Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.10.2012 | Карина Николаева

Нефть - опиум для Ирана

За последние месяцы экономическое положение Ирана серьезно пошатнулось. Во всяком случае, резко выросший уровень инфляции уже привел к скачку цен на сырье и электроэнергию, а также дефициту товаров первой необходимости. Как следствие, сторонники военного вторжения в Иран заметно смягчили свою риторику. Между тем, страны ЕС готовят новый санкционный пакет, который на сей раз будут направлен на ограничение поставок иранского газа…

Новый режим власти, установившийся в Иране после исламской революции 1979 г., ставил себе целью изменить коренным образом экономическую модель страны, зависимой от нефти и иностранного капитала. К 1990-1991 гг., в том числе и благодаря начавшейся стабилизации цен на нефтяном рынке, ИРИ удалось достигнуть уровня ВВП 1976-1977 г., который по всем макроэкономическим показателям следует считать пиковым годом шахской модели развития. В течение 2000-х годов темпы роста ВВП за вычетом нефтяного фактора значительно превышали темпы роста общего ВВП.

За последние 30 лет стране удалось увеличить ненефтяной экспорт почти в 15 раз, только за последние четыре года он увеличился с 7,5 млрд. долл. до 15,6 млрд. долл., причем более 75% - это продукция обрабатывающей промышленности (не включая ковры ручной работы). Почти треть этого экспорта - продукты нефтехимической промышленности. Это, безусловно, работает на создание сбалансированной экономики, на уменьшение зависимости от экспорта сырой нефти.

Тем не менее, экономика ИРИ во многом так и осталась ресурсоориентированной. Экспорт страны в 2011 г. составлял 97,4 млрд. долл., из них нефтяной - 81,7 млрд., т.е. почти 84%. Только от доходов от экспорта нефти было обеспечено в 2011 году положительное сальдо торгового баланса, при отрицательном балансе услуг положительное сальдо всего текущего баланса, а также положительное сальдо платежного баланса (при отрицательном балансе счета капитала). Нефтяной сектор в 2011 году покрыл 56,3% всех бюджетных расходов. За счет нефтяных доходов был создан Нефтяной стабилизационный фонд, откуда идут средства на социальные проекты.

Несмотря на то, что зависимость от экспорта нефти по сравнению с шахским периодом снизилась, доля ненефтяных доходов в бюджете ИРИ все же мала. Второй проблемой является импорт. Нехватка товаров первой необходимости еще больше увеличивает зависимость ИРИ от мирового рынка. В последнее время Иран начинает расширять экспорт газа, что приносит дополнительную прибыль, но тем самым еще сильнее увеличивает зависимость страны от внешнего рынка.

Пока Тегеран страдает от своей сырьевой ориентированности, Запад благодаря своей санкционной политике уже как четвертый месяц подрывает экономику Ирана. Валюта ИРИ - риал - подешевела за последнюю неделю сентября на треть по отношению к доллару. Однако, иранский экономисты сообщают, что у Исламской Республики имеются небольшие проблемы, и страна находится отнюдь не в кризисе. У Ирана есть большие валютные резервы (по оценкам - более 100 миллиардов долларов), а также нет крупных внешних долгов. Иранская экономика самодостаточна во многих секторах, а потому, власти ИРИ заявляют, что краха экономики не будет.

Нужно ли мировому сообществу «черное золото» из Тегерана или оно сможет обеспечить себя поставками из других нефтедобывающих районов — вопрос спорный.

Министр нефти Исламской Республики Иран Ростам Касеми заявил, что мировой рынок нуждается в иранской нефти, и отсутствие ее поставок спровоцирует рост стоимости нефти. В Иране сосредоточено порядка 17% мировых запасов газа и 11-12% мировых запасов нефти, поэтому Республика может играть ведущую роль в обеспечении международной энергобезопасности – особенно в свете прогнозируемого истощения собственных запасов углеводородов во многих странах и ожидаемого роста мировой экономики, который вызовет и рост спроса на нефть. Санкции в отношении ИРИ будут иметь негативное последствие непосредственно для потребителей. Но покупателями иранской нефти остались восточноазиатские страны. Так Индия, Япония, Южная Корея - продолжают закупать «черное золото». Объемы поставок в эти страны ниже, чем до 1 июля 2012 года, но, несмотря на это, приток капитала в бюджет Тегерана все же идет.

С другой стороны, несмотря на все заверения лидеров Исламской Республики о стабильности финансово-экономической системы, Тегеран находится на грани экономического кризиса. Крупные зарубежные компании, не связанные с нефтегазовой отраслью уходят из страны, поскольку не желают рисковать потерять западных клиентов. Более того, в середине октября ЕС намеревается принять санкции, которые будут направлены на ограничение поставок иранского газа.

Как следствие, бюджет ИРИ будет нести еще большие потери. Так, по оценкам, потери от непроданной на мировом рынке иранской нефти составят к концу текущего года 40–50 млрд. долл. Примерно столько же потеряет казна при отказе Запада закупать газ. Не исключено, что под давлением со стороны США после некоторого колебания и азиатские импортеры иранской нефти (Китай, Япония, Южная Коре) постепенно откажутся от своих контрактов с ИРИ. И тогда для Ирана начнется уже совсем другая история…

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net