Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.10.2012 | Виктор Грибачов

«Пуссионарии»-«пуссионерки»…

Водораздел между «простым народом» и «креативной элитой» - диаметрально противоположные оценки талантов «Пусси райот». Последняя новость о присуждении трем «девочкам» из творческого коллектива «арт-панк-группы» очередной премии уже никого не удивила. По числу международных и отечественных наград они теперь вполне могут вызывать зависть многих представителей родной «попсы». На этот раз героинь нашла премия «Соратник», которая, как поясняется, ежегодно вручается за достижения в области современного искусства, ее предложено считать одной из наиболее престижных. Значит, достижения «Пусси райот» действительно велики. Тем, кто этого не понимает, следует, как рекомендуется, отойти от «картины» и взглянуть на нее еще раз…

Либеральная творческая элита и «околоэлитная тусовка» по сей день пребывает в экстазе и предлагает каждому из нас восхищаться мужеством «девочек». А также преклоняться перед их творчеством - по сей день не пойму, о чем идет речь. Конечно, можно больше не обращать внимания на ежедневные информационные вбросы о том, что сказала условно освобожденная Екатерина Самуцевич, и прогнозы на тему, чем станут заниматься в колонии две ее единомышленницы.

Ведь журналисты и откровенно оппозиционных изданий, и проправительственных средств массовой информации каждодневно рассказывали нам о «Пусси райот» не меньше, чем об Олимпийских играх или сирийском конфликте. Одни, естественно, с восторгом, другие, конечно, с осуждением, радостно цитируя отечественных политиков, предлагавших вместо привлечения к уголовной ответственности «дать проказницам ремня». Или - березовой каши. Прекрасно зная, что телесные наказания у нас запрещены законом, а потому столь смелые рекомендации советчиков их ни к чему не обязывают.На выбор нам поочередно предложили три благородных версии, сподвигнувших «пуссионерок» - или «пуссионарий», как вам больше нравится – на шабаш. Политическую, горячую необходимость творческого самовыражения и, наконец, чуть ли не революционную.

Конечно, «акция» в Храме Христа Спасителя была лишь пробным камнем – это стало понятно сразу. «Прокатит», как сейчас выражаются даже очень образованные ведущие телепрограмм – дальше будет больше. Как раз максимум на «розги» рассчитывали те, кто ее планировал – при том, что все «девочки» будут уверять нас, будто «панк-молебен» был исключительно их личной креативной и гениальной идеей.

Когда дело «покатило» в сторону суда, то общественных защитников разом принялись искать среди «белоленточников»: ведь, заверяли их, «Пусси райот», как и они, тоже «против Путина». Ну, все – по Редьярду Киплингу, мы с вами одной крови. Поэтому на последнем «Марше миллионов» дружными колоннами шли либералы, коммунисты, националисты, защитники сексуальных меньшинств и поклонники «Пусси райот» с большими воздушными шарами, разрисованными под маски «девочек». Вопреки мудрым предостережениям Ивана Андреевича, в одну телегу впрягли всех. Поехала она со скрипом, и никакая контрпропагандистская статья в правительственном издании не возымела такого эффекта, как сухая информация об этом карнавале. Понимая настроения в обществе, кто-то в оппозиции наверняка хотел откреститься от «девочек», но теперь уже сделать это будет трудно. Оппозиция и «Пусси райот» стали сиамскими близнецами. Пламенный оратор Сергей Удальцов, конечно, может зажигать единомышленников речами на тему прошлогоднего снега, говоря о нелегитимности парламентских и президентских выборов. Но его не поймут, если он не выступит и в защиту участниц «панк-молебна». В оппозиционной тусовке исполнение реверансов в сторону «пуссионерок» стало обязательным ритуалом. Собственно, на этом «политическая составляющая» хулиганской акции «Пусси райот» угасла. Вместе с ней померкла и сама оппозиция. После этого либералы решили наступать с другого фланга: сделать так, чтобы при упоминании слова «культура» мы хватались за плакаты «Свободу девочкам!». Их нам были готовы раздавать в любом количестве.

Промашка вышла: поскольку оппозиционеры твердо уверены, что им не повезло с народом, населяющим страну, они избрали самый высокомерный тон разговора. Чего мудрить, все равно холопы! «Простым людям» указали их место, втолковав: они ничего не смыслят в высоком искусстве – теперь в России оно именуется «арт». Это подвигло президента Германской академии искусств Клауса Штэка объявить, что «угроза для искусства и его авторов возрастает». «Они занимаются искусством, а не шоу-бизнесом», - сталкивает лбами попсу, выступающую под «фанеру» с великими теперь на Западе «Пусси райот» корреспондент французской «Либерасьон». «Мы понимаем, что музыка является мощным оружием, способным преодолеть языковые и культурные барьеры», - соглашается с ним журналист итальянского «Эспрессо». Правда, им еще предстоит много над собой работать, но это – дело поправимое. «С чисто эстетической точки зрения, обидно, что музыка, за которую «Пусси райот» оказались в тюрьме, такая старомодная, - замечает музыкальный критик американской «Лос-Анджелес таймс». - Девушки не посылают свои месседжи ни через напористый дабстеп, покрытый глянцем европопа, ни через красноречивый рэп». Да и бас-гитарист из группы «Кисс» Джин Симмонс назвал их «симпатичными девушками», однако, посетовав: «Но как группа, они ничего из себя не представляют». Впрочем, он поддерживает право «Пусси райот» «делать все, что они хотят» - в России, естественно. В сухом остатке предложенный западной аудитории категоричный вывод: в России судили известных музыкантов, власть невзлюбила их творчество. Потому что не услышала дабстепа и не увидела глянца европопа, конечно.

Приятно, что за пределами России в шабаше «Пусси райот» обнаружили как искусство, так и музыку. В нашей стране, согласимся, столь тонких ценителей куда меньше, не доросли. Поэтому большинству из нас следует обязательно законспектировать положения статьи журналиста «Огонька» Дмитрия Губина. Чтобы сэкономить время читателей, процитирую несколько его мыслей, изложенных в виде аксиом:

«…Современный русский умственным трудом зарабатывающий на хлеб человек дико, чудовищно отстал от мирового художественного процесса.

…Невероятная непросвещенность в отношении современного искусства, комплиментарно называемая «консервативностью» - это то, что отличает Россию сегодня от Европы.

…Очевидно, что акцию Pussy Riot искусством мало кто считает. Такие, как я – исключение. Так происходит, на мой взгляд, потому, что русская цивилизация, в силу своей несостоявшейся христианизации и, безусловно, автократичности (всем правит отец, он же хозяин земли русской, а подданные суть собственность его) – цивилизация отставшая.

…Можно площадь Сан-Марко завалить мятыми газетами, с которыми вместе, шурша, будут взлетать тысячи голубей – и это реально круто. Можно упаковать в ткань или пленку Новый Мост или Рейхстаг (ах, как жаль, что тоже не проделано с Василием Блаженным! – прелесть современных арт-акций еще и в их временности) – и это будет искусством. Можно рисовать по трафарету крыс с фотоаппаратом на цоколях зданий – и это даст старт стрит-арту.

…В живописи – реализм, максимум импрессионизм, потому что импрессионисты еще «понятны», то есть сюжет различим, а вот уж дальше, начиная с Малевича-Кандинского, фовистов и экспрессионистов, кубистов и уж тем более абстракционистов – «мазня»: «так и дурак сможет». А «контемпори арт» – искусство дебилов для дебилов. Там голый мужик лает, говном холст мажут, свинью режут. Это ж разве искусство?»

Это – о нас с вами. Тупых и серых, да еще аккурат к юбилею выставки произведений художников-авангардистов, которая открылась 1 декабря 1962 года в московском Манеже. Ее посетил глава советского государства Никита Сергеевич Хрущев. Несколько его фраз, обращенных к мастерам после знакомства с их творчеством, звучали так: «Слушайте, вы педерасты или нормальные люди!? Это педерасты в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте!».

Нет, не все подлинные творцы поспешили уехать в «свободный мир», да, к счастью, и достойная смена уже подросла. Комментируя корреспонденту немецкого «Шпигеля» реакцию общества на свои акции, в том числе на групповой секс в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева – тогда она находилась на 9-м месяце беременности - Надежда Толоконникова объяснила, что оценивать их перформансы могут только художники, поскольку подобные акции являются современным искусством.

Разумеется. Чего еще ждать от невежд, поддерживающих власть и не прицепляющих белые ленты куда только возможно, разве что кроме своего нижнего белья. Мы оказались неблагодарными учениками.

Однако не оскудела Россия на таланты: пять лет назад разразился скандал с нашей «Третьяковкой». Во Франции тогда открывалась выставка «Соц-арт», и министр культуры Александр Соколов призвал не допустить вывоза туда экспонатов, которые он охарактеризовал словом «дрянь». Особо не понравилась ему работа «Эра милосердия» из собрания Третьяковской галереи, известная также как «Целующиеся милиционеры» - не буду повторять терминологию Н.С. Хрущева. Одним из организаторов выставки «Соц-арт» был Марат Гельман. Тот самый, который выставил в сентябре нынешнего года в своем павильоне на «Винзаводе» творения Евгении Мальцевой под общим названием «Духовная брань». Она экспонировала «актуальные иконы» с образами «пуссионерок». По уверениям мецената художницы Виктора Бондаренко, они решили создать живые, отвечающие духу времени, образы христианства. После чего многие задались вопросом: почему, как уверяют эксперты, владелец лучшего в России частного собрания русской православной иконы поддержал создание «вариаций на тему «Пусси райот»? Официальный ответ был дан: «Икона должна быть освобождена от исторического «шлейфа», который несет в себе рудименты рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма, патриархальности, мракобесия, невежества, подавления личности. Вот почему за отправную точку приняты образы участниц феминистической группы Pussy Riot, которые стали символом борьбы за духовную свободу, за живое религиозное чувство против всех попыток узурпировать его, прикрываясь «традиционными религиями», «общественной моралью», «духовными основами государственности» и тому подобных симулякрами».

Понятно. Выставка «Духовная брань» оказалась очень удачной. В том смысле, что гражданин США и наша соотечественница – «пока», по ее словам, эмигрировать не думает – предложили российскому обществу новых святых, либеральная элита пришла в восторг, «быдло» еще больше укрепилось в своем мнении о «девочках» и тех, кто их пиарит.

Завидую изобретательности менеджеров «Пусси райот». Когда стало ясно, что на роли «антипутинцев» и великих деятелей современного искусства «девочки» никак не тянут, сегодня обществу предложили их в качестве юродивых. Это люди, поясняет англичанам их родная «Файнэншл таймс», которые «нарушают порядок - ходят полуголые, отнимают средства у богачей и раздают беднякам». Не совсем так, конечно. Но все равно, сюжет «Девочки» - Робин Гуды, сражающиеся с российскими шерифами в Химкинском лесу», может тянуть на блокбастер и способен затмить своей оригинальностью всю «бондиану» разом. У нас можно выпустить - в формате 3Д, конечно – фильм «Пуссионерки в октябре», ведь та же Н.

Толоконникова в ходе судебного заседания пригрозила: «В стране развяжется гражданская война». «Мы, остальные участницы, должны устраивать акции, храбрые и непростые, чтобы избавиться от страха перед государством», - поведала корреспонденту испанской «Паис» еще одна «пуссионария», называющая себя «Мяу». Екатерина Самуцевич, получившая условный срок, на вопрос журналиста британской «Гардиан», повторила бы она «акцию» в храме, ответила: «Да, возможно, я бы это сделала. Для нас было важно сделать это, выразить наше мнение». Стала же, в конце концов, известной всему миру француженка Раймонда Дьен, после того, как в 1950-м легла на рельсы и остановила поезд с военной техникой для войны в Индокитае, верно?

Запад с нетерпением ждет очередного «перформанса», который уже обещают ему пребывающие на свободе «пуссионерки». Их российские поклонники также предвкушают новые откровения «девочек». Но еще больше у нас тех, кого коробит от воспоминаний от их шабаша. Когда Владимира Жириновского спросили, улягутся ли страсти вокруг «пуссионарий», тот эмоционально ответил: «Должны утихнуть. Забыть! Забыть Ходорковского! Забыть «Пусси райот»! Забыть правозащитницу Алексееву! Забыть наших юмористов, которые все отдыхают в Юрмале и пытаются нас рассмешить. Это не смешно. Нам этот юмор надоел».

Забыть нам не дадут. У «девочек» будут домогаться эксклюзивных интервью, делать сюжеты для телевизионных программ, имена «пуссионерок» станут выносить в газетные заголовки. И это очень хорошо – чтобы мы еще лучше поняли, «кто есть ху» и без этих разноцветных масок. Пока же меня волнует вопрос, что сказал бы Никита Сергеевич в адрес «пуссионерок». С трудом, но догадываюсь.

Виктор Грибачев – публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net