Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.02.2013 | Марина Войтенко

Финансовые маршруты международной интеграции

15-16 февраля в Москве состоялась плановая встреча министров финансов и управляющих центральными банками «Группы 20». Для участников глобальных рынков – событие знаковое и содержательное, поскольку в ходе обсуждения уточнялась не только повестка предстоящего сентябрьского саммита G 20 в Санкт-Петербурге, но и определялись направления и сроки текущих скоординированных действий финансовых регуляторов и денежных властей стран-участниц.

В итоговом коммюнике встречи содержится несколько примечательных констатаций. В нем, в частности, зафиксировано, что «слабая глобальная экономическая активность вызвана неопределенностью мер политики, снижением уровня кредитования со стороны частного сектора, необходимостью проведения фискальной консолидации и ухудшением функционирования кредитного посредничества, а также незавершенной перебалансировкой глобального спроса». В связи с этим определены и ближайшие цели: продолжать последовательные усилия по укреплению экономического и валютного союза Еврозоны; снять вопросы по поводу фискальных ситуаций в США и Японии; поддержать внутренний спрос в странах с профицитом счета текущих операций, принимая во внимание особые условия крупных стран-производителей сырьевых товаров.

В документе особо подчеркнута необходимость последовательной реализации принятых обязательств по повышению устойчивости финансовых систем и проведению «значимых структурных реформ для содействия росту». При этом один из главных приоритетов – устойчивость госфинансов. Исходя из этого развитые страны, входящие в G 20 разработают и представят к саммиту-2013 «четкие среднесрочные фискальные стратегии». Новость, как видим, довольно обнадеживающая.

В этом контексте более оптимистично воспринимается и вновь подтвержденное намерение финансовой двадцатки проводить мониторинг денежно-кредитной политики в целях минимизации побочных эффектов. Заметим, что один из самых очевидных – это тенденция к ослаблению основных валют (исключения здесь, пожалуй, лишь евро, подорожавший в январе в реальном выражении на 1,7%, рубль и юань), увеличивающаяся по мере включения «зеленого света» все новым программам монетарного стимулирования. Позиция G 20 на этот счет, отразившаяся в коммюнике, изложена предельно ясно: глобальные дисбалансы сокращаются, прежде всего, благодаря структурным реформам, влияющим на внутренние сбережения и повышение производительности труда, но никак не через манипулирование валютными курсами.

«Мы подтверждаем свою приверженность более быстрому движению в направлении рыночных систем обменных курсов и гибкому обменному курсу, которые отражали бы фундаментальные экономические показатели, позволяли избегать постоянной несбалансированности обменных курсов и в этой связи, более тесному сотрудничеству друг с другом с целью совместного роста. Мы признаем, что чрезмерная волатильность финансовых потоков и беспорядочная динамика обменных курсов имеют негативные последствия для экономической и финансовой стабильности. Мы воздержимся от конкурентной девальвации валют. Мы не будем ориентировать наши обменные курсы в целях конкуренции, будем воздерживаться от всех форм протекционизма и сохраним наши рынки открытыми». Как видим, все сказано весьма прозрачно и недвусмысленно.

Позже министр финансов РФ Антон Силуанов на итоговой пресс-конференции отметил: «Коллеги из Японии пояснили свою политику, она была принята еще в конце прошлого года и направлена на решение проблемы дефляции». «G20 отнеслась с пониманием к такой политике, и в совместном заявлении не было никаких решений или оценок деятельности правительства Японии. Это внутреннее дело самой страны». По словам министра, финансовая G20 сошлась во мнении, что «действия японского правительства находятся пока в русле общего понимания в области валютной политики».

Приведет ли это к снижению нервозности рынков, покажет время. Пока же G 20 с очевидностью переводит дискуссию (по определению главы ЕЦБ Марио Драги, и «вовсе бесплодную») в плоскость фундаментальных факторов курсообразования. По мнению директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард: «то, что происходит с валютными курсами, отражает реальную стоимость валют, однако, необходимо очень внимательно следить за происходящим1 ».

Большое внимание в ходе встречи в Москве было уделено вопросам долгосрочного финансирования инвестиций, включая его доступность (в том числе через локальные рынки облигаций, внутренние рынки капитала, институциональных инвесторов и т.п.). Финансовая G 20 одобрила «диагностический доклад» на эту тему, представленный по ее поручениям международными организациями, приняла решение о подготовке плана действий «Большой двадцатки» по содействию инвестициям, а также поручила многосторонним банкам развития (включая Всемирный банк) проанализировать условия оптимизации кредитных портфелей и усилить ликвидацию «имеющихся пробелов в подготовке инфраструктурных проектов».

В переводе с языка международной бюрократии это означает, что институтам развития было рекомендовано активнее входить в капитал предприятий, с перспективой последующих продаж таких активов. Ожидается, что это может стать дополнительным мотивом для институциональных инвесторов вкладываться не только в субфедеральные облигации, но и непосредственно в инфраструктурные проекты. Решено, что специальный доклад по этому поводу (включая возможности пенсионных фондов) к саммиту-2013 представит ОЭСР.

Участники Московской встречи, естественно, не могли пройти мимо проблем финансового регулирования. Как заметил замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак, «маятник здесь качнулся в сторону ужесточения». К концу июня 2013 года Советом финансовой стабильности должны быть разработаны «операционные планы урегулирования несостоятельности глобальных системно значимых банков. К саммиту в Санкт-Петербурге этот же совет представит оценку хода работы по разрешению проблем банков, «которые слишком велики, чтобы обанкротиться».

Кроме того, в коммюнике содержится призыв всем юрисдикциям как можно скорее внедрить согласованные реформы Базеля-III2 . В апреле планируется подвести промежуточные итоги реформ внебиржевого рынка деривативов, в марте – запустить глобальную систему идентификации юридических лиц. К саммиту в сентябре финансовая G 20 представит предложения по повышению прозрачности кредитно-рейтинговых агентств и усилению конкуренции в этой сфере, единым стандартам в регулировании теневого банковского сектора (под этим термином в международной практике понимается посредническая деятельность финансовых институтов, которые официально не являются кредитными учреждениями – примечание автора). Уже в ближайшее время будет ускорена работа по стандартам обмена информацией в налоговой сфере (прежде всего, по всем аспектам так называемого «перемещения прибыли»). В июле ОЭСР должны представить «глобальный план мер», включая подписание многосторонних соглашений. Во второй половине года ожидается решение ФАТФ по оптимизации борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В числе других вопросов, обсуждавшихся 15-16 февраля, - государственные заимствования и устойчивость госдолга, расширение доступа к финансовым услугам, обеспечение прозрачности мировых сырьевых и энергетических рынков, и конечно же, реформа международной финансовой архитектуры (здесь достигнута однозначная договоренность, что к саммиту-2013 вопрос о новой формуле распределения квот в МВФ должен быть в степени готовности, позволяющей всем 188 странам-членам Фонда прийти к соглашению не позднее января 2014 года). Следующая «сверка часов» финансовой G 20 состоится в апреле.

На минувшей неделе произошли два события, доказывающих всю серьезность российских намерений по интеграции в глобальные финансовые рынки. 13 февраля правительство одобрило госпрограмму по развитию финансовых рынков и созданию МФЦ. Соответствующую «дорожную карту» премьер Дмитрий Медведев потребовал продвигать неукоснительно.

«Тот, кто не ставит перед собой амбициозных задач, окажется на задворках истории. Мы много говорим о необходимости развития реального сектора экономики, но мир без финансов существовать не может, и мы должны занимать в нем подобающее место. Поэтому власти занимались и будут заниматься созданием МФЦ. Задача хоть и амбициозная, но выполнимая», - подчеркнул руководитель кабинета министров.

Как сообщил глава Минфина, вся работа по подготовке «дорожных карт» уже завершена. Дело теперь за принятием необходимых правовых актов, в том числе обеспечивающих надежную защиту вложений в финансовый сектор как граждан, так и организаций. Так что Госдуме в ближайшее время придется сильно поторопиться с концентрацией собственных усилий на направлении, где, действительно, возможен стратегический успех РФ.

15 февраля состоялось IPO Московской биржи (MOEX). Наблюдатели обратили внимание, что тем самым как бы случайно оказалась учтенной обеспокоенность финансовой G 20 снижением в мире в целом и числа, и объемов первичных размещений. Если 20 лет назад проводилось 2,5 тысячи IPO в год, то теперь – в два раза меньше. Как сообщил на итоговом брифинге министр Финансов РФ Антон Силуанов, раньше объем первичных размещений акций превышал $250 млрд., в последнее время – максимум $150 млрд. в год. Причем кризис внес свои коррективы не только в виде сокращения рынка, но и привел к осознанию потребности расширения круга активных биржевых площадок в мире. С этой точки зрения достигнутая в Москве министрами финансов и главами центральных банков договоренность о необходимости развития фондовых рынков в местных валютах оказалась более чем своевременной.

Весьма кстати пришлось и IPO MOEX на минувшей неделе. Общий объем размещения – 15 млрд. рублей (11,8% уставного капитала биржи). Вывел капитализацию биржи на отметку в 126,9 млрд. рублей ($4,2 млрд.). Теперь объем акций в Московской бирже в свободном обращении составит примерно 30%.

Несмотря на скептические прогнозы, книга заявок была переподписана более чем в два раза. При этом размещение состоялось по нижней границе ценового диапазона – 55 рублей за акцию.

Впрочем, отсутствие желания организаторов выпуска добиваться более высокой цены участников и аналитиков рынка не удивило. Гораздо важнее было сохранение качества инвесторской базы. Самый крупный пакет – на $80 млн. – приобрел Российский фонд прямых инвестиций3 (РФПИ – «дочка» Внешэкономбанка), в свою очередь привлекший в качестве соинвесторов крупнейшие международные фонды4 .

Размещение среди розничных клиентов (832 физлица) составило 3% от объема IPO, или около 400 млн. рублей.

Другие участников торгов – ведущие представители инвестиционного сообщества. Среди них подавляющее большинство было из Лондона, континентальной Европы (страны Скандинавии, Германия), а также из США, Азии и с Ближнего Востока, которые, как ожидается, став клиентами биржи теперь будут торговать в Москве и другими российскими активами. Однако в этом направлении потребуется принять еще немало усилий.

Первые шаги в решении задачи построения высококачественной инфраструктуры сделаны: создана единая фондовая площадка5 , заложена основа для центрального депозитария, в 2013 году к открытию в нем счетов допущены лидеры глобального рынка в обслуживании евробондов Euroclear и Clearstream, регулирование на российском финансовом рынке постепенно приводится к международным нормам. Однако риски для инвесторов, обусловленные уровнем как прозрачности и неизменности «правил игры», так и стабильности финансовых результатов основных торгуемых эмитентов, все еще довольно высоки.

Вместе с тем, очевидно, что управление этими рисками возможно только на пути наращивания международного сотрудничества. Как подчеркнул на встрече с участниками финансовой G 20 президент Владимир Путин: «Время локальных изолированных кризисов осталось позади… Отгородиться, остаться в стороне от мировых экономических процессов невозможно. Противостоять современным вызовам в одиночку не способна ни одна страна». Похоже, что председательство РФ в «Большой двадцатке» делает российский выбор в пользу международной интеграции по всем азимутам осознанно-стратегическим и необратимым. Будет надеяться, что это поможет верным решениям и в других сферах большой экономики и политики.



1. Россия, которая в 2013 году председательствует в G20, впервые пригласила на заседание финансовой двадцатки представителей Швейцарии – страны, которую тоже часто обвиняют в ведении валютных войн, поскольку ее центробанк установил предел удорожания швейцарского франка, наряду с йеной одной из любимых валют финансовых спекулянтов.
2. Глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев заявил 15 февраля, что российский регулятор будет вводить Базель-III независимо от того, как это будет происходить в других странах. Начало процесса запланировано на осень 2013 года.
3. Фонд увеличил свою долю в капитале биржи до 4,5% с 2,8%.
4. Напомним, в 2012 году РФПИ привлек в капитал Московской биржи четырех институциональных инвесторов - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), фонды Cartesian Capital, BlackRock и CIC (Китайская инвестиционная корпорация).
5. Темпы развития бизнеса Московской биржи весьма высоки. Рентабельность по EBITDA стабильно находится выше 60% и имеет потенциал роста до 70-72% с учетом дальнейших перспектив, предполагающих увеличение количества клиентов и эмитентов, среди которых Совкомфлот, Алроса, Трансконтейнер, НМТП, Транснефть, Роснефть и др.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net