Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

20.12.2012 | Михаил Агаджанян

Стабильный Египет – взаимный интерес США и России

Второй тур конституционного референдума в Египте пройдёт 22 декабря. Сложно говорить о том, что после этой даты крупнейшая арабская страна мира вступит в совершенно новый этап своего развития. Конституционные изменения назрели, они подразумевались с самого начала смены политической власти в Египте. Но в настроениях граждан страны начинают преобладать интересы стабильности, обретения устойчивости египетской государственности после нескончаемой внутриполитической турбулентности.

В первом туре референдума большинство избирателей крупнейших городов крупнейшей арабской страны, Каира и Александрии, высказались против проекта новой конституции. Некогда «сердитые горожане» теперь поубавили свой пыл коренных внутригосударственных трансформаций и желают стабильности. А вожделенная стабильность кажется им ещё более призрачной в случае принятия новой конституции с уклоном в сторону исламизации Египта.

В стабильности Египта не меньше её граждан заинтересованы главные внешние партнёры «страны пирамид», вложившие в своё время огромные усилия для введения египетской политической элиты в русло своих последовательных партнёров на пространстве Большого Ближнего Востока.

Очевидно, что Египет не является точкой актуальной конкуренции между США и Россией, которые находятся на разных уровнях влияния на процессы в этой стране и соизмерения своей ближневосточной политики с фактором Египта. США вырвались в отрыв от России в построении тесных связей с египетской стороной, что не потеряло свою актуальность после прихода к власти в арабской стране новых политических фигур.

Влияние США на Египет можно систематизировать по взаимосвязанным между собой направлениям, которые в совокупности подчёркивают отставание России от взятого американцами ещё несколько десятилетий назад интенсивного темпа развития связей с Каиром. Наиболее серьёзное влияние на плотную привязку Египта к США, которое только возросло в условиях переживаемых «страной пирамид» экономических трудностей, оказывает ресурс продолжающихся финансовых поступлений от или с поддержки американской стороны. Вашингтонские аналитики приводят цифру в $70 млрд., которые США выделили Египту на цели экономического развития и военной помощи с того времени, когда последний вошёл в орбиту американского влияния.

Точкой отсчёта этого периода можно считать 1978-1979 годы, когда были достигнуты Кэмп-Дэвидские соглашения и заключён Мирный договор между Египтом и Израилем. С этого времени Каир вышел на вторую строку (после Тель-Авива) в списке получателей американской финансовой помощи, в том числе и в сфере военного сотрудничества. Ежегодно выделяемая Каиру из Вашингтона помощь по военной линии оценивается в $1,3 млрд.

США не только плотно финансово опекают Египет напрямуя (администрация Обамы намерена выделить Египту в качестве прямой финансовой помощи $250 млн. за 2012 год), но и лоббируют интересы Каира перед его международными кредиторами. Сильные позиции США в таких структурах как МВФ используются для оказания финансовых услуг Египту с политическим оттенком.

Помимо экономического и финансового инструментария, Египет продолжает быть тесно привязан к орбите влияния США и через фактор Израиля. В политических и аналитических кругах Вашингтона весьма широко представлена проекция взгляда на Египет через «израильский экран», через плоскость интересов Израиля в регионе и приоритетов американо-израильского стратегического партнёрства. Ни одна аналитическая работа серьёзных американских экспертов, посвящённая Египту после конца 1970-х годов, не упускает из виду фактор Израиля.

Приход к власти в Египте «Братьев-мусульман» несколько сместил в Вашингтоне аналитическую проекцию. Теперь она концентрируется вокруг исследования возможных последствий внутриполитических изменений в крупнейшей арабской стране на отношения с американским союзником на Ближнем Востоке. Ныне ни одна серьёзная аналитическая работа американских экспертов не обходится без упоминания темы сохранения в «рабочем состоянии» мирных соглашений между Египтом и Израилем, поддержания статус-кво на Синайском полуострове.

И, наконец, ещё одно направление тесной привязки Египта на американскую орбиту влияния в регионе характеризуется уже непосредственным внешне- и военно-политическим интересом США. Сохранить американо-египетские отношения в русле ровного партнёрства для продолжения пользования Соединёнными Штатами льготными режимами прохода своих морских судов через Суэцкий канал, пролёта своих воздушных судов через территорию Египта – вот сверхважная для интересов США в регионе задача.

С ростом внутренней нестабильности в Египте в Вашингтоне получают более рельефные проявления тревоги за будущее американо-египетских отношений, за поддержание статус-кво на Синайском полуострове и в израильско-египетских отношениях в целом. Наихудший сценарий для американцев – это гипотетическй приход к власти в Египте салафитских радикальных группировок.

Из Конгресса США уже звучит озабоченность в связи с планами администрации Обамы продолжить тесное военное сотрудничество с нынешними властями Египта и придать данному сотрудничеству ещё более продвинутый вид. Подтекст этих озабоченностей, которые выразились в сомнениях нескольких американских конгрессменов по поводу целесообразности поставки Каиру под властью представителей «Братьев-мксульман» новых образцов военной техники, носит понятный характер. Поставки современных образцов оружия в страну, внутригосударственные устои которой находятся в стадии болезненного становления, не бесспорны.

Тем не менее, администрация Обамы не намерена сворачивать с пути плотной привязки Египта к орбите военно-политического влияния США. В основу такой привязки, помимо прочего, заложен фундамент сохранения баланса сил между Израилем и Египтом, гарантированности Израиля от военной эскалации со своим арабским соседом на Западе.

Примечательный факт. Поставка Соединёнными Штатами первой партии новых истребителей F-16C/D Block.52 Египту, которая вызвала тревогу у некоторых американских конгрессменов, должна состоятся 22 января 2013 года. В день, когда в Израиле пройдут внеочередные парламентские выборы.

Продвинутый характер американо-египетских отношений не означает, что тема усиления связей между Москвой и Каиром не актуальна и, тем более, закрыта. На российско-египетские отношения фактор сильных позиций США в регионе не может не оказывать лимитирующее воздействие, придающее данным отношениям весьма узкое русло развития. Но и в рамках таких «узких мест» в российско-египетских отношениях можно найти точки соприкосновения интересов не только между непосредственно Москвой и Каиром, но и между российской столицей и Вашингтоном.

Россия поддерживает нынешние египетские власти в их стремлении занять позиции ведущей региональной силы для урегулирования острых конфликтов. Власти Египта прошли определённую проверку на свою пригодность в качестве ведущего посредника в деле гашения недавнего конфликта между Израилем и палестинским движением «ХАМАС». На очереди вовлечение Египта в урегулирование более сложных региональных конфликтов.

Позиции Москвы и Вашингтона могут совпасть в том, что именно Египет, как крупнейшая арабская страна, в столице которой располагается штаб-квартира Лиги арабских государств, должен занять ведущие позиции в урегулирование конфликта в Сирии на межарабской платформе.

Россия поддерживает инициативу президента Египта Мухаммеда Мурси по формированию региональной «четвёрки» для содействия усилиям по урегулированию кризиса в Сирии (Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция). Об этом в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров со своим египетским коллегой 5 ноября 2012 года в Каире заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что как крупнейшая страна арабского мира Египет может и должен играть лидирующую роль по ключевым проблемам региона, будь то положение в Судане, ближневосточное урегулирование, ситуация в Сирии.

США и Россия будут и впредь находиться в постоянном поиске точек сотрудничества на пространстве Большого Ближнего Востока, что, к сожалению, не отменяет элементы конкуренции в их отношениях, разногласий в их позициях. Важно стремиться находить в общей конкурирующей диспозиции России и США по линии «дуги нестабильности» от Северной Африки до Пакистана точки сотрудничества, которые добавляют устойчивость всей системе отношений двух глобальных акторов.

Стабильность в Египте – взаимный интерес Москвы и Вашингтона, которые в последнее время стали ощущать дефицит внешнеполитического сотрудничества на пространстве Большого Ближнего Востока.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net