Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.06.2012 | Олег Громов

Из победы – в поражение

США признали легитимным нового президента Египта – бывшего председателя радикальной Партии свободы и справедливости (официального политического крыла группировки «Братья-мусульмане») Мухаммеда Мурси. Это влечет за собой значимые перемены, как на самом Ближнем Востоке, так и в методах американской политики в этом регионе…

Главный прецедент – Америка признала президентом представителя по сути террористической организации. Нельзя сказать, что это сильно необычно для американской внешней политики (где всегда главенствует принцип – «негодяй, зато наш негодяй»), однако это означает смену концепции в умах американских стратегов, которые ранее предпочитали официально иметь дела только с умеренными политиками в этом регионе. Большое значение в выборе в сторону Мурси сыграл тот факт, что военные во главе с фельдмаршалом Тантауи начали сближаться с Ираном в надежде уравновесить США, фактически свергнувшие и отказавшиеся от экс-президента Хосни Мубарака. Практически одновременно с установлением временного правления военных Тантауи пропустил через Суэц несколько иранских кораблей, чего не случалось со времен шаха. Таким образом, баланс сил в Средиземном море (точнее дисбаланс в сторону сил НАТО) мог быть нарушен. А это в свою очередь могло помешать осуществлению морских операций Израиля против ХАМАСа в Газе, а также возможные действия НАТО против Сирии.

Сделав ставку на Мурси, американцы показали, что готовы работать с исламистскими силами. Значит, полушариатский режим в Ливии и примерно такая же альтернатива для Сирии их вполне устроит. Интересно, что сразу после терактов 11 сентября 2004 года известный американский геополитик Збигнев Бжезинский советовал администрации Джорджа Буша-младшего именно такой вариант – поиск более широкой опоры для Америки в регионе за счет союза с «политическим исламизмом». Дело в том, что он расширит свое влияние и без Америки, но если США предварительно не станут союзниками исламистов, то они потеряют регион.

Кто бы что ни говорил по поводу причин революций на Большом Ближнем Востоке, но они как раз и возвысили исламистов, похоронив идею построения у арабов светского государства исключительно по западному образцу. Башар Асад – почти что последний представитель такого направления арабской политической практики (он одновременно – лидер социалистической партии Баас). Поэтому ликвидация его режима важна и с идеологической точки зрения.

Региональное значение победы Мурси в том, что теперь Турция, а не Саудовская Аравия претендует на роль лидера на Большом Ближнем Востоке. Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган не просто отчасти проспонсировал усиление некоторых исламистских партий региона, но и политически поддержал новые режимы – от Туниса до Египта и воюющих мятежников Сирии. Его дивиденды – это образование после всех революционных потрясений большой единой экономической зоны от Магриба до (в идеале) Средней Азии. Несколько лет назад он впервые выступил с идеей построения своего мусульманского таможенного и валютного союза на пространстве Ближнего Востока. Тогда его идею мало кто поддержал. Но теперь – когда у турков полрегиона – союзники это скорее станет реальностью.

Препятствием может стать только ситуация в Сирии и Ираке. Несмотря на то, что Турция и Запад твердо решили свергнуть Асада, гражданская война в этой стране может пойти по непредсказуемому сценарию. Если Турция начнет открытую войну против мусульманской Сирии на стороне европейцев и американцев – «крестоносцев», это похоронит ее роль лидера Ближнего Востока. В ином случае Турции остается ждать и подспудно все больше поддерживать сирийских мятежников, но они, похоже, не смогут справиться без прямой помощи извне. В итоге – тупик. Как из него выйдут турки – большой вопрос. Однако от его решения зависит их статус в регионе.

Другой вызов – Ирак. Эта нестабильная страна может развалиться на три части – шиитскую, суннитскую и курдскую. Что в принципе устраивает Иран. Если Сирия устоит, а Ирак, наоборот, начнет разваливаться, то именно Иран выдвинется в качестве лидера Большого Ближнего Востока. Ему будет проще найти общий язык с пришедшими к власти исламистами, чем с военными или демократами. Тогда временные победы Турции и Запада могут оказаться большим поражением и потерей для европейцев и американцев этого региона.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net