Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

05.04.2013 | Олег Громов

Сирия стала ареной борьбы внешних сил

Мировые СМИ растиражировали заявление сирийской вооруженной оппозиции о том, что в гражданской войне на стороне правительственных войск открыто воюют иранские военнослужащие и боевики ливанского шиитского движения «Хезболла». Стоит к этому добавить сообщения о регулярных перестрелках с обеих сторон на сирийско-израильской границе, чтобы сложилось устойчивое впечатление – Башар Асад не контролирует свою страну, которая стала ареной борьбы внешних шиитских и суннитских сил.

Уникальность ситуации в том, что она «зависла» в состоянии динамичного равновесия: повстанцы не могут выбить правительственные войска из богатых центральных и приморских территорий, а президент не обладает ресурсами, чтобы подавить очаги сопротивления боевиков на границах с Турцией и Ираком, откуда идет поток новых бойцов, снаряжения и оружия.

На фоне принятой Западом стратегии отказа от прямого военного вмешательства, не удивительно, что региональные игроки хотят решить свои проблемы на чужой для них сирийской территории.

Так, Израиль пробует силы на Голландских высотах, полный контроль над которыми позволит армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) контролировать ключевые районы Сирии и обеспечить себе стратегическое преимущество в случае прямой военной интервенции в эту страну. Такая потребность может сложиться – и об этом все чаще говорят западные военные аналитики, – если к власти в охваченной гражданской войной Сирии придут радикальные исламисты из «Аль-Каиды» и других, неподконтрольных ей боевых групп ваххабитов, воюющих сейчас против официального Дамаска. Побоявшись стать стороной конфликта, ЦАХАЛ прощупывает реальные боевые возможности, как сирийской армии, так и оппозиции, рассматривая возможность нанесения точечных ударов для решения локальных задач на границе.

Официальный Иран, очевидно, не заинтересован в открытом участии в сирийском конфликте, поскольку это осложнит и без того непростое международное положение Тегерана после отказа от сворачивания ядерной программы. Кроме того, за последний год за счет увеличения визитов иранских дипломатов в суннитские страны (в частности, в Саудовскую Аравию) Тегеран постепенно выходит из состояния региональной политической изоляции, продолжающейся с разной интенсивностью с момента победы «исламской революции» в 1979 году. Пока импорт в Иран сокращается, как сокращаются и доходы от непроданной на Запад нефти, Тегеран будет всеми силами уклоняться от оказания открытой военной помощи своему союзнику в Дамаске.

С другой стороны, Вашингтон заинтересован в усилении политического давления на режим аятолл, используя при этом аргумент вмешательства Тегерана в войну в Сирии. Это даст повод для «симметричного» ответа НАТО, а также для точечной атаки иранских военных и стратегических промышленных объектов.

В тоже время формально не связанная с Ираном «Хезболла» может направить (и, наверняка, «поставляет») своих боевиков и оружие для помощи Башару Асаду, потому что если он проиграет, шиитская «Партия Аллаха» окажется с «оголенным» тылом в противостоянии с Израилем, политическими оппонентами в Бейруте и новым суннитским режимом в Сирии.

Возникает резонный вопрос – могут ли наемники и военные советники из разных стран напрямую столкнуться в Сирии? Такой вариант сейчас очень возможен. Более того, это выгодно некоторым сторонам конфликта. Убийство израильского военнослужащего боевиком «Хезболлы» приведет к новой войсковой операции ЦАХАЛа в Ливане, а уничтожение, скажем, советника из Тегерана фактически обнулит попытки Ирана наладить отношения с соседями.

Подобная ситуация, с одной стороны, лишает Башара Асада субъектности в конфликте, а с другой – дает новые возможности для внешнеполитического маневра. Так, Израиль одновременно оказался и сторонником, и противником сирийского президента. Отдельные западные аналитики постепенно начали приходить к выводу о том, что только Башар Асад может сдержать надвигающуюся на Сирию угрозу установления исламистского режима с последующей попыткой «экспорта революции» в соседние наиболее уязвимые Турцию и Ливан (из-за наличия радикальных исламистских партий и течений). Баланс между правительством и оппозицией в Сирии выгоден Западу и Израилю, поскольку поможет, с одной стороны, отвлечь радикалов от конфликтов в Палестине и Ираке, а с другой – не даст получить им новый опорный пункт в самом сердце Ближнего Востока.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net