Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.11.2012 | Марина Войтенко

Мировая экономика – будни мейнстрима

На прошедшем 22-23 ноября внеочередном саммите Евросоюза лидерам стран ЕС не удалось договориться о параметрах бюджета на семилетний период до 2020 года. Консенсус пока не сложился как по объему доходной части, так и по структуре расходов. Большинство зарубежных и российских СМИ поспешили определить итоги саммита как провальные. Однако это может быть (и скорее всего) началом нового этапа в поиске оптимальной формулы структурных еврореформ.

Согласно изначальным проектировкам Еврокомиссии объем бюджета ЕС с 2014 по 2020 годы должен составлять от 143 до 151 млрд. евро ежегодно или около 1% суммарного экономического потенциала ЕС-27. Это означало, что общая сумма бюджета должна была превысить один триллион евро. Однако понимание необходимости экономии в условиях продолжающегося долгового кризиса сыграло свою роль, для обсуждения участникам саммита был предложен уже скорректированный на 75 млрд. евро вариант.

На настоящий момент общие расходы предусматриваются в сумме 973 млрд. евро. При этом Великобритания требует дальнейшего их сокращения до 890 млрд. евро, в то время как ряд членов ЕС пытаются добиться максимально высоких показателей европейского финплана. Среди них не только «чистые реципиенты». Найти золотую середину в дискуссиях предстоит даже Лондону и Парижу.

Напомним, на решение совместных задач, например, во внешнеполитической сфере, на содержание европейских учреждений, Европарламента, аппарата управления расходуется примерно 20% бюджета ЕС-27. Остальные восемьдесят возвращаются странам-участницам в виде субсидий и по программам содействия развитию экономики, из которых самые большие статьи расходов – средства на развитие инфраструктуры (дотации на различные строительные проекты и инфокоммуникации) и субсидии сельскому хозяйству.

Наряду с Италией и Испанией Франция является главным получателем последних. По оценке бюджетного эксперта немецкого Христианско-демократического союза в Европарламенте Раймера Бёге, выплаты из казны ЕС составляют от 30% до 40% доходов большинства французских крестьян. Поэтому стремление Парижа сохранить аграрные субсидии в прежнем объеме вполне понятно. Между тем, Великобритания, как правило, обходится без них.

Опрошенные «Deutsche Welle» (Германия) эксперты считают, что радикальным решением проблемы бюджета ЕС могло бы стать его формирование не только из взносов стран-участниц, а, например, с помощью повсеместного специального общеевропейского налога или отчисления фиксированной части НДС в казну ЕС. Но такие варианты еще никогда не обсуждались.

Тем не менее, сомневаться в достижении странами-участниками ЕС-27 консенсуса по поводу объема и структуры бюджетных расходов 2014-2020 годов пока оснований нет. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу отметил, что переговоры, которые длились два дня, дали возможность лучше понять позиции отдельных стран-членов ЕС. На пресс-конференции по итогам саммита Президент Европейского Совета Херман ван Ромпей, в свою очередь, подчеркнул: «Двусторонние переговоры и конструктивные дискуссии в рамках Европейского Совета демонстрируют достаточный уровень потенциального сближения, чтобы сделать решение возможным в начале 2013 года».

В отличие от СМИ, охарактеризовавших саммит провальным, реакция рынков на него оказалась нейтральной. Гораздо большее, чем начало дискуссий по бюджету Евросоюза на 2014-2020 годы, значение для инвесторов имели проблемы греческих долгов. И здесь стоит отметить, что оптимизм рыночных игроков по поводу перспектив оказания помощи Греции1 , уже несколько месяцев ожидающей очередного транша финподдержки, не только не угас, но даже несколько укрепился.

В субботу 24 ноября Министр финансов Греции Яннис Стурнарас сообщил о достижении договоренности с МВФ о смягчении требований Фонда по условиям сокращения госдолга страны. В тот же день Еврогруппа провела экстренное совещание, в ходе которого были сформулированы предложения по техническим аспектам его стабилизации в среднесрочной перспективе. Среди них сокращение процентных ставок по двусторонним займам, полученным Грецией в рамках первого этапа программы финансовой помощи, и отказ от установления новых процентных ставок. Также было предложено передать Греции, по меньшей мере, частично, прибыль от греческих ценных бумаг, полученную ЕЦБ и центробанками стран еврозоны. Кроме того, участники совещания предложили выкупить долг Греции на вторичном рынке стабилизационными фондами еврозоны, однако точные объемы установлены не были. Таким образом принятие конструктивного решения по разблокированию предоставления стране очередного транша внешней финпомощи на внеочередном совместном заседании Еврогруппы, Международного валютного фонда, Еврокомиссии и Европейского Центробанка стало по сути процедурным вопросом.

Позитивный сигнал получили рынки и от опережающих экономических индикаторов. По данным исследовательской организации Markit Economics, В ноябре 2012 года сводный индекс менеджеров закупок (PMI) 17 стран еврозоны в сфере услуг и промышленном секторе увеличился до 45,8 пункта по сравнению с 45,7 пункта в октябре. При этом производственный PMI стран еврозоны в текущем месяце поднялся до 46,2 пункта с 45,4 пункта в октябре. В то время как эксперты, опрошенные Bloomberg, не ожидали изменений показателя относительно октябрьского уровня.

И все же сводный PMI Еврозоны остается ниже важного уровня в 50 пунктов уже 10 месяцев подряд, что свидетельствует о продолжении рецессии. По оценке Markit Economics, по итогам последних трех месяцев этого года ВВП зоны евро может упасть на 0,5%. Еврокомиссия ожидает увеличения этого показателя в 2013 году только на 0,1%, а эксперты и участники рынков как мантры твердят о необходимости продвижения по пути институциональных реформ.

С этой точки зрения весьма обнадеживающим (и несомненно значимым) выглядит заявление главы Европейского центрального банка Марио Драги о том, что ЕЦБ способен обеспечить полноценный надзор за банками Европы. «Кто-то предполагает, что совмещение в одном учреждении функций по контролю за денежно-кредитной политикой и банковского надзора приведет к перегрузке и потенциальному неисполнению этих обязанностей», - отметил он, выступая на банковском конгрессе 23 ноября. Хотя эти опасения и следует принимать всерьез, создание единого банковского регулятора на основе ЕЦБ является чисто прагматическим решением в существующих условиях, - подчеркнул глава ЕЦБ.

Важными шагами на пути преодоления европейских институциональных проблем стали также фискальный пакт, установление предельных границ национальных госдолгов и другие реформы бюджетных правил. Однако в условиях, когда скептицизм по отношению к самой идее валютного союза достиг наивысшего накала, всего этого может оказаться недостаточно для слома негативных трендов. Понимают это и в самом ЕС. Так, по мнению главы Европейского стабилизационного механизма (ESM) Клауса Реглинга, высказанному им в интервью «Handelsblatt» 21 ноября, «для обеспечения более прочных основ Еврозоны, по всей вероятности, необходима реформа договора о Евросоюзе».

На фоне сложного положения в Еврозоне ситуация в других центрах глобального хозяйства выглядит несколько оптимистичнее. На минувшей неделе в США продолжились межпартийные консультации по определению переговорной повестки о действиях, которые смогут способствовать избежать fiscal cliff. При этом одним из основных аргументов к достижению компромисса, довольно широко растиражированным деловыми СМИ, стало предположение о том, что в американской экономике наметились признаки ускорения роста. По уточненным оценкам в третьем квартале его темпы составили 0,5% против 0,3% в апреле-июне. В четвертом квартале, ожидают аналитики, тенденция может оказаться даже более выраженной – индекс опережающих циклических показателей увеличивается второй месяц подряд (в сентябре на 0,5%, в октябре на 0,2%).

Понемногу стабилизируется ипотечный рынок. Индекс доверия, рассчитываемый совместно Национальной ассоциацией домостроителей и Wells Fargo в октябре достиг уровня в 41 пункт – самого высокого с июня 2006 года, когда рынок был на пике.

К заключению договоренностей по среднесрочному плану налогово-бюджетных консолидаций подталкивает политиков и резко возросшая избыточная активность руководителей Федерального резерва, не устающих доказывать, что средствами одной лишь, пусть даже и супермягкой монетарной политики предотвратить новую рецессию, неизбежную в случае «бюджетного обрыва», невозможно. Словом. Лучше не будить лихо, когда экономика сохраняет потенциал развития. Встреча Барака Обамы с конгрессменами запланирована на последнюю неделю ноября. Эксперты ожидают от нее новых импульсов регулятивным реформам.

Более определенной стала макроэкономическая ситуация в Китае. Многие наблюдатели высказывают предположение, что длившееся несколько кварталов подряд замедление уже на излете. В ноябре, например, впервые за 13 месяцев начался рост активности в обрабатывающей промышленности. Индекс менеджеров по закупкам, рассчитываемый HSBC, добрался до 50,4 пункта (в октябре – 49,5). Напомним, что согласно смыслу этого показателя, все значения выше 50 свидетельствуют об ожидании положительной динамики в этом секторе экономики.

Первые содержательные сигналы о курсе будущих реформ на прошедшей неделе были посланы новым руководством КПК. Так, вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, который в марте 2013 года займет пост премьера, 22 ноября высказался о необходимости «ускорить процесс реструктуризации китайской экономики». Структурные изменения должны коснуться деятельности государственных организаций, а также системы налогообложения. «Мы должны преодолеть трудности и избавиться от всех институциональных препятствий, которые сдерживают развитие», - заявил Ли Кэцян.

Несмотря на ряд позитивных новостей из экономик США и Китая, общее настроение участников рынков по поводу положения дел в глобальном хозяйстве изменилось мало: риски общего торможения по-прежнему существенны, а вероятности трансграничного переноса внешних шоков таковы, что не учитывать их при принятии инвестиционных решений никак нельзя. Все эти обстоятельства сохраняют актуальность и для России.

На минувшей неделе были обнародованы первые экономические итоги октября. Рост ВВП (год к году) составил 2,3%, его замедление (в годовом выражении) длится уже пятый месяц (в сентябре, напомним, ВВП вырос на 2,7%). С исключением сезонного и календарного факторов темп октября к предыдущему месяцу притормозил до 0,1% с сентябрьских 0,4%. Вместе с тем, прирост ВВП за 10 месяцев 2012 года насчитывает 3,7%. С учетом ожидаемой вялой динамики ноября и декабря рост-2012 вполне может уложиться в официальный прогноз (3,5%).

Положительный вклад в ВВП в октябре, по версии Минэкономразвития, внесли инвестиции, строительство и сельское хозяйство. На минус сработали промышленность и транспорт. Торговая розница хранила нейтралитет – ее темпы оказались нулевыми. Росстат зафиксировал сильный инвестиционный всплеск – 14,4% в годовом выражении. После сезонной очистки у Минэкономразвития этот октябрьский показатель выглядит скромнее – 6,9%. Официальных разъяснений этого «большого скачка» пока не последовало. Эксперты же, констатируя определенное оживление в инвестиционной сфере, но не исключая статистико-методологических артефактов, оценивают ситуацию еще более сдержанно: у наиболее оптимистичного ЦМАКП очищенные темпы вдвое меньше, чем у МЭР.

По другим ключевым цифрам разногласий почти нет. Октябрьское сальдо торгового баланса в $13 млрд. на $4 млрд. ниже, чем в сентябре. Экспорт не растет, зато увеличивается импорт. Общее торговое сальдо за 10 месяцев текущего года ($163 млрд.) сохраняется примерно на прошлогоднем уровне ($160 млрд.). Отток капитала за этот же период достиг $61 млрд., прогноз по году в целом – $70-75 млрд.В контексте всех этих данных весьма примечательно выглядят выводы экспертов Центра развития НИУ ВШЭ и Российской академии народного хозяйства из заключения на новый вариант прогноза-2030, подготовленного Минэкономразвития2 . В документе, считают рецензенты, не видно никакой новой модели роста. Основная ставка делается на все те же госинвестиции и наращивание потребительского спроса, накачанного кредитами. В сочетании с темпами увеличения доходов населения, превышающими рост производительности труда, это неизбежно создаст большое напряжение в финансовой системе, которая станет очень чувствительной к внешним шокам. В итоге новый внутрироссийский кризис вероятен уже в 2014-2016 годах, то есть, задолго до мирового циклического спада, ожидаемого на рубеже 2018 года.

Нарастающую напряженность в финансовой системе на прошедшей неделе отметили и другие аналитические команды. В PricewaterhouseCoopers озабочены, например, тем, что совокупная налоговая ставка в РФ уже составляет 54,1%, что заметно выше как средней ставки фискальных платежей в странах Евросоюза – 42,6%, так и в мире в целом – 44,7%. Эксперты же ИА «Финмаркет» констатировали: в 19 субъектах РФ промышленность показала падение по итогам трех кварталов, в 13-ти регионах экономика фиксирует чистые убытки, при этом в 11 субъектах РФ присутствуют почти все признаки полноценного финансово-экономического кризиса (падение промпроизводства, снижение прибыли компаний, бюджетные проблемы3 ).

По мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, для создания новой системы стимулирования устойчивого роста необходимо, по меньшей мере, два года. Тогда к 2015-2016 годам темпы могут выйти на уровень 5%. Для этого, на наш взгляд, необходимо постоянно сверяться с ходом главных тенденций в глобальном хозяйстве. Прошедшая и в целом довольно будничная неделя вновь напомнила о том, что ведущие центры мировой экономики все больше погружаются в структурно-институциональные реформы. Для РФ критически важно двигаться вперед, оставаясь в этом мейнстриме.



1. Несмотря на то, что на совещании Еврогруппы 20-21 ноября принять решение о поддержке Греции не удалось из-за разногласий между основными ее кредиторами – ЕС и МВФ, доходность 10-летних гособлигаций страны упала до минимальной отметки со времен реструктуризации госдолга страны в марте этого года. 22 ноября для бумаг с погашением в феврале 2023 года она сократилась на 54 базисных пункта – до 16,21% годовых. Рост цен на бонды Греции продолжался к этому моменту десятый день подряд (на конец прошедшей недели они составляли около 35% от номинала).
2. СМ. подробнее «Неоднозначные сигналы переходного времени» в Мониторинге ЦПТ №45.
3. Среди этих территорий не только Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Чукотка и Тыва, но также Забайкалье и Еврейский АО и даже Вологодская, Кемеровская и Мурманская области.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net