Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.08.2012 | Марина Войтенко

Банк России взял паузу

10 августа 2012 года Совет директоров ЦБ РФ принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по иным операциям . Казалось бы, можно перевести дух от ожиданий перемен в действиях денежных властей и успокоиться – действия регулятора стабильны и предсказуемы как никогда. Между тем, по наблюдениям экспертов и оценкам участников рынков, интрига еще только начинает закручиваться.

В информационном сообщении Центробанка черным по белому записано: «указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учетом сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, а также наблюдаемого ужесточения денежно-кредитных условий в экономике». Иными словами Банк России на какое-то время воздержался от расстановки запятой в классической дилемме «повышать нельзя снижать» применительно к собственной базовой ставке, исходя из сложнейшего баланса рисков, сложившегося к настоящему времени.

Начнем с инфляции. По состоянию на 6 августа годовой темп прироста потребительских цен увеличился до 5,7%. При этом накопленная с начала года «прибавка» ИПЦ составила 4,6% (рост за июнь – 0,9%, июль – 1,2%, за первую неделю августа – 0,1%). С одной стороны, уже ясно, что традиционного июльского ослабления динамики ИПЦ не произошло, не случится и августовской дефляции. В то же время, в канун осени налицо некоторое инфляционное торможение – играют свою роль низкие плодоовощные цены нового урожая. Сколько будет «держаться» этот эффект вовсе не очевидно. Тем более что долгое эхо первоиюльского планового повышения большинства регулируемых цен и тарифов захватит и первую половину сентября (как минимум), а то и весь месяц целиком. В этих условиях на передний план в структуре инфляционных ожиданий выходят факторы, повлиять на которые ЦБ РФ практически не может.

Речь идет о существенном ухудшении конъюнктуры мирового и российского рынков продовольствия и тенденции к понижению оценок урожая-2012 основных сельхозкультур в РФ. К примеру, зерна будет собрано не более 80 млн. тонн – и это сверхоптимистический прогноз, рабочий его вариант (пока еще не все ясно с ходом уборочной в Сибири) – 75-77 млн. тонн. Более точные и репрезентативные выводы могут быть сделаны не ранее конца августа/начала сентября. Пока же рост агроцен набирает обороты, вызывая опасения «нового издания» последствий засухи в 2010 году .

В «классическом рисунке» действий ЦБ РФ должен был бы бороться с угрозой инфляции ужесточением денежно-кредитной политики (то есть, повышением ставки). В условиях де-факто плавающего курса рубля и отсутствия убедительных внешнеэкономических аргументов (состояния счета текущих операций и финансового счета платежного баланса) в пользу его укрепления другого сильнодействующего средства против роста цен просто напросто нет. Валютный курс, конечно, в состоянии повлиять на ценовую динамику. Но, в сложившихся обстоятельствах такое воздействие в значительной степени может реализоваться не торможением, а ускорением роста цен вследствие достаточно резкого (от 15%) однократного ослабления. Поэтому-то сглаживание курсовой волатильности, на что делает ставку Банк России, оказывается общей предпосылкой эффективных антиинфляционных действий.

Тем не менее, курсовая политика объективно порождает ожидания ускорения роста цен. Недавнее расширение валютного коридора с 6 до 7 рублей (его границы составляют 31,65-38,65 рублей) было расценено многими рыночными игроками и экспертами как аванс на будущую девальвацию. Ощущения становятся основанием для мотиваций к соответствующему инвестиционному поведению и т.п. И это уже объективная реальность, с которой придется считаться.

«Альфа и омега» доверия к любому центробанку – это надежность контроля за денежным предложением. Здесь вроде бы все в порядке: июньские послабления, когда денежная база в широком определении в реальном выражении выросла на 5,2% после снижения на 10,6% в январе-мае, остались в прошлом. За июль этот показатель вновь вышел на траекторию, скользящую вниз (8129,3 млрд. рублей на 1 июля и 8059,5 млрд. рублей на 1 августа 2012 года). Очевидно, что к сентябрю этот тренд получит подтверждение и в динамике денежной массы (М 2) .

Судя по всему, Банк России выбрал тактику плавного, «в бархатных перчатках» ужесточения денежно-кредитных кондиций в экономике. Специалисты по теории международных отношений и вовсе сказали бы, что регулятор демонстрирует «мягкую силу». Более жесткие действия, то есть, повышение ставки рефинансирования и соответственно рост всех других процентных ставок (денежного рынка, кредитов нефинансовому сектору и населению и т.п.) вполне способны опрокинуть навзничь и без того неустойчивый общеэкономический рост. Между тем, повышения рисков его замедления (как следует из информационного сообщения о заседании Совета директоров 10 августа) Цб РФ не видит. Стилистика употребленных «фигур речи» довольно лукавая: «высокие темпы роста оборота розничной торговли», «условия для сохранения устойчивости внутреннего спроса», «некоторое снижение темпов промышленного производства в июне», «отсутствие выраженного давления на цены со стороны спроса» и т.п.

Экспертный язык много сочнее – стагнация в промышленности, вялый спрос, поддерживаемый не ростом реальных доходов, а расширением потребительских кредитов, явная понижательная динамика сводных циклических индексов (снижение в июне до «-0,9%» год к году), свидетельствующая о начале фронтального экономического торможения и т.д. Спорить о нюансах – примерно то же самое, что дискутировать о вкусах – можно до бесконечности. Но едва ли нужно, когда среди экспертов и участников рынков обнаруживается редкое единодушие – в нынешней неопределенности действия регулятора, пусть и вынужденно адаптивные к ситуации, но в принципе правильные. Ускорять замедление неразумно, а как и с какой именно (по ее природе) инфляцией бороться, пока не вполне понятно.

Понятно, что при сложившемся крайне хрупком балансе макроэкономических рисков, ЦБ РФ имеет возможность поддерживать рост по сути дела лишь через обеспечение функциональной работоспособности банковской системы. Число проблем здесь, впрочем, не убавляется, а их острота остается ощутимой для всех экономических акторов.

В сообщении Центробанка подчеркивается: «в последние месяцы отмечаются признаки стабилизации темпов роста кредитов нефинансовым организациям и населению на фоне наблюдаемого в экономике роста процентных ставок, который Банк России связывает с продолжающимся распространением эффектов повышения ставок денежного рынка, связанного с ситуацией устойчивого спроса банковского сектора на операции рефинансирования Банка России».

В конце июля ЦБ РФ повысил свой прогноз общего роста совокупного кредитного портфеля финансовых организаций на текущий год с 20-25% до 24-28%, что во многом связано с бурным ростом розничного кредитования. За первое полугодие его объем увеличился на 18,4% до 6,57 трлн. рублей, а в годовом выражении на 44,4% - за аналогичный период 2011-го почти в два раза меньше (24%).

В то же время, темпы прироста банковских заимствований реального сектора пока не дотягивают до прошлогоднего уровня – 6,2% за первые шесть месяцев 2012-го против 7,5% того же показателя 2011-го, а без учета изменений курса рубля динамика еще более скромная – согласно расчетам Центробанка, 5,7% и 9,7% соответственно. Тем не менее, регулятор полагает, что ситуация исправится. Первый зампред ЦБ РФ Алексей Симановский полагает вполне возможным увеличение корпоративных кредитов по итогам года на 18-22%. Эксперты куда более пессимистичны. И причина тому – сложная ситуация с банковской ликвидностью.

В погоне за вкладчиком банки повышают процентные ставки по депозитам и расходы на рекламу линейки своих продуктов. Согласно данным отчетов о прибылях и убытках кредитных организаций (форма 102), сектор в целом в первом полугодии потратил на рекламу 17,5 млрд. рублей, что почти вдвое больше, чем в прошлом году – 8,6 млрд. рублей. При этом, как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов рекламного агентства OMD MediaDirection, проанализировавших бюджеты двадцати наиболее активных на рекламном рынке банков, вклады стали единственным видом банковских услуг, доля затрат на продвижение которых в совокупном рекламном бюджете существенно выросла – с 6-ти до 16 процентов. Стоит отметить, что это принесло свои плоды.

Депозиты физических лиц за первое полугодие-2012 выросли, по данным ЦБ, на 8,1%, в 2011-ом – на 7,1%. общий объем розничных депозитов на первое июля составил 12,833 трлн. рублей. Тем не менее, Агентство по страхованию вкладов сохраняет свой прогноз роста-2012 на уровне 16—18,5% по итогам года (в 2011 году объем розничных депозитов вырос на 20,9%).

Причем все более популярными у россиян становятся краткосрочные депозиты на срок до года – за первое полугодие их объем вырос на 18,7%. Долгосрочные вклады (от года до трех лет) выросли всего на 5,9%, а их доля в общем объеме депозитов физлиц сократилась до одного из самых низких значений за последние несколько лет – 59,6%.

Средства же, привлеченные от организаций, и вовсе демонстрируют отрицательную динамику – «-0,6%» в 2012 году против «+5,7%» в 2011-ом. В результате «длинных денег» банковской системе по-прежнему не хватает, что вынуждает финансовые организации все активнее привлекать средства Банка России. За год их задолженность перед регулятором выросла в семь раз до 2,251 трлн. рублей на 1 июля 2012 года с 312 млрд. на 1 июля 2011-го. На 1 августа 2012 года общий объем привлеченных средств ЦБ РФ в структуре пассивов российских банков достиг 5,4% против 2,9% на 1 января 2012 года. По мнению международных рейтинговых агентств, если банк привлекает более 10% пассивов от централизованных кредитов, то это сигнал для отрицательного прогноза. По оценке руководителя ЦСИ ИЭП Алексея Ведева, число таких кредитных организаций стремительно увеличивается. Большинство (около двух третей банков из ТОП-100 прочно «сидят на игле» рефинансирования.

О том, что ситуация сложная, свидетельствует отчет ЦБ РФ о состоянии рынка междиллерскогорепо за второй квартал, в котором приводятся данные по кредитованию финансовых организаций под залог ценных бумаг с правом их обратного выкупа. По данным ЦБ, в апреле-июне объемы этих операций между банками упали больше чем в два раза. Если в первом квартале на долю кредитования под залог ценных бумаг в режиме «овернайт» приходилось 26,73% объема сделок репо, то во втором — 57,12%. При этом концентрация полученных средств у крупнейших игроков только выросла, а переход ликвидности к игрокам, не имеющим доступа к репо с Центробанком, затруднился, свидетельствуют данные обзора. То есть, ликвидность по системе в целом не распространяется. Приток и отток ликвидности даже для крупных банков зависит от активности администраторов бюджетных расходов и госказны . Иными словами, бизнес российских банков превращается в опасную игру с государством, сопровождающуюся накапливанием взаимных рисков.

На поверку оказывается, что финансово-банковский механизм, призванный обеспечивать устойчивость экономического роста, на деле весьма хрупок. Между тем опыт и глобального кризиса 2008-2009 годов, и многих циклических спадов, имевших место до этого, свидетельствует – все начинается с банковского сектора. Отсюда на Банке России сейчас двойная ответственность. Во-первых, за укрепление банков и их готовность выстоять перед ударом «новой волны» (которая все еще может прийти из зоны евро). Во-вторых, за предстоящий и неизбежный выбор в денежно-кредитной политике. Как модно говорить теперь среди финансистов, ставки по осени считают. Самое важное еще впереди. Следующее заседание Совета директоров Банка России состоится в первой половине сентября.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net