Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Региональные исследования

14.06.2012 | Марина Леандрова

Мониторинг общественно-политической ситуации в Краснодарском крае(май 2012 года)

Краснодарский край по-прежнему остается в центре внимания федеральных властей: регион стал одним из первых субъектов РФ, которые посетил новый президент В.Путин. В рамках деловой поездки глава государства встретился с президентами Абхазии и Южной Осетии, провел совещание по вопросам подготовки к олимпиаде в Сочи, побеседовал с губернатором о планах развития и проблемах курортных территорий региона. Переговоры с иностранными коллегами проходили на российской стороне и были отмечены доминированием принимающей стороны, однако значимых официальных соглашений по итогам встреч заключено не было. Вместе с тем ряд договоренностей, достигнутых в ходе встречи губернатора Кубани А.Ткачева с президентом Абхазии А.Анквабом, позволяют подтвердить намерение России и Краснодарского края, в частности, расширять сферу влияния в республике. А.Ткачев заявил о стремлении российской стороны участвовать в проектах, реализуемых на территории Абхазии, и внес предложение об упрощении пограничного режима между странами в целях более эффективного сотрудничества. Губернатор также пообещал продолжать реализовывать политику системной поддержки социально-экономического развития республики, что ставит в определенную зависимость от российской элиты власти Абхазии.

Некоторые кадровые решения федеральной власти свидетельствуют о сохранении действующего политического курса в отношении региона и удовлетворенности властей ситуацией в крае. Среди таких переназначений следует назвать сохранение за В.Устиновым должности полпреда президента в Южном федеральном округе (занимает эту должность с мая 2008 года), а Д.Козак в новом правительстве снова будет курировать подготовку к олимпиаде в Сочи.

В мае в крае прошли несколько избирательных кампаний по выборам представителей органов муниципальной власти. Среди наиболее крупных и значимых из них выборы главы г. Крымска 13 мая и досрочные выборы глав Ленинградского и Тимашевского районов 27 мая. Кандидатами на пост главы Крымска были выдвинуты заместитель главы Крымского городского поселения, представитель «Единой России» В.Улановский, начальник цеха ООО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» В.Ляткин и временно не работающий А.Рябошапка. Претенденту на пост главы города С.Булдакову, представляющему партию «Яблоко», в регистрации было отказано. Однако его участие в выборах незначительно изменило бы общее распределение голосов между кандидатами. С результатом 94,5% новым главой Крымска стал В.Улановский, остальные кандидаты не смогли преодолеть даже 3-% барьер. Избирательная активность населения составила 67,3%.

Досрочные выборы глав двух муниципальных районов края проводились в связи с досрочной отставкой их прежних руководителей. 17 января 2012 года глава Тимашевского района А.Потапенко и руководитель Ленинградского района Г.Журба были уволены и публично раскритикованы губернатором региона А.Ткачевым за то, что «не справились со своими обязанностями». Избирательная кампания в Ленинградском муниципальном районе в характерных чертах сопоставима с выборами, прошедшими в Крымске. Явка населения составила 63,1%, в предвыборной гонке участвовали три кандидата, двое из которых являлись самовыдвиженцами и заведомо не имели серьезных шансов на успех, а новым главой стал представитель «Единой России» С.Гаркуша, который по итогам голосования набрал 93,6%. Данный сценарий выборов можно считать наиболее типичным для муниципальных образований края. Основной причиной отсутствия серьезной конкуренции в ходе избирательных кампаний и достаточно легких побед представителей партии власти следует считать невозможность оппозиционных объединений представить сильного кандидата, обладающего различными ресурсами если не для победы, то для конкурентной борьбы.

Выборы в Тимашевском районе продемонстрировали наличие у оппозиции возможности к проведению подобных акций. В предвыборной гонке приняли участие четыре кандидата: врио главы муниципалитета, член партии «Единая Россия» А.Житлов, единый кандидат от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», член КПРФ Е.Иванов и два самовыдвиженца Н.Комаров и Д.Дробжев. Наличие адекватной альтернативы представителю партии власти нашло свое отражение в полученных кандидатами процентах голосов избирателей: А.Житлов – 62,8%, Е.Иванов – 34%, Д.Дробжев – 1,9% и Н.Комаров – 1,3%. Избирательная активность на выборах составила 35,9%. Несмотря на традиционную для избирательных кампаний края победу представителя правящей элиты по итогам голосования в Тимашевском районе, объединение трех парламентских партий и официальное письменное соглашение между ними стало первым прецедентом в крае и доказало свою относительную эффективность.

Заявление и решения губернатора, сделанные накануне, привели к изменениям структуры и состава исполнительной власти региона. Значительная часть изменений носит формальный характер, в частности, объединение, упразднение или переименование подструктур исполнительной власти. Основными задачами реорганизации правительства стали объединение разрозненных департаментов и управлений в отраслевые министерства и сокращение управленческого аппарата в полтора раза. Таким образом, вместо департамента по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений и управления по вопросам антитеррористической, экологической и экономической безопасности в структуре правительства Кубани появилось министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности. В процессе реорганизации возникли министерство экономики и финансов; министерство промышленности и энергетики; министерство природных ресурсов и лесного хозяйств; министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности; министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства, а также министерство курортов и туризма и министерство физической культуры и спорта. Кроме того, было принято решение упразднить должность вице-губернатора, отвечающего за развитие строительной отрасли.

Что касается кадровых перестановок, свои должности смогли сохранить заместители главы И.Перонко (по совместительству министр финансов региона) и В.Кондратьев, а также вице-губернаторы Н.Долуда, Г.Золина, В.Лукоянов (по совместительству министр природных ресурсов края) и А.Саурин. Первым вице-губернатором остался Д.Хатуов, полномочия которого были расширены (ранее он отвечал за взаимодействие с силовыми структурами и местным самоуправлением, общественными организациями и Законодательным собранием Краснодарского края, теперь он также курирует подготовку к Олимпиаде, архитектуру и строительство). Вместе с тем, в правительстве появились новые фигуры, среди них следует отметить министра и вице-губернатора Краснодарского края по сельскому хозяйству Э.Кутыгина, который ранее возглавлял краевой департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, и вице-губернатора по инвестиционному развитию края, ранее директора «ИнжГео» и гендиректора ОАО «Красная Поляна» Н.Бутурлакина. Появление в аппарате главы региона новой фигуры обусловлено многими факторами: лоббизм со стороны ФПГ (основным акционером ЗАО «НИПИ «ИнжГео», которое ранее возглавлял Н.Бутурлакин, является Газпромбанк); участие в подготовке к олимпиаде и близость к представителю края в Совете Федерации А.Билалову (с июня 2010 до мая 2011 года Н.Бутурлакин занимал должность генерального директора ОАО «Красная Поляна», 60% акций которой принадлежали бизнесмену М.Билалову, брату сенатора от Краснодарского края и главы ОАО «Курорты Северного Кавказа» А.Билалова); наличие неформальных бизнес-контактов с губернаторским окружением (Н.Бутурлакин является учредителем ООО «Торговый центр «Имеретинский», гендиректором которой значится Р.Горелов, ранее занимавший должность гендиректора ЗАО «Агрокомплекс», расположенного в п. Выселки и контролируемого семьей А.Ткачева).

Структурные и кадровые коррективы в правительстве края свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности губернатором его командой ввиду незначительного количества перестановок, либо изменении должностей отдельных персон в рамках структур исполнительной ветви власти. Декларируемая А.Ткачевым задача сокращения числа органов исполнительной власти на Кубани в 1,5 раза (47 вместо 66) фактически является выражением стремления главы региона к концентрации ответственности по отдельным сферам за конкретными фигурами и укреплению вертикали власти. Характерной особенностью реструктуризации следует также назвать повышение приоритетности олимпийской тематики в правительстве, что демонстрируют как дополнение полномочий первого вице-губернатора Д.Хатуова функцией по контролю за подготовкой к олимпиаде, так и включение в число наиболее влиятельных акторов края в должности вице-губернатора представителя структур, близких к олимпийскому строительству, Н.Бутурлакина. Повышенное внимание к вопросам подготовки к олимпиаде объясняет приближение сроков проведения этого мероприятия и некоторые проблемы в процессе создания необходимой инфраструктуры, а именно отклонения от плана - графика по 36 объектам, которые были включены в постановление правительства. Основной причиной отставания называют задержки в работе проектных организаций, вызванные желанием некоторых заказчиков и подрядчиков пересмотреть стоимость строительства олимпийских объектов в сторону их увеличения.

Прошедший месяц стал очередным этапом реализации ранее намеченных перед руководством региона планов. Стабильность намерений федерального уровня в отношении края и успешно выполняемые губернатором задачи по укреплению положения правящей элиты на региональном и местном уровнях способствуют созданию строгой, четкой иерархии власти, необходимой для достижения целей, поставленных перед регионом. Среди наиболее значимых из них следует отметить подготовку к олимпиаде в Сочи, сохранение политической, экономической и социальной стабильности и экспансию России на юг по побережью Черного моря. События мая 2012 года в регионе позволяют оценить действия краевых властей по выполнению основных задач достаточно высоко и прогнозировать дальнейшее приближение к желаемому элитой результату при отсутствии форс-мажорных ситуаций.

Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Марина Леандрова - стажер Лаборатории региональных политических исследований НИУ-ВШЭ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net