Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.12.2012 | Марина Войтенко

Налоговые стимулы и фискальные грабли

Конец ноября и начало декабря были отмечены сверхнасыщением российского публичного пространства разноречивыми инициативами в сфере налогообложения. В принципе, активность эта была вполне ожидаемой. Поиск баланса между стимулированием роста и налогово-бюджетными консолидациями стал неоспоримой необходимостью для всего глобального хозяйства. При этом потребительский спрос перестает быть драйвером поступательного развития, чему в немалой степени способствует вялая динамика реальных располагаемых доходов населения. Инвестиционному же восстановлению требуются весомые и надежные аргументы для оживления, гарантирующие эффективность капитальных вложений. В то же время, совершенно очевидно, что для выполнения социальных обязательств – безусловного приоритета государства – имеющихся на настоящий момент источников финансирования (особенно ненефтегазовых) недостаточно. Маршрут через эти развилки еще только предстоит найти, но уже сейчас ясно, что и сам поиск взвешенных решений будет непростым.

Возобновление дискуссии о преимуществах налога с продаж (НСП) перед НДС, объявленное премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале минувшей недели на встрече с представителями РСПП, оказалось несколько неожиданным и для предпринимательского, и для экспертного сообщества. С одной стороны, вполне понятно, что предложение заменить НДС на НСП вызвано намерением найти кратчайшую дорогу к стимулированию экономической активности. Однако первое ощущение – это возвращение на путь, усеянный «граблями» – вполне закономерно.

Налог на добавленную стоимость довольно молод. Впервые в мире он был введен в 1954 году во Франции, заменив собой, в том числе, к тому времени ставший уже архаичным налог с оборота. Сейчас он введен более чем в 150 государствах1 , его наличие в налоговой системе страны является обязательным условием членства в Европейском союзе.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Изначально его максимальная ставка составляла 28%, затем была понижена до 20%. В течение шести лет (1998-2003 годы) в РФ одновременно действовало два налога – на добавленную стоимость и 5%-ный с продаж. С 2004 года произошло резкое сокращение фискальной нагрузки на бизнес и потребителей – НСП отменен вовсе, максимальная ставка НДС снижена до 18%, а его ставка на многие продовольственные, детские и медицинские товары стала составлять 10 процентов. НДС уплачивается поэтапно на различных стадиях производственной цепочки, им облагается вся дополнительно созданная стоимость (разница между оплаченной и полученной ее компонентами).

В сегодняшних российских реалиях, НДС является одним из наиболее результативных налогов, обеспечивая поступлений до 6% ВВП и, судя по структуре доходов консолидированного бюджета РФ2 , в 2012 году формирует до 28% всего федерального бюджета.

Для компенсации выпадающих в случае замены налога на добавленную стоимость на НСП доходов ставку последнего придется серьезно увеличивать по сравнению с предыдущим 5%-ным уровнем. По оценке замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, примерно в 15 раз (до 75%). Расчеты центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования дают более «мягкие», но тоже пугающие, результаты.

Как отметил руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов в интервью «Вести ФМ» 6 декабря, в ситуации, когда налог с продаж взимается с торговли, причем без учета строительства и операций с недвижимостью, его ставка, адекватная полному отказу от НДС (при условии неувеличения других налогов), получается на уровне 30%, с учетом «закладки» НСП в сферу услуг – 20 процентов. Потрясает воображение даже сама мысль о том, как все это будет отражаться в ценниках на услуги (в том числе ЖКХ) и товары, включая детские и медицинские, а также стоимости жилья, офисов, дач и т.п.

Сторонники замены НДС на налог с продаж одним из основных аргументов «за» называют коррупционный потенциал (например, схемы ложного экспорта, при которых НДС возвращается продавцу) и сложность администрирования налога на добавленную стоимость. Но все эти доводы в равной степени можно отнести и к налогу с продаж, собираемость которого и в годы его действия со ставкой в 5% оставляла желать лучшего.

Государству придется контролировать сделки десятков, если не сотен тысяч торговых точек, включая киоски и ларьки, что потребует «существенного увеличения кадрового состава налоговых органов и росту затрат на администрирование до неприемлемого уровня», подчеркнул Сергея Шаталов в интервью радиостанции «Эхо Москвы».

Но и это не гарантирует рост собираемости налога, его поступлений вообще можно не досчитаться. Риск ухода на «серые схемы», «возмездные договоры» по пропуску товара мимо кассы и официальной отчетности более чем предсказуемы. И основная причина тому вовсе не «преступный умысел», а вынужденная необходимость. Введение налога с продаж ударит по экономическим агентам, применяющим льготные налоговые режимы. В их числе сельхозтоваропроизводители, предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения и пока еще действующий единый налог на вмененный доход. Переход же на основную систему налогообложения существенно повысит их издержки, а в купе с обязанностью уплаты налога с продаж и страховых взносов в пенсионную систему будет угрожать существованию, например, малого бизнеса просто «как класса».

Сторонники гипотезы снижения общей нагрузки на экономику вследствие замены НДС на НСП и как следствие обеспечение технологического прорыва ссылаются на зарубежный опыт. Замминистра экономического развития Сергей Беляков в качестве положительного примера приводит практику азиатских стран, где ставка НДС ниже 10% создает хорошие фискальные условия для компаний с самой высокой добавленной стоимостью. То есть, с такой точки зрения речь может идти не о полном отказе от НДС, а о существенном снижении его ставки при одновременном возврате налога с продаж. Но это как раз та конструкция, которая однажды уже доказала свою неэффективность в российских реалиях.

На первый взгляд, неоспоримым преимуществом налога с продаж является его региональная привязка. Тем не менее, помощь в финансировании социальных обязательств это окажет только регионам, имеющим самую высокую обеспеченность бюджетов. По данным Минфина, в 2003 году (последний год действия НСП) 54% поступлений от него приходились на три субъекта РФ – Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, из них 36% - на столицу. Так что дотации федерального бюджета для остальных сохранят свою актуальность. Однако компенсация его выпадающих доходов из-за отмены или существенного снижения ставок НДС и уж тем более инвестиции из госказны для крупных инфраструктурных проектов остаются под большим вопросом. Если же добавить к этому перечню неизбежные перемены в межбюджетных отношениях и администрировании соответствующих трансфертов, то, как отмечено в одном из комментариев в деловых СМИ, «холодок в груди сменяется просто сквознячком».

Кроме того, необходимо будет найти и непростое решение по поступающему в бюджеты субъектов РФ транспортному налогу. Изначально еще в 2010 году его отмена задумывалась как мера одновременная с введением акцизов на горючее. Причем предполагалось, что будет действовать принцип «сколько едешь, столько платишь», что соответствует международной практике.

Однако регионы настаивают на сохранении налога и даже увеличивают его ставки. Это и понятно. Так, поступления в московскую казну от сборов транспортного налога в 2012 году составили 12 млрд. рублей, от акцизов на бензин и дизтопливо – 17 млрд. рублей. Сумма совсем не малозначительная. С 1 января 2013 года в столице размер налога будет увеличен примерно на 600 рублей в расчете на одного автовладельца3 , что даст городскому бюджету дополнительно 2,5 млрд. рублей. В ряде других регионов транспортный налог в будущем году тоже вырастет. Например, в Костромской области – на 5-12%, в Самарской – на 15 процентов. Не удивительно, что, несмотря на повышение акцизов, транспортный налог продолжает действовать.

В то же время, Федерация автомобилистов России уже давно настаивает на его полной отмене. Организация собрала 100 тысяч подписей в поддержку своей позиции. Представить Президенту РФ обращение автомобилистов согласилась фракция ЛДПР, что и произошло 30 ноября на встрече с ним руководителей парламентских партий. Владимир Путин высказался в поддержку такой идеи: «Это чувствительный вопрос. Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз и уходить от транспортного налога».

Очевидно, дискуссиям на этот счет предстоит долгое продолжение. Регионы будут настаивать в сохранении статус-кво в доходной части бюджетов, а это означает – в случае полной отмены транспортного налога, ставки акцизов на бензин могут быть увеличены очень весомо.

Между тем, Росстат отмечает значительный рост индекса цен производителей (без учета акцизов и НДС) на автобензин всех марок4 – за январь-октябрь 2012 года на 16,3 процента. Индекс потребительских топливных цен за тот же период прибавил 6,5% при росте потребительских цен на товары и услуги 105,6 процента. В то же время, на внешних рынках бензин подешевел на 3,1%.

В целом же цены приобретения автобензина, включающие в себя акцизы, НДС, транспортные издержки и снабженческо-сбытовые надбавки, по последним данным Росстата, в сентябре 2012 года были выше цен производителей в 1,7 раза. В такой ситуации одной из перспектив существенного повышения акцизов, вполне вероятно, станет рост социальной напряженности. Ведь не стоит забывать о том, что автомобиль для россиянина давно уже не роскошь, а атрибут повседневной жизни. Согласно прогнозам большинства аналитиков этого рынка, спрос на топливо в РФ будет увеличиваться на 2-3% в год, а доля налогов в литре бензина увеличиваться.

По мнению главы «Лукойла» Вагита Алекперова, для стабилизации цен необходимо ввести гибкую шкалу акцизов, которая бы зависела от стоимости нефти на мировом рынке: выше цена – ниже акциз и наоборот. Логика эта понятна: при высоких ценах на нефть доходы государства от экспортных пошлин увеличиваются. При противоположной динамике акцизы должны компенсировать потери от экспорта. В таком раскладе нефтяники сохраняли бы свою маржу, направляя ее на модернизацию производства, обеспечивая высокое качество бензина, при этом автовладельцы за него не переплачивали бы.

При всей видимой справедливости этой формулы в случае отмены транспортного налога остается открытым вопрос по наполнению региональных бюджетов, в которые на настоящий момент поступает 57,4% от всех действующих в РФ акцизов на товары отечественного производства, остальное идет в федеральную казну. Значит, возникает необходимость выработки такого механизма, который позволил бы регионам компенсировать суммы, выпадающие из-за отмены транспортного налога.

Пока же правительство предлагает не отменять его, а придать ему стимулирующие функции. На минувшей неделе замминистра финансов Сергей Шаталов обнародовал идею Минфина о взимании налога исходя из объема двигателя, а не с лошадиных сил, как это делается сейчас. Дело в том, что старые автомобили с большим объемом двигателей имеют меньшую мощность, чем современные с меньшими объемными показателями. Поэтому предлагаемая финансовым ведомством новая формула определения налоговой базы, по мнению экспертов и участников рынка, будет способствовать модернизации автопарка россиян. Правда, стоит иметь в виду, что владельцы старых машин в большинстве своем – пенсионеры, имеющие законное право претендовать на льготы, которые должны будут предоставить регионы …. Словом, консенсус интересов здесь тоже еще предстоит найти.

Но важно и другое – эта инициатива Минфина – один из тех нечастых случаев, когда в налоговой системе проявляется стимулирующая, а не только фискальная функция. К этому же разряду относится и предложение ведомства по предоставлению льгот для держателей ценных бумаг. На сегодня подоходным налогом облагается полная сумма от их реализации, а также купонный доход. По замыслу Минфина, установление максимальной суммы налогового вычета в три миллиона рублей будет мотивировать граждан к долгосрочным инвестиционным вложениям.

Намерение это тем более правильное, что по сути пусть и отчасти уравновешивает ущерб потенциалу «длинных денег» в экономике, который неминуемо будет нанесен решением (хотя пока и отложенным) относительно будущего накопительной компоненты пенсионной системы.

Для бизнеса, кстати говоря, любой вариант грядущей реформы оборачивается повышением налоговой нагрузки (от идеи корпоративных пенсионных систем правительство ведь не отказалось). Худо-бедно, но это хоть как-то связано, прежде всего, через укрепление мотиваций работников к эффективной и высокопроизводительной деятельности, с улучшением инвестклимата. Идея же подискутировать о налоге с продаж – прямой ему ущерб, так как от радикальной перемены налоговых правил без видимого позитивного результата (в поле зрения лишь очередные большие грабли) пока вероятен только один общеизвестный эффект – снижение доверия предпринимателей к данной юрисдикции.



1. Из развитых стран НДС отсутствует, пожалуй, лишь в США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.
2. http://info.minfin.ru/kons_doh.php
3. В среднем, новые московские тарифы, которые станут действительными с 1 января 2013 года, повышают стоимость одной лошадиной силы на пять рублей.
4. Средние цены производителей нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке (без учета акцизов и НДС), в октябре 2012 года составили по автомобильному бензину 21673 рублей, дизельному топливу – 22207 рублей и топочному мазуту – 9901 рублей за одну тонну.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net