Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.02.2013 | Олег Громов

«Бесконечный тупик» ПРО

Встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с новым госсекретарем США Джоном Керри, которая состоялась 26 февраля в Берлине, должна была принести – как ожидали некоторые эксперты – новое компромиссное решение конфликта Москвы и Вашингтона вокруг американской противоракетной системы, разворачиваемой в Восточной Европе.

Перед встречей по информации, просочившейся в СМИ, стороны обсуждали подписание президентами двух стран меморандума, в котором будет закреплены юридические гарантии руководства США не использовать объекты ПРО в ущерб безопасности России. Меморандум не подразумевает ратификации со стороны парламентов двух стран. Фактически это необязательная для исполнения «памятка», которая просто закрепит достигнутую устно договоренность. Такой путь решения проблемы ПРО был предложен администрацией Барака Обамы, убеждающей российскую сторону в отсутствии шансов ратифицировать любой компромиссный документ в Конгрессе, который во многом контролируют республиканцы, гораздо более критично относящиеся к команде президента Владимира Путина.

То, что стороны 26 февраля не подтвердили подписание такого меморандума, вероятно, свидетельствует о продолжении консультаций и желании Москвы оформить данное решение как дипломатическую победу.

Российское военное руководство по-прежнему испытывает в связи с установкой элементов ПРО в Польше и Румынии определенные опасения, основанные на увеличении «прозрачности» для американцев российских сил стратегического назначения. Американская сторона, утверждающая, что система направлена исключительно против потенциальной угрозы со стороны иранских ракет, не готова дать соответствующие юридические гарантии или допустить российских специалистов в ключевые узлы управления ПРО в Европе. Также Вашингтон отверг российское предложение по формированию единого щита ПРО.

Вместо реальных гарантий своей безопасности Москва получает «отписку», которая в военном смысле не значит ничего. Логичным было бы отказаться в целом от диалога с Вашингтоном в области безопасности до того момента, пока американский политикум будет готов обсуждать конкретные компромиссные меры в отношении ПРО. Международная политическая конъюнктура и время играют на руку России, поскольку политика перезагрузки отношений США с ближневосточными странами после «арабской весны» нуждается в активной поддержке со стороны Москвы, сохранившей свое дипломатическое и отчасти экономическое влияние на политику ряда стран. В частности, затягивающаяся война в Сирии может потребовать от Запада более активных действий на сирийской территории, которые в нынешних условиях Москва не поддержит по имиджевым и политическим причинам. Однако в случае уступок по ПРО – что для России является более существенным вопросом, чем сирийское урегулирование – Кремль, скорее всего, будет готов обсудить компромисс и по Сирии (как, к слову, и по Ирану, чья ядерная проблема является гораздо менее острой международной проблемой, чем война против сирийского президента Башара Асада).

Не менее важным для Вашингтона является сохранение взаимопонимания России в вопросе постконфликтного урегулирования в Афганистане. В настоящее время Кремль опасается роста террористической угрозы со стороны «Талибана» после вывода войск НАТО с территории этой страны. Но в будущем Москва может сепаратно найти взаимопонимание с отдельными пуштунскими племенами, составляющими костяк «Талибана», которые не имеют интересов в расширении своего влияния на Север Афганистана (зону традиционно враждебных русским таджикских племен). Если Москва перестанет ощущать угрозу Афганистана и уйдет от видения роли США в региона в качестве союзной силы, сдерживающей рост террористические и радикальные организации, это может автоматически привести к пересмотру транзитных соглашений Вашингтона и Москвы, а также достаточно спокойного отношения российского руководства к намерению Запада серьезно расширить сеть своих военных баз в Центральной Азии.

Однако нельзя исключать варианта, при котором американские стратеги хотят взять Кремль на измор, спровоцировав еще один виток новой «холодной войны». Это принесет дополнительные доходы американской «оборонке» и даст основание для расширения аппарата спецслужб и Пентагона. Россия же гораздо менее подготовлена к новой гонке вооружений и масштабному переоснащению своего ядерного потенциала. После ратификации в прошлом году Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) Россия намерена и дальше сокращать ядерные силы. Очередной этап гонки вооружений ломает планы Кремля по реформе этого сегмента Вооруженных сил и заставляет направлять значительные финансовые потоки не на социально-экономические реформы или поддержку регионов, а на ликвидацию брешей в ядерном щите России. В этом случае стоит ожидать резкого осложнения американо-российских отношений в этом году.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net