Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

30.01.2013 | Александр Ивахник

Общественной палате хотят обновить лицо

28 января шестеро сенаторов во главе с первым вице-спикером Совета Федерации Александром Торшиным внесли в Госдуму законопроект о новом порядке формирования Общественной палаты (ОП) РФ. Главный смысл предлагаемой реформы состоит в резком расширении представительства регионов в федеральной ОП, в результате чего число ее членов должно увеличиться с 126 до 166. Кроме того, часть палаты предполагается формировать путем интернет-голосования. Александр Торшин заявил, что законопроект – «самостоятельная разработка» сенаторов. Однако на этот счет существуют серьезные сомнения…

Источники ряда СМИ во власти отметили, что законопроект о реформе ОП разработан в администрации президента, чтобы учесть произошедшие в обществе изменения и усилить позиции палаты. Косвенно об этом свидетельствует и выраженная сенаторами уверенность, что законопроект будет быстро принят и уже летом вступит в силу, а не позже 1 июля 2014 года палата соберется в новом составе. Глава профильного комитета Госдумы Ярослав Нилов также высказал мнение, что депутаты поддержат законопроект. Зато для самих членов ОП законодательная инициатива сенаторов стала неожиданностью, с ними никто не проводил консультаций. На деле новый порядок формирования Общественной палаты может привести к тому, что палата станет еще более управляемой, чем прежде, что позволит свести к минимуму вероятность таких проявлений излишней самостоятельности, как недавние отрицательные заключения на законопроекты о запрете на американское усыновление сирот и о защите чувств верующих.

Что же конкретно предлагается? Сейчас ОП РФ формируется в три этапа. Сначала президент своим указом назначает 42 членов палаты, затем они отбирают еще 42 человек из кандидатов, выдвинутых общероссийскими общественными организациями. Наконец, 84 члена палаты отбирают еще 42 членов из кандидатов от региональных общественных объединений. Внесенный сенаторами законопроект предусматривает, что 40 членов ОП по-прежнему назначаются президентом. Но половину федеральной палаты – 83 члена – формируют региональные общественные палаты, направляя из своего состава по одному представителю. Еще 43 человека будут избираться из кандидатов общероссийских общественных организаций путем рейтингового интернет-голосования на сайте ОП. Подобная технология по инициативе администрации президента уже была использована на выборах в члены президентского Совета по правам человека. Но Александр Торшин подчеркнул, что законопроект впервые в истории российского законодательства легализует интернет-голосование.

Объясняя мотивы формальных авторов законопроекта, первый вице-спикер верхней палаты отметил: «Совет Федерации – это прежде всего палата регионов, и мы бы хотели, чтобы у регионов было гарантированное представительство в Общественной палате. За все время ее работы целых 10 регионов, и не самые маленькие, вообще не имели там представительства». Однако рассуждения инициаторов законопроекта и официальных комментаторов о том, что у региональных представителей появится больше возможностей отстаивать интересы своих субъектов на федеральном уровне, игнорируют содержание и организацию работы ОП.

Как известно, ОП была задумана и создана властью в затхлой атмосфере середины нулевых как муляж гражданского общества, подконтрольный и легко регулируемый. Тем не менее, за счет активности в палате отдельных авторитетных и достаточно независимых общественных деятелей и привлечения высококвалифицированных экспертов палата порой поднимала острые социальные вопросы и выдавала нелицеприятные отзывы на социально значимые законопроекты. Однако реальная отдача от всей этой работы была почти нулевой. И Госдума, и правительство мнение ОП игнорировали, а широкая общественность о нем не знала. Среди немногих сфер, где палата принесла практическую пользу, – регулирование условий деятельности НКО и организация общественного контроля за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. Фактически Общественная палата стала органом представительства некоммерческих организаций, проблемы у которых общие вне зависимости от региона. К тому же надо учитывать, что члены ОП работают на общественных началах, а работа самой палаты строится в основном в комиссиях и межкомиссионных рабочих группах, пленарные заседания проходят лишь 4 раза в год.

Нет никаких оснований считать, что расширение регионального представительства в Общественной палате сделает ее более критически настроенной и позволит ей выступать с более самостоятельных позиций. Региональные палаты чаще всего являются декоративным довеском к областной администрации, их члены фактически назначаются губернаторами. Сами нынешние члены федеральной палаты высказывают мнение, что из регионов в палату придут подконтрольные губернаторам люди. Что касается интернет-голосования по кандидатам от общероссийских общественных организаций, то независимые эксперты и некоторые члены ОП выражают опасения по поводу такого метода пополнения палаты. «При всей видимой демократичности этого способа, интернет-голосование является идеальной возможностью для разного рода махинаций, – отметил член ОП, председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак. – Кроме того, никакие интернет-системы не могут стопроцентно быть защищены от "накруток" голосов».

Так что комментарии чиновников Кремля в СМИ относительно того, что реформа формирования ОП должна повысить легитимность палаты, позволит принимать участие в отборе более широкому кругу общественности и всем желающим гражданам, выявить новых ярких лидеров общественного мнения, не кажутся убедительными. Конечно, вокруг реформы Общественной палаты можно организовать на время информационный шум и создать видимость общественной дискуссии, но по большому счету это ничего не изменит. Критически настроенный к действиям власти продвинутый средний класс не видит в безвластной и тихой Общественной палате площадку для диалога между государством и независимым гражданским обществом. А остальное население вообще не имеет представления о ее существовании.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net