Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

03.04.2013 | Татьяна Становая

Антикоррупционные указы: контроль над расходами или чиновниками?

Вчера руководитель администрации президента Сергей Иванов, помощник президента – начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычёва и помощник президента Евгений Школов ответили на вопросы журналистов о новом порядке предоставления сведений о доходах и расходах лиц, замещающих государственные должности. Теперь чиновники обязаны в течение трех месяцев подготовить новые декларации о расходах: проверкой будет заниматься Кремль.

Поводом для выхода к прессе высокопоставленных чиновников администрации президента стало подписание Владимиром Путиным 2 апреля указов «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Инициативу в общении с журналистами удерживал Сергей Иванов, чья политическая роль постепенно усиливается. Достаточно вспомнить, например, что его назначение еще до избрания Путина на высший пост, было воспринято противоречиво: ходили слухи, что это лишь временное кадровое решение, и Иванов просто не потянет эту работу.

Однако все эти опасения (скорее всего игры «врагов» Иванова) оказалась напрасными. Из вчерашнего общения кремлевских чиновников можно сделать три главных вывода. Первый касается непосредственно роли самого Сергея Иванова. В отличие от своих предшественников Иванову нравится сохранять публичность, и он активно использует возможности, чтобы поддерживать внимание СМИ к себе и своей деятельности. Он продвигает своих людей на важные должности (из последних – это полпред президента в Северо-западном федеральном округе Владимир Булавин), подминает под себя аппараты советников президента, настраивает систему сдержек и противовесов между своими заместителями (вероятно, пытаясь частично ослабить, например, Вячеслава Володина). Теперь же он главный ньюс-мейкер в борьбе с коррупцией. «Поэтому подчёркиваю особо, я и раньше об этом говорил, что борьба с коррупцией – это не какая-то дань моде, это не пиар-кампания, это не стремление отвлечь внимание общества от каких-то других серьёзных проблем, а они, конечно, тоже у нас есть. Это долговременная, если хотите, война в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, которая не так давно тоже была утверждена Президентом», - заявил Иванов журналистам.

Второй важный вывод – это окончательный перехват инициативы Путиным в борьбе с коррупцией. Тот же закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» был предложен еще Медведевым-президентом, а Путин в своем последнем отчете на посту премьера перед Госдумой мог позволить себе только высказаться в его поддержку. Однако принят закон был уже при Путине-президенте, а нынешние указы главы государства и вовсе заставляют забыть, что когда-то в этих вопросах пытался проявить себя нынешний глава правительства. «Тем самым, я считаю, сделан ещё один шаг, серьёзный шаг по пути искоренения взяток, так называемых «откатов», и вообще казнокрадства, то есть тех уродливых явлений, которые не только дискредитируют власть, но и, как ржавчина, на мой взгляд, разъедают сами основы государственности и вообще общественной морали», - гордо заявил Иванов.

Теперь главный борец с коррупцией – это Путин. Причем он не занимается крючкотворством (как это казалось в отношении Медведева), а принимает решительные и жесткие меры. Как раз скоро Госдума должна будет принять и закон о запрете иметь зарубежные счета за границей. В совокупности Путин выглядит реальным борцом на фоне аморфного премьера, который, справедливости ради, проделал огромную работу по выстраиванию антикоррупционных институтов и механизмов контроля. Сейчас об этом вспоминать не модно.

Ну и третий важный вывод – это особая роль администрации президента в контроле над достоверностью деклараций о расходах. Функции по проверке возложены непосредственно на Управление по вопросам государственной службы и кадров, его курирует Евгений Школов. «Вот это Управление и занимается проверками, скажем, высшей категории чиновников, - отметил Иванов. - Если в ходе проверки выявляются какие-то нарушения, вопросы появляются, то – не хочу сказать, судьба, – вопросы этого человека рассматриваются на президиуме Совета по противодействию коррупции, который ваш покорный слуга и возглавляет. Таких случаев у нас уже немало. И были случаи, когда принимались решения на президиуме высказать этому чиновнику недоверие и уволить его с государственной службы».

Функции Школова становятся политическими. Теперь проверки деклараций о расходах и доходах – это не бюрократическая рутина или формальность. Элите послан совершенно четкий сигнал: под угрозой разоблачения оказывается любой чиновник, парламентарий и руководитель госкомпании. «В борьбе с коррупцией у нас неприкасаемых лиц нет и быть не может. Система отстроена таким образом, что могут быть проверены декларации, сведения о доходах, а теперь и о расходах практически любого чиновника…

В Указе говорится о том, что Президент, он же глава Совета по противодействию коррупции, глава президиума Совета по противодействию коррупции, то бишь ваш покорный слуга, или уполномоченное ими лицо могут поручить Управлению по вопросам государственной службы и кадров осуществить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, предоставляемых лицами, замещающими любые должности. Что это подразумевает? Что теперь Управление по государственной службе и кадрам может затребовать декларацию любого чиновника, вплоть до муниципального, если возникают вопросы, и проверить их. Причём проверку могут осуществлять и будут осуществлять соответствующие кадровые органы других подразделений, но у президиума по противодействию коррупции появляется право затребовать и проверить любую декларацию от более чем миллиона человек, которые её подают. Также, конечно, будет проверяться и запрет на зарубежные счета, акции и активы зарубежных компаний», - сказал Иванов.

Новая политико-юридическая система контроля над доходами и расходами означает, что Кремль пытается, прежде всего, повысить уязвимость бюрократии перед законом, что делает ее более управляемой и лояльной. Это неизбежно приведет и к кадровым ротациям: кто-то уйдет, не принимая новые правила игры, кто-то воспользуется моментом, чтобы пойти «вверх», доказывая свой патриотизм. Государство постепенно будет становиться еще более консервативным и закрытым, значительно усилится влияние фигур с репрессивными функциями. Это поможет Кремлю эффективнее решать внутриполитические задачи. Только к борьбе с коррупцией это не будет иметь прямого отношения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net