Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.09.2005 | Николай Пахомов

ВЕРХОЙГЕН СОБИРАЕТСЯ ПОВТОРИТЬ ПУТЬ СИЗИФА

В начале этой недели было объявлено, что Европейская комиссия начинает кампанию с целью обуздать собственный аппарат, чья деятельность стала чуть ли не синонимом неповоротливости, неэффективности и бюрократического абсурда. Данное намерение, безусловно, стоит оценить весьма высоко. Однако если познакомиться поближе с тем, что планируется сделать, сомнений не останется: европейской бюрократии не страшны самые амбициозные планы реформаторов.

Главным инициатором объявленной ещё в марте этого года кампании стал комиссар ЕС по промышленности, ветеран европейской политики Гюнтер Верхойген. Немец известен своим умением доводить начатое до конца, жаль только, что в рамках провозглашённых реформ из компетенции брюссельских чиновников планируется вывести лишь 70 вопросов. Кажется, немало, однако даже по самым скромным оценкам сегодня Европейской комиссией определено около тысячи направлений регулирования, а европейское законодательство состоит примерно из 80 тысяч страниц.

Верхойген неоднократно подчёркивал, что одна из основных целей реформ - изменение восприятия Еврокомиссии в глазах граждан ЕС, считающих, что Брюссель - это место жительства страшного бюрократического монстра, делающего жизнь сложней. Цель, бесспорно, благородная. Стремление её реализовать имеет широкую поддержку среди европейских элит. Но можно поспросить, что всё-таки важнее - изменить образ бюрократов Европейского Союза или их методы работы, повысить эффективность деятельности чиновников?

К сожалению, похоже, решаться будет первая задача. Известно, что бюрократия способна сама себя занимать "делом", только бы доказать свою полезность. Вероятно, сейчас европейская бюрократия делает следующий логичный шаг: она не просто сама себя озадачивает, чтобы укрыться от огня критики, она начинает заниматься собственным реформированием. Круг замыкается: граждане хотят реформ, они их получают, чиновники не остаются без работы, бесконечно реформируя самих себя.

Также пока неясно, будет ли сфера компетенции Еврокомиссии сокращена для того, чтобы сделать жизнь граждан легче, или с целью облегчить существование чиновников. Меньше задач - меньше спрос с бюрократов, которые должны их решать. Стороннему наблюдателю также трудно найти ответ на вопрос: если реформы должны покончить с программами, которые никому не нужны и не работали уже годами, то кто и зачем их создавал и утверждал? Впрочем, над этой загадкой безуспешно ломают голову и сами европейские политики. Истоки многих решений просто невозможно проследить в бумажных завалах Брюсселя.

Пока же ситуация для простых европейцев порой просто доходит до абсурда. Тот же Верхойген, чтобы проиллюстрировать непосильность для жителей тяжести мелочного бюрократического регулирования, привёл следующий пример: некоему предприятию для заполнения необходимого формуляра в две страницы приходится ознакомиться с двухсотстраничной инструкцией по заполнению такой формы.

Представляется, что задача повышения эффективности работы чиновников ЕС может решаться относительно просто, если переформулировать её с точки зрения перспектив дальнейшей эволюции самого Европейского Союза.

Сегодня у процесса европейской интеграции есть два альтернативных варианта развития. Первый вариант предусматривает дальнейшую передачу полномочий общим органам власти ЕС, создание своеобразного общеевропейского сверхгосударства. Второй - торможение процессов интеграции с упором на экономическое сотрудничество.

От того, куда пойдёт единая Европа, зависит и судьба брюссельской бюрократии. Если всё очевиднее будут просматриваться контуры единой европейской государственности, то, очевидно, что и работа административной машины упростится: все функции постепенно перейдут в её руки, принятие решений будет централизовано, а их исполнение обязательно. В случае замедления темпов интеграции упрощение работы брюссельской бюрократии также, пожалуй, неизбежно. Тогда будет необходимо просто решительно сократить большую часть чиновников, оставив только ряд органов, занимающихся регулированием экономической кооперации.

Получается, что судьба европейских бюрократов полностью зависит от судьбы ЕС. Пока же Европейский Союз будет пребывать в нынешнем состоянии неизвестности, вызванном прошлогодним масштабным расширением и провалом ратификации конституции, все реформы его органов управления обречены на провал.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net