Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

18.12.2012

Суверенная экономика

В экономической части президентского Послания, адресованной не столько Федеральному собранию, сколько Правительству и Центральному банку, явно ощущалась озабоченность по поводу замедления экономического роста и его перспектив в последующие годы. Президента не устраивают 3–4% роста ВВП в год, прогнозируемые Минэкономразвития для наиболее вероятных сценариев. Еще менее, очевидно, его устраивает рост 2,9%, который зафиксировал Росстат по итогам третьего квартала текущего года.Вся экономическая часть Послания выглядит, как набор мер, направленных на стимулирование экономического роста, однако этот набор напрочь лишен единой концепции и внутренне невзаимосвязан. Впрочем, тем же недостатком страдали предвыборные статьи В. Путина и основанные на них указы от 7 мая, так что в этом смысле преемственность сохраняется.

На словах самые большие надежды на ускорение роста экономики В. Путин связывает с реформами, облегчающими жизнь предпринимателям. Комментируя потенциальный экономический эффект от реализации «Предпринимательской инициативы», Президент даже вступил в полемику с экспертами, оценивающими потенциал роста России не более 4% в год, и предположил, что эффект от реализации поддерживаемых им институциональных мер может достигать 2–2,5 п.п. роста в год. Являясь убежденными сторонниками скорейшего снятия институциональных и бюрократических барьеров, мы, тем не менее, хотели бы предостеречь всех, включая Президента, от излишнего оптимизма. Эффект от изменений, которые предполагаетпрограмма «Предпринимательская инициатива», будет проявляться постепенно, поскольку постепенны сами реформы. В лучшем случае (если все участвующие в процессе эксперты, предприниматели и чиновники отработают честно и добросовестно) улучшение ситуации произойдет через три-четыре года, когда будет реализована бόльшая часть пакета технических мер.

Более быстрый и, самое главное, существенный эффект возможен в случае сопровождения этих изменений каким-то заметным импульсом, повышающим доверие к судам, к верховенству закона, к государству, в целом. Например, (фантастическое предположение!), выпуском Декларации о снижении силового давления на бизнес, сопровождаемой массовой амнистией осужденных по экономическим статьям (начиная с М. Ходорковского и П. Лебедева), наказанием силовиков, причастных к незаконным преследованиям и гибели предпринимателей (начиная с дела С. Магнитского). Пока же в реальности происходит ровно обратное: правоохранительная и судебная системы продолжают жить по своим законам, весьма далеким от либеральных принципов, изложенных в президентском Послании, и это касается не только политически мотивированных дел (таких как, например, новоиспеченное дело братьев Навальных). Чего стоит, например, история с приостановкой на 70 дней деятельности 20-го таксомоторного парка после «оперативного эксперимента» сотрудников ФСБ, подложивших в маршрутку муляж бомбы1 . Борьба с терроризмом – дело нужное и благородное. Но почему у ФСБ не нашлось других методов борьбы, менее затрудняющих экономическую активность?

«Отвязное» поведение силовых структур в последнее время немало дискредитирует ключевые идеи Послания. Впрочем, похоже, Президент и сам не до конца верит в успех своих начинаний: неслучайно в Послании, на случай, если институциональные меры не подействуют, предусмотрены рычаги стимулирования экономического роста, более «подходящие» для сложившейся вертикальной системы отношений между властью и предпринимательским сообществом.

Поскольку реализация ранее согласованного решения о возможности использования до половины дополнительных нефтегазовых доходов после достижения Резервным фондом величины 7% ВВП на финансирование инфраструктурных проектов может начаться лишь через год-полтора-два (после достижения Резервным фондом указанной величины), а темпы экономического роста упали уже сейчас, В. Путин решил обойти указанное ограничение и предложил начать тратить средства ФНБ (для начала 100 млрд. руб.) на приобретение инфраструктурных облигаций уже в 2013 году. Хотя, как правило, увеличение инвестиций в инфраструктуру служит хорошим инструментом для стимулирования экономического роста (не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе)– здесь как никогда критично конкретное направление вложений и не только с точки зрения окупаемости. На наш взгляд, РЖД и Газпром могли бы профинансировать свои инвестпрограммы и без этих источников – как говорится, за счет внутренних резервов. А вот как-то смягчить проблему с недостатком инвестиций в инфраструктуру (например, ЖКХ) на региональном уровне эти средства помогли бы. Но хуже всего, что это решение, по сути, возвращает в бюджет те «мягкие ограничения», от которых должно было спасти бюджетное правило – ведь верхний предел вложений в национальную экономику за счет нефтегазовых доходов В. Путин не обозначил.

Еще одна новация, прозвучавшая в президентском Послании, также направлена на чисто ресурсное стимулирование экономического роста и может оказаться ящиком Пандоры, однажды раскрыв который, уже будет трудно справиться с последствиями. Речь идет о просьбе к Центральному банку «подумать» о механизмах формирования в экономике «длинных» и «дешевых» кредитных ресурсов, изучив предварительно опыт ФРС и Европейского Центрального банка. С одной стороны, нельзя не согласиться с Президентом в том, что длинные деньги в экономике нужны. Но с другой, странно слышать постановку этой задачи от политика, который только что (несколько недель назад) разрушил механизм формирования тех самых длинных денег, утвердив Стратегию пенсионной реформы, разрушающей накопительную систему. Надежд на то, что Центральный банк сможет подменить пенсионные накопления, наверное, все-таки, ни у Президента, ни у его советников нет. Но вот китайский опыт таргетирования кредитной активности хотя бы только госбанков им явно по вкусу. Думается, и госбанки будут рады введению этого механизма – ведь возможность выдавать кредиты и не стремиться к их возврату дорогого стоит. Готовы предположить, что и крупнейшие частные банки, будь такой механизм введен, найдут способ в нем поучаствовать, ну хотя бы в роли «подносчика проектов». Для нас последствия такого шага ясны: рост коррупции, ускорение оттока капитала, постепенный разгон инфляции. Впрочем, кто сказал, что такие угрозы могут остановить нашего Президента?

Наталья Акиндинова

Материал подготовлен Центром развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net