Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

30.09.2005 | Николай Пахомов

ВЕРХОЙГЕН СОБИРАЕТСЯ ПОВТОРИТЬ ПУТЬ СИЗИФА

В начале этой недели было объявлено, что Европейская комиссия начинает кампанию с целью обуздать собственный аппарат, чья деятельность стала чуть ли не синонимом неповоротливости, неэффективности и бюрократического абсурда. Данное намерение, безусловно, стоит оценить весьма высоко. Однако если познакомиться поближе с тем, что планируется сделать, сомнений не останется: европейской бюрократии не страшны самые амбициозные планы реформаторов.

Главным инициатором объявленной ещё в марте этого года кампании стал комиссар ЕС по промышленности, ветеран европейской политики Гюнтер Верхойген. Немец известен своим умением доводить начатое до конца, жаль только, что в рамках провозглашённых реформ из компетенции брюссельских чиновников планируется вывести лишь 70 вопросов. Кажется, немало, однако даже по самым скромным оценкам сегодня Европейской комиссией определено около тысячи направлений регулирования, а европейское законодательство состоит примерно из 80 тысяч страниц.

Верхойген неоднократно подчёркивал, что одна из основных целей реформ - изменение восприятия Еврокомиссии в глазах граждан ЕС, считающих, что Брюссель - это место жительства страшного бюрократического монстра, делающего жизнь сложней. Цель, бесспорно, благородная. Стремление её реализовать имеет широкую поддержку среди европейских элит. Но можно поспросить, что всё-таки важнее - изменить образ бюрократов Европейского Союза или их методы работы, повысить эффективность деятельности чиновников?

К сожалению, похоже, решаться будет первая задача. Известно, что бюрократия способна сама себя занимать "делом", только бы доказать свою полезность. Вероятно, сейчас европейская бюрократия делает следующий логичный шаг: она не просто сама себя озадачивает, чтобы укрыться от огня критики, она начинает заниматься собственным реформированием. Круг замыкается: граждане хотят реформ, они их получают, чиновники не остаются без работы, бесконечно реформируя самих себя.

Также пока неясно, будет ли сфера компетенции Еврокомиссии сокращена для того, чтобы сделать жизнь граждан легче, или с целью облегчить существование чиновников. Меньше задач - меньше спрос с бюрократов, которые должны их решать. Стороннему наблюдателю также трудно найти ответ на вопрос: если реформы должны покончить с программами, которые никому не нужны и не работали уже годами, то кто и зачем их создавал и утверждал? Впрочем, над этой загадкой безуспешно ломают голову и сами европейские политики. Истоки многих решений просто невозможно проследить в бумажных завалах Брюсселя.

Пока же ситуация для простых европейцев порой просто доходит до абсурда. Тот же Верхойген, чтобы проиллюстрировать непосильность для жителей тяжести мелочного бюрократического регулирования, привёл следующий пример: некоему предприятию для заполнения необходимого формуляра в две страницы приходится ознакомиться с двухсотстраничной инструкцией по заполнению такой формы.

Представляется, что задача повышения эффективности работы чиновников ЕС может решаться относительно просто, если переформулировать её с точки зрения перспектив дальнейшей эволюции самого Европейского Союза.

Сегодня у процесса европейской интеграции есть два альтернативных варианта развития. Первый вариант предусматривает дальнейшую передачу полномочий общим органам власти ЕС, создание своеобразного общеевропейского сверхгосударства. Второй - торможение процессов интеграции с упором на экономическое сотрудничество.

От того, куда пойдёт единая Европа, зависит и судьба брюссельской бюрократии. Если всё очевиднее будут просматриваться контуры единой европейской государственности, то, очевидно, что и работа административной машины упростится: все функции постепенно перейдут в её руки, принятие решений будет централизовано, а их исполнение обязательно. В случае замедления темпов интеграции упрощение работы брюссельской бюрократии также, пожалуй, неизбежно. Тогда будет необходимо просто решительно сократить большую часть чиновников, оставив только ряд органов, занимающихся регулированием экономической кооперации.

Получается, что судьба европейских бюрократов полностью зависит от судьбы ЕС. Пока же Европейский Союз будет пребывать в нынешнем состоянии неизвестности, вызванном прошлогодним масштабным расширением и провалом ратификации конституции, все реформы его органов управления обречены на провал.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net