Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.06.2012 | Алексей Макаркин

Египет без президента и парламента

Результаты второго тура президентских выборов в Египте будут объявлены после рассмотрения в избиркоме жалоб кандидатов. Если президентом станет Шафик, страна может столкнуться с массовыми протестными акциями исламистов. Мурси уверен в победе и намерен приносить присягу на площади Тахрир.

Египетская избирательная кампания продолжает преподносить сюрпризы. Вначале с дистанции сняли нескольких фаворитов, а во второй тур не вышли кандидаты, которым социологи отдавали первенство.Успеха добились те политики, которые опирались на сплоченные и легко мобилизуемые электораты – условно "исламистский" и "провластный". А теперь и объявление результатов второго тура отложено вплоть до завершения рассмотрения жалоб, которые кандидаты направили в избирком – а их около 400. Добавим к этому, что военные власти распустили парламент, в котором доминируют исламисты.

Результаты второго тура

Пока нет официальных результатов второго тура, остается анализировать официальные заявления штабов кандидатов и неофициальные "утечки" из избиркома. Сторонники как Мухаммеда Мурси, так и Ахмеда Шафика заявляют о победе своего фаворита, в обоих случаях с минимальным перевесом.Версия исламистов выглядит правдоподобнее – они опубликовали в виде брошюры около 13 тысяч копий итоговых протоколов участковых и региональных избирательных комиссий, которые, по их данным, доказывают победу кандидата "Братьев-мусульман". По их утверждениям, Мурси опередил Шафика менее чем на миллион голосов – 13,2 против 12,3 млн.

В свою очередь сторонники Шафика одновременно доказывают, что их кандидат обошел Мурси, получив поддержку около 13 миллионов избирателей, а также, что около миллиона голосов исламисты приписали путем махинаций с заранее заполненными бюллетенями. Если они уверены в победе своего кандидата, то неясно, почему они концентрируют внимание на "приписках" в пользу Мурси, которые в этом случае уже ни на что не влияют?

Вырисовывается непротиворечивая картина. Если избирком признает существующие результаты выборов, то президентом надо объявлять Мурси. Если же он прислушается к аргументам сторонников Шафика и объявит недействительными часть голосов, поданных за исламиста, в этом случае с минимальным перевесом побеждает последний премьер, назначенный Хосни Мубараком.

Риски зашкаливают

Если избирком признает президентом Шафика, то Египет может столкнуться с массовыми протестными акциями исламистов, которые на следующий день после выборов уже отметили победу Мурси. При этом к "Братьям-мусульманам" могут присоединиться и сторонники более радикального течения в исламе – салафиты, чей кандидат не был допущен к выборам (перед вторым туром они поддержали исламистского кандидата).

Могут быть возмущены и левые организации, опасающиеся возвращения ко временам Мубарака. Риски в этом случае зашкаливают – особенно если учесть, что многочисленные сторонники Шафика куда более пассивны, когда речь идет о защите своих политических интересов с помощью уличных акций.Примечательно, что кандидат от исламистов задолго до первоначальной даты объявления результатов голосования стал вести себя как избранный президент – чтобы с самого начала захватить инициативу. Он уже заявляет о формировании властной команды и собирается после обнародования итогов выборов принести президентскую присягу на верность народу на революционной площади Тахрир "в знак символического подтверждения, что закон народа превыше всякой власти, и только народ есть сама власть".

Таким образом, Мурси хочет наладить контакт с молодежью, выходившей в прошлом году на Тахрир – часть молодых активистов все же поддержали его перед вторым туром (но только как альтернативу Шафику), а другая часть воздерживается от одобрения действий кого-либо из кандидатов.Но в намерении Мурси принести присягу на Тахрире есть еще один смысл. В воскресенье (когда еще проходил второй тур) Высший совет вооруженных сил принял дополненную Конституционную декларацию, которая должна определить полномочия главы государства и военных. Согласно этому документу, президент обладает достаточно широкими полномочиями.Он имеет право назначать премьер-министра и других членов правительства, государственных служащих, дипломатов, объявлять о проведении парламентских выборов и утверждать бюджет. В то же время президент принимает присягу не перед парламентом, как говорилось в предыдущей версии документа, а перед Конституционным судом.

Страна без парламента

Казалось бы, это третьестепенная формальность. Но дело в том, что именно Конституционный суд на прошлой неделе принял решение о несоответствии закона о парламентских выборах основному закону Египта. Судьи пояснили, что при выборах в нижнюю палату был нарушен принцип, отводивший треть мест для независимых кандидатов – среди одномандатников оказались и члены партий.

Первоначально предполагалось, что это решение не приведет к роспуску парламента – ведь полномочия двух третей депутатов не были поставлены под сомнение. Однако Высший совет вооруженных сил решил иначе, распустив парламент, в котором около 70% мест принадлежало разным исламистским группам (а 45% - сторонникам "Братьев-мусульман"). Одновременно была распущена и конституционная комиссия, сформированная парламентариями – в ней существенную роль играли сторонники создания новой Конституции на основе шариатского права.

Таким образом, Мурси изначально демонстрирует негативное отношение к Конституционному суду, благодаря которому по его партии был нанесен сильный удар, и предпочитает апеллировать непосредственно к народу. Примечательно, что на минувшей неделе Конституционный суд принял еще одно политически значимое решение, признав неконституционным закон, запретивший бывшим высокопоставленным чиновникам режима Мубарака претендовать на высокие посты в государственных структурах.

Непосредственно судебное решение касается Шафика – еще раз было подтверждено его право участвовать в выборах. Но оно имеет значение и для будущего – в ходе новых парламентских выборов исламистам будут противостоять, в частности, деятели прежнего режима, сохранившие влияние в ряде регионов страны. О востребованности лозунга "порядка", который выдвигает эта часть политического класса, свидетельствует высокий результат Шафика, получившего, как минимум, почти половину голосов во втором туре.Кроме того, активизировались левые – последователи Гамаля Абдель Насера – их кандидат в первом туре занял третье место, немного отстав от лидеров. Теперь именно вокруг левых могут объединиться активисты с площади Тахрир, которые не были представлены в распущенном парламенте.

Так что на новых парламентских выборах исламисты могут не получить 70% голосов. В обществе растет разочарование политической практикой сторонников "Братьев-мусульман" и салафитов, недостаточной компетентностью ряда депутатов, впервые оказавшихся в роли законодателей.Тем более для исламистов важно выиграть битву за пост президента, отбившись от претензий со стороны сторонников Шафика. Полного контроля над властью они в этом случае не получают (на переходный период до созыва нового состава парламента законодательные функции остаются за военными), но важный плацдарм завоевывают.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Голос России» 21.06.2012

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net