБ.

Итак, Бастрыкин, не согласуя свои действия ни с кем, взял на себя риски провести обыски у лидеров оппозиции ради сохранения своей должности. При этом источник журнала в Кремле снова убеждает, что Кремль был сильно разочарован: обыски в выходные, за день до «Марша миллионов», только спровоцировали рост численности акции протеста. Получается, Бастрыкин либо не понимал этих последствий, либо решил, что пусть лучше его отчитают в Кремле за несанкционированные обыски, чем за вывезенного в лес Соколова. Очень спорно…

Вся эта версия выглядит как плохо продуманная история, проданная одному из самых авторитетных российских СМИ, преподнёсших это как сенсацию. Главная цель этого «слива»: показать, что Кремль вовсе не стремиться закручивать гайки, никакой «лукашенизации» режима нет. «Во всех событиях, которые развернулись с 10 по 12 июня, нет никакого единого злонамеренного плана со стороны властей. Это все разные истории, которые сплелись в единый клубок»,— уверяет высокопоставленный источник «Власти» в Кремле. Собеседники «Власти» в администрации президента признались: кремлевские чиновники были удивлены обысками ничуть не меньше сторонних наблюдателей. В качестве доказательств того, что Кремль «белый и пушистый», газета приводит 2 аргумента: акция 12 июня была согласована, а власти не стали применять принятый недавно закон об усилении ответственности участников и организаторов несанкционированных митингов. Может и сам закон протолкнул Бастрыкин или кто-то еще, например, «единороссы», которые попытались спасти свою за…цу в ожидании расцвета демократии внутри партии? А Кремль очень не хотел, но подписал этот закон, так как в противном случае это казалось бы отступлением перед наступлением оппозиции? Почему бы не выдвинуть и такую версию? Как оказывается, на Путина давить довольно просто, если в любую историю приплетать требования оппозиции…

Если следовать логике, представленной во «Власти», Кремль вообще ни при чём. Бояре перегибают палки, воюют между собой, подставляют друг друга, а Владимир Владимирович хотел как лучше, как в Великобритании, говорит источник журнала, приводя в пример практику борьбы с незаконными акциями протеста на Туманном Альбионе. В общем, цивилизованный царь у нас, интересуется лучшими западными практиками подавления протеста, внедряет их, как может, внутри России, а исполнители все портят.

В действительности же, объяснение происходящему гораздо проще. Конечно, все обыски у оппозиции проводились с санкции Кремля, и Бастрыкин и шага ступить не может без соответствующего обсуждения «на самом верху», причем в мельчайших деталях. Конечно, в истории вокруг Соколова присутствует элемент «войны силовиков»: конкуренты Бастрыкина непременно попытались использовать некрасивую историю против главы СКР. При этом шансы на то, что скандал мог стать причиной остатки Бастрыкина – нулевые. Бывшему министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву в этом деле не помогла даже бутылка шампанского, использованная не по назначению и приведшая к летальному исходу одного из «клиентов» нургалиевских подчиненных. И обыски, и закон – звенья одной цепи: Кремль пытается надавить на оппозицию, напугать, предупредить, но пока не спешить сажать. Власть пытается поставить протест в более управляемое русло, добиться снижения массовости акций, но никак не пересажать кого попало. А так как выглядит это именно как «лукашенизация», предпринимаются попытки оправдаться и свалить все на Бастрыкина. Но и хорошая новость тут все-таки есть: сама попытка показать аудитории «Власти», что Кремль вовсе не стремиться «закручивать гайки» - позитивный знак, доказывающий, что российскую власть все еще беспокоит такая категория как репутация.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net