Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

29.10.2012 | Марина Войтенко

Частной собственности должно быть больше

В теории, казалось бы, давно и навсегда ясно, что эффективной рыночной экономики просто не бывает без частной собственности. Поэтому приватизация госактивов – это и необходимое условие создания новой российской модели экономического развития, и одновременно важнейшее слагаемое этого процесса, и, наконец, весьма качественный измеритель прогресса на этом пути. В реальной жизни, естественно, все сложнее: порой движение идет вспять, однако, случаются и знаковые события.

Одно из таких состоялось 25 октября, когда Правительство РФ на своем заседании рассмотрело вопрос о выполнении прогнозного плана приватизации госимущества на 2011-2013 годы и ее перспективах до 2016 года. По расчетам Минэкономразвития, страна может получить от приватизации с ноября 2012 года по 2016 год включительно 3,128 трлн. рублей. В состоянии продажи уже находятся активы на 65 млрд. рублей, в подготовке – на 2,598 трлн. рублей, на стадии обсуждения – на 465 млрд. рублей.

Вполне ясно наметилась тенденция к росту поступлений от продажи госсобственности в федеральный бюджет: в 2010 году они составили 23 млрд. рублей, в 2011-ом – 121 млрд. рублей (93 млрд. рублей от так называемой большой приватизации и 23 млрд. рублей от малой приватизации1 ), в 2012 году ожидаемый уровень – 223 млрд. рублей2 .

Заметим, что доходы текущего года (прежде всего, за счет 159 млрд. рублей от продажи 7,6% акций Сбербанка) внесут немалую лепту как в весьма вероятное достижение бюджетного профицита, так и в финансирование (через Российский фонд прямых инвестиций, на капитализацию которого направлены 62 млрд. рублей приватизационных денег) инфраструктурных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Примечательно и то, что с 2011 года правительством начата реализация крупномасштабных приватизационных проектов с учетом международной практики, главное в которых не столько объемы поступлений (они пока оказываются меньше проектировок по доходам, закладываемых в бюджет, «недостача»-2012 составит 70-100 млрд. рублей), сколько стимулы развитию компаний, приобретающих госактивы, структурный маневр в соответствующих отраслях и, конечно же, общее улучшение инвестклимата.

Рабочие планы на 2013 год пока тоже не дотягивают до 433 млрд. рублей, заложенных в бюджет. Минимум из восьми сделок с акциями крупных компаний, определенный исходя из возможностей рынка, по оценке министра экономического развития Андрея Белоусова, составит 260-270 млрд. рублей3 . Здесь уже есть практические наработки. В принципе в 2013 году возможно завершение приватизации «Объединенной зерновой компании» (50% + 1 акция), «Росагролизинга» и пилотного пакета (до 5% акций) ОАО РЖД, но вопрос этот, по признанию самих правительственных чиновников все еще открыт.

Что касается первых двух активов, то решение должно приниматься с учетом общего пересмотра мер господдержки аграрного сектора. В отношении же «Российских железных дорог» присутствуют опасения, что в нынешних обстоятельствах любой пакет будет недооценен – рынок ждет окончательных решений по долгосрочным тарифам, по локальным перевозкам, продажам дочерних структур и т.п. Переплачивать за компанию с такими проблемами в стратегии ведения бизнеса охотников мало.

Вместе с тем, работа продолжается и по этим сделкам, и по «пакету» следующей волны приватизации, касающейся «Аэрофлота», «Шереметьево», «Россельхозбанка», «Русгидро», «Транснефти», ФСК, «Зарубежнефти», поступления от продаж которых должны суммарно составить около 500 млрд. рублей. Конечно, в настоящее время такая оценка не более чем «выдержка из протокола о намерениях». Тем не менее, это – внятно выраженная цель, понятная участникам финансового рынка – чтобы привлечь такие деньги придется не только основательно трансформировать бизнесы этих компаний, но и существенно изменить рыночную среду, в которой они действуют.

Как правило. при минимальном сроке в 6-8 месяцев (когда актив по своему состоянию практически готов к продаже) средняя продолжительность приватизации одной крупной компании насчитывает 2-3 года. При этом в оптимизацию цены может быть внесен солидный вклад на любом этапе: при определении самого актива (процесс принятия правительством решения, соответствующие общественные слушания и информационное сопровождение всего этого способны заметно повлиять на рыночные ожидания); при выборе инвестиционного банка, являющегося агентом правительства при организации сделки; при подготовке предложений по срокам, структуре и особенностям продажи, а также определении критериев по отбору потенциальных претендентов; наконец, при непосредственном выборе покупателя.

На цену и настроения инвесторов самым непосредственным образом влияют и изменения в правилах и процедурах самой приватизации. Традиционно, еще со времен залоговых аукционов у российской практики две беды: непрозрачность решений и самих сделок, а также то, что конечными бенефициарами весьма нередко оказываются компании с госучастием или их дочерние и зависимые структуры. Естественно, любые системные действия, направленные на решение этих проблем, воспринимаются рынком как позитивные новости.

Заседание правительства 25 октября вполне вписалось в эти рамки. Как известно, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 предусматривал внесение в нормативно-правовые акты изменений, устанавливающий ограничения аппетитам госкомпаний к приобретению акций и долей хозяйственных обществ. Срок был определен жестко – до 1 ноября 2012 года.

Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства, согласно которому приобретение госактивов госкомпаниями относится к так называемым директивным вопросам (равно как и покупка акций дочерним обществом, если такая сделка превышает 15% балансовой стоимости его активов). Иными словами, любое такое приобретение возможно только на основании специального решения правительства. Исключение сделано лишь для госбанков и иных финансовых структур с госучастием, для которых торговля акциями и сделки МВА составляют содержание текущей операционной деятельности.

Первоначально министерство предполагало установить переходный период до 1 апреля следующего года для вступления в силу «директивного права». На самом заседании премьер Дмитрий Медведев эту идею попросту похоронил. Запрет начнет действовать в срок, установленный Президентом РФ Владимиром Путиным. Сам же премьер-министр высказался предельно ясно: «Абсолютно неправильно, когда государство в лице контролируемой государственной властью структуры приобретает профильные или непрофильные активы … Госструктуры в приватизации участвовать не должны, это противоречит смыслу передачи имущества в частные руки».

Наблюдатели сразу же задались вопросом, а как быть с Роснефтью. Процесс вроде бы обратный – госкомпания покупает частный актив, но сделка уж очень велика (по оценкам, от $56 до $61 млрд.). Войти в пятерку мировых лидеров по добыче нефти (4,6 млн. баррелей в день) и стать number one по запасам углеводородов (27,5 млрд. баррелей нефтяного эквивалента), конечно, большое достижение. Но и увеличение долга компании с $22 млрд. до $69 млрд. (под покупку ТНК-ВР придется брать кредиты западных банков и выпускать собственные облигации) – тоже не мало.

Между тем, приватизация Роснефти по сути уже началась. По завершению сделки ВР получит не только $12,3 млрд., но и пакет акций нового нефтяного major’а в 18,75%. 12,84% акций ей передается в счет оплаты ее доли в ТНК-ВР, еще 5,66% она покупает на условиях cash back (то есть, из живых денег, уплаченных Роснефтью на первом этапе) у Роснефтегаза причем почти с 15%-ной премией к рынку. Вместе с уже имеющимися 1,25% акций общий пакет британцев составит 19,75%. Сделка окончательно будет закрыта в первой половине 2013 года.

В информационном пространстве пока царит некая путаница насчет того, какой именно до 6% пакет акций Роснефти будет приватизироваться в следующем году. Тот, что уже заложен в структуру начатой мегасделки, или новый. На Краснопресненской набережной считают, что речь идет «о двух разных историях». Если исходить из неформальных разъяснений, то по итогам 2013 года доля государства в Роснефти сократится до 75%.

Как видим, первая стадия предпродажной подготовки к операциям с активом вплоть до конца 2016 года (когда приватизация станет 100%-ной) оказалась довольно удачной4 . Удержать ценовую планку будет непросто. Инвесторам потребуются и обновленная стратегия развития компании, и внятные шаги в улучшении корпоративного управления, и повышении эффективности основной деятельности. Да, и финансовые показатели (в результате приобретения ТНК-ВР EBITDA5 Роснефти оценивается на уровне 2%) должны будут вернуться на повышательный тренд.

Хорошо известно, что рыночная судьба любого актива, даже если на него есть устойчивый спрос, очень изменчива. Эффективность приватизационных продаж сильно зависит от общемировой финансовой конъюнктуры, но, пожалуй, еще больше от способности регуляторов гибко реагировать на ее состояние. По признанию премьера Дмитрия Медведева, когда ситуация на рынках «идеальна», «мы, как правило, ни к чему не готовы».

Минувшая неделя принесла хорошую новость – ФСФР намерена стимулировать компании к IPO на Московской бирже, снимая в обмен на это ограничения по обращению депозитарных расписок эмитентов на зарубежных торговых площадках. Для целей приватизации технология вполне комфортна. Неувязка в этом вопросе только одна – неясность перспектив самой ФСФР в связи с планами создания в РФ мегарегулятора для консолидации надзора за финансовыми рынками и выстраивания единого контроля за системными рисками. По итогам совещания 24 октября у Дмитрия Медведева решили подумать еще месяц над выбором из трех вариантов: либо ФСФР сливается с ЦБ РФ полностью или частично, либо она усиливается как самостоятельный орган власти, получая, в том числе, и дополнительные полномочия. Остается надеяться, что к началу исполнения программ приватизации-2013 определенность в этом вопросе будет достигнута.

Завершая, подчеркнем, что российские активы по-прежнему недооценены. И, хотя прогресс в приватизационных начинаниях, ставших заметно системнее и профессиональнее, имеет место, сделать предстоит много больше. У каждого актива должна быть своя «дорожная карта» выхода на рынок (то есть, понятная будущим инвесторам стратегия развития соответствующей компании).

Нужна России и специальная государственная политика защиты и укрепления частной собственности, равно ориентированная на граждан и бизнес. Иначе все мы сильно рискуем, что правильная формула «приватизация должна быть приватизацией» будет вызывать у современников такую же реакцию, как и хит времени развитого социализма «экономика должна быть экономной».



1. При малой приватизации активы продаются как имущественные комплексы. В случае с крупными активами такой подход неприемлем, так как смена собственника может отразиться на доле рынка, занимаемой компанией, ее бизнес-процедурах, денежном потоке и т.п. Отсюда иные технологии и критерии отбора покупателей, организация сделок с участием инвестбанков (в том числе зарубежных), повышенные требования к информационной открытости (в 2012 году начали проводиться общественные слушания по проектам приватизации) и т.п.
2. До конца 2012 года планируется продажа акционерных обществ «Мурманский морской торговый порт» (сделку готовит Райффайзенбанк), «Ванинский морской торговый порт» (подготовку ведет «ВТБ Капитал»). Высока вероятность завершения предпродажной подготовки торгового порта в Новороссийске (для организации привлечен банк UBS). Возможно также проведение (за счет дополнительной эмиссии) приватизации 10% акций «Роснано».
3. Стоимость пакета акций Роснефти (до 6%) оценивается в сумму около 140 млрд. рублей; 10-25,5% акций ВТБ (при допэмиссии) – в 58-147 млрд. рублей; 7-14% акций «Алросы» (здесь предстоит IPO) в 12-24 млрд. рублей. Остальные активы стоят много меньше: «Архангельский траловый флот» - 1,9 млрд. рублей (100% акций), «Территориальная генерирующая компания №5» - 1 млрд. рублей (25,1% акций), авиакомпания «Сибирь» - 1,2 млрд. рублей (25,5%), «Мосэнергосрой» - 0,1 млрд. рублей (25,5%). Оценка IPO «Совкомфлота» еще не выработана.
4. По итогам минувшей недели рыночная капитализация Роснефти выросла на 6,4%. Цена акций достигла максимума с лета прошлого года, а объемы торгов ими на Московской бирже составили почти четверть от общего объема покупок и продаж бумаг, входящих в индекс ММВБ.
5. Сокращенно от английского Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization – прибыль до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений. Показатель используется для определения способности компании отвечать по своим обязательствам, а также в целях определения стоимости бизнеса и т.п.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net