Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональные исследования

14.06.2012 | Марина Леандрова

Мониторинг общественно-политической ситуации в Краснодарском крае(май 2012 года)

Краснодарский край по-прежнему остается в центре внимания федеральных властей: регион стал одним из первых субъектов РФ, которые посетил новый президент В.Путин. В рамках деловой поездки глава государства встретился с президентами Абхазии и Южной Осетии, провел совещание по вопросам подготовки к олимпиаде в Сочи, побеседовал с губернатором о планах развития и проблемах курортных территорий региона. Переговоры с иностранными коллегами проходили на российской стороне и были отмечены доминированием принимающей стороны, однако значимых официальных соглашений по итогам встреч заключено не было. Вместе с тем ряд договоренностей, достигнутых в ходе встречи губернатора Кубани А.Ткачева с президентом Абхазии А.Анквабом, позволяют подтвердить намерение России и Краснодарского края, в частности, расширять сферу влияния в республике. А.Ткачев заявил о стремлении российской стороны участвовать в проектах, реализуемых на территории Абхазии, и внес предложение об упрощении пограничного режима между странами в целях более эффективного сотрудничества. Губернатор также пообещал продолжать реализовывать политику системной поддержки социально-экономического развития республики, что ставит в определенную зависимость от российской элиты власти Абхазии.

Некоторые кадровые решения федеральной власти свидетельствуют о сохранении действующего политического курса в отношении региона и удовлетворенности властей ситуацией в крае. Среди таких переназначений следует назвать сохранение за В.Устиновым должности полпреда президента в Южном федеральном округе (занимает эту должность с мая 2008 года), а Д.Козак в новом правительстве снова будет курировать подготовку к олимпиаде в Сочи.

В мае в крае прошли несколько избирательных кампаний по выборам представителей органов муниципальной власти. Среди наиболее крупных и значимых из них выборы главы г. Крымска 13 мая и досрочные выборы глав Ленинградского и Тимашевского районов 27 мая. Кандидатами на пост главы Крымска были выдвинуты заместитель главы Крымского городского поселения, представитель «Единой России» В.Улановский, начальник цеха ООО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» В.Ляткин и временно не работающий А.Рябошапка. Претенденту на пост главы города С.Булдакову, представляющему партию «Яблоко», в регистрации было отказано. Однако его участие в выборах незначительно изменило бы общее распределение голосов между кандидатами. С результатом 94,5% новым главой Крымска стал В.Улановский, остальные кандидаты не смогли преодолеть даже 3-% барьер. Избирательная активность населения составила 67,3%.

Досрочные выборы глав двух муниципальных районов края проводились в связи с досрочной отставкой их прежних руководителей. 17 января 2012 года глава Тимашевского района А.Потапенко и руководитель Ленинградского района Г.Журба были уволены и публично раскритикованы губернатором региона А.Ткачевым за то, что «не справились со своими обязанностями». Избирательная кампания в Ленинградском муниципальном районе в характерных чертах сопоставима с выборами, прошедшими в Крымске. Явка населения составила 63,1%, в предвыборной гонке участвовали три кандидата, двое из которых являлись самовыдвиженцами и заведомо не имели серьезных шансов на успех, а новым главой стал представитель «Единой России» С.Гаркуша, который по итогам голосования набрал 93,6%. Данный сценарий выборов можно считать наиболее типичным для муниципальных образований края. Основной причиной отсутствия серьезной конкуренции в ходе избирательных кампаний и достаточно легких побед представителей партии власти следует считать невозможность оппозиционных объединений представить сильного кандидата, обладающего различными ресурсами если не для победы, то для конкурентной борьбы.

Выборы в Тимашевском районе продемонстрировали наличие у оппозиции возможности к проведению подобных акций. В предвыборной гонке приняли участие четыре кандидата: врио главы муниципалитета, член партии «Единая Россия» А.Житлов, единый кандидат от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», член КПРФ Е.Иванов и два самовыдвиженца Н.Комаров и Д.Дробжев. Наличие адекватной альтернативы представителю партии власти нашло свое отражение в полученных кандидатами процентах голосов избирателей: А.Житлов – 62,8%, Е.Иванов – 34%, Д.Дробжев – 1,9% и Н.Комаров – 1,3%. Избирательная активность на выборах составила 35,9%. Несмотря на традиционную для избирательных кампаний края победу представителя правящей элиты по итогам голосования в Тимашевском районе, объединение трех парламентских партий и официальное письменное соглашение между ними стало первым прецедентом в крае и доказало свою относительную эффективность.

Заявление и решения губернатора, сделанные накануне, привели к изменениям структуры и состава исполнительной власти региона. Значительная часть изменений носит формальный характер, в частности, объединение, упразднение или переименование подструктур исполнительной власти. Основными задачами реорганизации правительства стали объединение разрозненных департаментов и управлений в отраслевые министерства и сокращение управленческого аппарата в полтора раза. Таким образом, вместо департамента по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений и управления по вопросам антитеррористической, экологической и экономической безопасности в структуре правительства Кубани появилось министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности. В процессе реорганизации возникли министерство экономики и финансов; министерство промышленности и энергетики; министерство природных ресурсов и лесного хозяйств; министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности; министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства, а также министерство курортов и туризма и министерство физической культуры и спорта. Кроме того, было принято решение упразднить должность вице-губернатора, отвечающего за развитие строительной отрасли.

Что касается кадровых перестановок, свои должности смогли сохранить заместители главы И.Перонко (по совместительству министр финансов региона) и В.Кондратьев, а также вице-губернаторы Н.Долуда, Г.Золина, В.Лукоянов (по совместительству министр природных ресурсов края) и А.Саурин. Первым вице-губернатором остался Д.Хатуов, полномочия которого были расширены (ранее он отвечал за взаимодействие с силовыми структурами и местным самоуправлением, общественными организациями и Законодательным собранием Краснодарского края, теперь он также курирует подготовку к Олимпиаде, архитектуру и строительство). Вместе с тем, в правительстве появились новые фигуры, среди них следует отметить министра и вице-губернатора Краснодарского края по сельскому хозяйству Э.Кутыгина, который ранее возглавлял краевой департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, и вице-губернатора по инвестиционному развитию края, ранее директора «ИнжГео» и гендиректора ОАО «Красная Поляна» Н.Бутурлакина. Появление в аппарате главы региона новой фигуры обусловлено многими факторами: лоббизм со стороны ФПГ (основным акционером ЗАО «НИПИ «ИнжГео», которое ранее возглавлял Н.Бутурлакин, является Газпромбанк); участие в подготовке к олимпиаде и близость к представителю края в Совете Федерации А.Билалову (с июня 2010 до мая 2011 года Н.Бутурлакин занимал должность генерального директора ОАО «Красная Поляна», 60% акций которой принадлежали бизнесмену М.Билалову, брату сенатора от Краснодарского края и главы ОАО «Курорты Северного Кавказа» А.Билалова); наличие неформальных бизнес-контактов с губернаторским окружением (Н.Бутурлакин является учредителем ООО «Торговый центр «Имеретинский», гендиректором которой значится Р.Горелов, ранее занимавший должность гендиректора ЗАО «Агрокомплекс», расположенного в п. Выселки и контролируемого семьей А.Ткачева).

Структурные и кадровые коррективы в правительстве края свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности губернатором его командой ввиду незначительного количества перестановок, либо изменении должностей отдельных персон в рамках структур исполнительной ветви власти. Декларируемая А.Ткачевым задача сокращения числа органов исполнительной власти на Кубани в 1,5 раза (47 вместо 66) фактически является выражением стремления главы региона к концентрации ответственности по отдельным сферам за конкретными фигурами и укреплению вертикали власти. Характерной особенностью реструктуризации следует также назвать повышение приоритетности олимпийской тематики в правительстве, что демонстрируют как дополнение полномочий первого вице-губернатора Д.Хатуова функцией по контролю за подготовкой к олимпиаде, так и включение в число наиболее влиятельных акторов края в должности вице-губернатора представителя структур, близких к олимпийскому строительству, Н.Бутурлакина. Повышенное внимание к вопросам подготовки к олимпиаде объясняет приближение сроков проведения этого мероприятия и некоторые проблемы в процессе создания необходимой инфраструктуры, а именно отклонения от плана - графика по 36 объектам, которые были включены в постановление правительства. Основной причиной отставания называют задержки в работе проектных организаций, вызванные желанием некоторых заказчиков и подрядчиков пересмотреть стоимость строительства олимпийских объектов в сторону их увеличения.

Прошедший месяц стал очередным этапом реализации ранее намеченных перед руководством региона планов. Стабильность намерений федерального уровня в отношении края и успешно выполняемые губернатором задачи по укреплению положения правящей элиты на региональном и местном уровнях способствуют созданию строгой, четкой иерархии власти, необходимой для достижения целей, поставленных перед регионом. Среди наиболее значимых из них следует отметить подготовку к олимпиаде в Сочи, сохранение политической, экономической и социальной стабильности и экспансию России на юг по побережью Черного моря. События мая 2012 года в регионе позволяют оценить действия краевых властей по выполнению основных задач достаточно высоко и прогнозировать дальнейшее приближение к желаемому элитой результату при отсутствии форс-мажорных ситуаций.

Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Марина Леандрова - стажер Лаборатории региональных политических исследований НИУ-ВШЭ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net