Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.07.2012 | Алексей Макаркин

Сирия: эмиграция генерала Тласа

В окружении сирийского президента Башара Асада появилась первая серьезная пробоина. Генерал Манаф Тлас, служивший в республиканской гвардии – элитной части сирийских вооруженных сил – покинул страну и через территорию Турции выехал во Францию, куда ранее на лечение отправился его отец Мустафа Тлас, ближайший соратник Хафеза Асада (отца Башара)

Бегство генералов

Бегство высокопоставленных сирийских военных в последнее время стало обычным явлением. 21 июня двое пилотов ВВС страны (один из них в звании полковника) улетели на истребителе в Иорданию, где им впоследствии было предоставлено убежище. 25 июня в Турцию бежала группа из 39 военных, в числе которых были генерал и два полковника. А 2 июля стало известно, что на турецкую территорию перешли еще 85 военнослужащих, в числе которых один генерал и еще несколько офицеров высокого ранга. Всего, включая Тласа, за время военных действий в Сирии, ее территорию, по сообщениям СМИ, покинули 15 генералов.

Однако сирийская армия насчитывала (до начала внутреннего вооруженного противостояния, когда из нее началось массовое дезертирство) примерно 325 тысяч человек, и большинство ее генералов не обладают каким-либо политическим влиянием. До Тласа наиболее заметным военачальником, покинувшим Сирию, был бригадный генерал Мустафа Амхад аш-Шейх, занимавший пост начальника разведки в северном военном округе (всего страна разделена на шесть военных округов). Сейчас он возглавляет военный совет Сирийской свободной армии, созданной из дезертиров, перешедших на сторону вооруженной оппозиции.

Бегство такого количества генералов является для режима Асада фактором крайне неприятным, но не смертельным. Вооруженные повстанцы разрознены, исламистам непросто согласиться на то, чтобы подчиняться бывшим военачальникам ненавистного им режима. Боеспособность вооруженной оппозиции, несмотря на активную внешнюю поддержку, не слишком велика при столкновении с регулярными частями в открытом бою.

Например, когда 5 июля войска Асада после массированного обстрела начали штурм города Хан-Шейхун (стратегически важный пункт на шоссе от Дамаска до Алеппо), то повстанцы были вынуждены отступить. Несмотря на дезертирство, две элитные дивизии (республиканской гвардии и спецназа) остаются верны Асаду. Этого не хватает для того, чтобы уничтожить вооруженную оппозицию, использующую партизанские методы борьбы, но пока достаточно, чтобы не допустить военного краха режима.

Психологическая война

Хорошо известно, что психологическое состояние военных влияет на исход современной войны не меньше, а возможно, и больше, чем техническая оснащенность вооруженных сил. Сирийской армии приходится одерживать свои победы в условиях все более усиливающейся международной изоляции страны.

Запад открыто призывает военных армии Асада к дезертирству. Турция концентрирует войска на сирийской границе. Вооруженные силы, предназначенные для борьбы с внешним противником, втянуты в многомесячную полицейскую операцию, в которой они не могут одержать решительную победу. Обстрелы городов вызывают самые негативные чувства у солдат, родившихся в этих местах, что побуждает их к бегству из армии.

Сохраняющие верность Асаду военные не могут считать, что их семьи находятся в безопасности – боевики физически уничтожают сторонников режима, в том числе и гражданских лиц. Окрестности одного из крупнейших городов Сирии, Алеппо, находятся под контролем повстанцев, которые устраивают вооруженные акции и в Дамаске.

Еще один важный фактор – позиция суннитской общины, наиболее крупной в современной Сирии. Разумеется, не все ее представители желали бы победы оппозиции, которая может привести к хаосу. Но и желающих сражаться за алавитский режим Асада в ней становится все меньше. В связи с этим для части сирийской элиты становится привлекательным "третий путь" - не идентифицировать себя с режимом, но и не выступать открыто против него. А, так сказать, отойти в сторону.

Тем более, что переход на сторону повстанцев представляется рискованным не только из-за возможной мести со стороны Асада, но и из-за непредсказуемой реакции самих оппозиционеров. Вспомним печальную судьбу генерала Абдул Фатаха Юниса, министра внутренних дел при Муаммаре Каддафи, ставшего военным руководителем ливийских повстанцев.

Он был убит "неизвестными" в разгар боевых действий – в его гибели обвиняли исламистов. Зато бежавший из Ливии бывший министр иностранных дел и экс-начальник разведки Муса Куса сейчас спокойно живет в Катаре (он не мог остаться в Англии, где ему пришлось бы отвечать на неудобные вопросы по "делу Локерби", но Запад не мешал ему перебраться из Лондона в Катар).

Похоже, что именно вариант "отойти в сторону" выбрал влиятельный суннитский клан Тлас, еще недавно бывший одной из опор президента Асада и в течение многих десятилетий активно поддерживавший правящую в Сирии арабскую националистическую партию "Баас".

Клан Тлас

Фактическим главой клана Тлас является 80-летний Мустафа Тлас, бывший в течение более чем трех десятилетий министром обороны Сирии. Личный друг Хафеза Асада, он обеспечивал связь алавитского президента с суннитами. Генерал Тлас-старший является известным военным историком и теоретиком, ряд его трудов посвящен российским вооруженным силам.

В 1980 году он получил докторскую степень в области военных наук в Институте военной истории Министерства обороны СССР за работу о военном мышлении маршала Жукова. В 1990 году Тлас стал доктором исторических наук, а в 2004 году Российская академия наук присвоила ему ученую степень доктора honoris causa. Бежавший из страны генерал Манаф Тлас является его сыном.

Другой сын Мустафы Тласа, Фирас, считается одним из виднейших сирийский олигархов, сделавших свое состояние, используя тесные связи с правящим режимом. Как утверждают, он при этом выполнял деликатные поручения отца и сына Асадов. В 2004 году представители американской разведки обвиняли Фираса Тласа в том, что он координировал со стороны Сирии процесс сирийско-пакистанского ядерного сотрудничества, отвечая за приобретение оборудования, необходимого для обогащения урана.

Сейчас Фирас Тлас покинул Сирию и, по некоторым данным, перебрался в Египет. А "патриарх" клана генерал Мустафа Тлас несколько месяцев назад отправился на лечение во Францию, где проживает его дочь, вдова торговца оружием из Саудовской Аравии Нахид Оджи, считающаяся одной из звезд парижского высшего света и имеющая множество связей во французской элите.

Клан Тлас изначально не поддерживал повстанцев – более того, суннитские миллионеры пытались убедить своих единоверцев договориться с Асадом, но потерпели неудачу. В то же время он лишился и доверия Асада, который в условиях многомесячного военного противостояния может рассчитывать только на свое алавитское окружение, которому уже некуда отступать – победа суннитской оппозиции вполне может превратить ныне могущественную общину в изгоев. В августе прошлого года сирийская армия подвергла обстрелу город Растан, где родился Мустафа Тлас, что не способствовало лояльности клана нынешнему режиму.

По сообщению Sunday Times, в последнее время Манаф Тлас – единственный остававшийся в стране влиятельный представитель клана – находился под домашним арестом. И бежать ему помогла богатая сестра из Парижа. Эмиграция лидеров клана Тлас усиливает изоляцию Асада, который и без того находится в крайне затруднительном положении. Хотя, опираясь на алавитов, он сохраняет ресурсы для сопротивления.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Голос России» 09.07.2012

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net