Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.12.2012 | Михаил Агаджанян

Мы пойдём другим путём - Северным морским

Несколько дней назад, 6 декабря в мировой экономике произошло событие большой значимости. В этот день перевозивший крупную партию сжиженного природного газа (СПГ) зафрахтованный «Газпромом» танкер был разгружен в японском порту Тобата. Таким образом была реализована первая в истории мировой экономики операция по доставке сжиженного газа танкером из Европы в Азию Северный морским путём.Груз был принят на борт 7 ноября 2012 года в норвежском порту Хаммерфест. Проводку танкера через воды Северного Ледовитого окeана осуществили суда российской ледокольной флотилии.

Значимость данного события в экономическом плане складывается из нескольких факторов. Специалисты указывают на снижение сроков доставки СПГ заказчикам, экономию топлива, снижение потерь от испарения СПГ, снижение выбросов углекислого газа в окружающую среду, увеличение объёма доставленного газа и отсутствие рисков в связи с нестабильностью традиционных маршрутов доставки сжиженного «голубого топлива» из Европы в Азию. В отношении последнего фактора указывалось на угрозу пиратских рейдов у берегов Аденского залива.

Экономическая привлекательность транспортировки СПГ Северным морским путём от европейских продуцентов к азиатским потребителям на сегодняшний день не поддаётся точному расчёту. Указанные выше преимущества должны быть соoтнесены с затратами на проводку танкеров атомными ледоколами, что может в значительной степени отразиться на общем балансе плюсов и минусов транспортировки по северным широтам.

Эксперты успели заметить, что, с одной стороны, доставка грузов по северному маршруту занимает примерно на три недели меньше, чем через Суэцкий канал. Этo ведёт к экономии на стоимости фрахта танкеров. Маршрут сокращает время в пути из Северной Европы в Северо-Восточную Азию почти на 40% в сравнении с маршрутами по южным морям и океанам через Суэцкий канал. С другой стoроны, требуемая для прохождения танкеров ледокольная проводка, рыночная оценка которой сложно поддаётся расчёту, может в конечном итоге существенно сказаться на рентабельности транзита судов.

Пока экономическая сторона транзита СПГ Северным морским путём ещё нуждается в своём прояснении, политические дивиденды проекта уже сейчас достаточно выражены.

Первая доставка СПГ северным путём была осуществлена по схеме «норвежский газ - российский транзит - японский получатель». Помимо Японии, традиционно остро зависящей от импорта энергоресурсов на свой рынок потребления, заинтересованной стороной в поступлении СПГ по северному маршруту в перспективе может стaть Китай. И дело здесь не только в экономическом измерении дополнительных возможностей Поднебесной диверсифицировать свои каналы получения энергоресурсов.

Реальность набирающего обороты глобального противостояния США и Китая на политической арене международной жизни заставляет Пекин искать нестандартные решения.

По последним прогнозам, к 2015 году Китай может увеличить импорт природного газа до 93,5 млрд куб. м, что превысит 35% от его общих потребностей в этом виде топлива.

В настоящее время крупнейшим поставщиком природного газа в Китай является Туркменистан (Китай стал основным покупателем туркменского трубопроводного газа с 2011 года, обогнав по объёмам закупок Иран и Россию). Поставки СПГ в Китай из Австралии и Катара составляют в совокупности 11,8 млн. тонн в год. Крупнейшим поставщиком СПГ для Китая по данным на осень текущего года была Австралия. Самый дорогой СПГ в Китай поставлял Катар.

Российско-китайский газовый диалог в первые числа текущего декабря был отмечен позитивом, внесённым с российской стороны. Руководство «Газпрома» сообщило о своей готовности снизить базовую цену (основу для расчёта формулы цены) поставок газа в Китай. Подобная готовность российского газового монополиста вытекает из проведённого анализа оптимизации поставок газа по Западному коридору - газопроводу «Алтай».

Ведущие лица в экономическом блоке правительства России в начале декабря сообщили о продолжающихся между Москвой и Пекином переговорах относительно выбора приоритетного маршрута и параметров сотрудничества в газовой сфере. При этом, вице-премьер Аркадий Дворкович 6 декабря подчеркнул приоритетный для российской стороны вопрос в общей системе ведущихся с китайцами переговоров по газу - СПГ во Владивостоке.

Тем самым, Россия стремится занять ниши на рынке импортных закупок Китаем СПГ с прицелом на прогнозируемый рост данного рынка в ближайшие 3 года.

Россия может занять особые ниши в диалоге с Китаем по газу не только под призмой поставок собственного СПГ китайским потребителям из Владивостока. Транзит СПГ по Северному морскому пути из Северной Европы в Китай имеет потенциал вызвать в Пекине интерес, определяемый внешнеполитическими факторами.

По линии своих южных морских границ Китай испытывает нарастающий политический дискомфорт. Территориальные споры с ближайшими соседям по Южно-Китайскому и Восточно-Китайскому морям, через которые в Китай ныне идёт практически весь транзит энергоресурсов с внешних рынков, делает позиции Поднебесной в этой части своих территориальных вод весьма зыбкими. В развитии тесных связей США с Южной Кореей, Филиппинами и в последнее время даже с Вьетнамом заложена значительная составляющая сдерживания Китая по южной кромке его морских границ.

В апреле 2012 года вблизи спорных районов Южно-Китайского моря прошли крупные американо-филиппинские военные учения. Оттенок стратегического противостояния ряда региональных и глобальных акторов Китаю был подчёркнут составом участников данных учений, включившем в себя такие страны, как Австралия, Япония, Южная Корея. Проведение учений совпало с китайско-филиппинском инцидентом с участием кораблей ВМС Манилы и катеров береговой охраны Пекина в Южно-Китайском море. Китайско-филиппинский инцидент в морской акватории, проведённые американо-филиппинские учения с участием ряда региональных оппонентов Пекина накалили ситуацию до уровня, за которым с китайской стороны последовали заявления о необходимости решения всех территориальных конфликтов и только потом освоения богатых природных ресурсов спорных территорий и морских пространств.

Российские эксперты указывают на продолжающееся пребывание США и Китая в состоянии взаимного стратегического недоверия друг к другу. Отсутствие доверия проявляется в продолжающейся практике США по сбору разведывательной информации в непосредственной близости от Китая, а также в подозрениях Пекина относительно активности американских кораблей вблизи своих государственных границ.

В такой потенциально сверхконфликтной системе региональных координат в зоне Южно-Китайского и отчасти Восточно-Китайского морей любая дополнительная возможность обеспечения безопасного транзита энергоресурсов представляет для китайской стороны особую ценность.

Северный морской путь, контролируемый Россией, может стать такой дополнительной возможностью для китайцев чувствовать себя более уверенно в завтрашнем дне.

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net