Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

25.08.2005 | Татьяна Становая

НОВЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ МОГУТ СТАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФРАДКОВЫМИ

Вчера депутаты Алтайского краевого законодательного собрания единогласно утвердили Александра Карлина новым главой региона. Карлин стал шестым новым губернатором, назначенным по новой системе "наделения полномочиями" через законодательное собрание субъекта РФ. Во всех шести случаях депутаты голосовали либо единогласно за часто совершенно неизвестную им фигуру, либо при минус одном голосе воздержавшегося. Почему законодательные собрания, которые с политической точки зрения не являются управляемыми институтами из Кремля, так послушны в отношении президентских назначенцев?

Итак, в 4 из 6 случаев новых назначений депутаты Законодательного собрания голосовали единогласно за нового главу региона: соответственно бывшего главу Балакинской АЭС Павла Ипатова в Саратовской области, бывшего вице-губернатора Корякии Олега Кожемяко в Корякском АО, бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева в Нижегородской области и бывшего кремлевского чиновника Александра Карлина в Алтайском крае. Все они, за исключением Кожемяко, не были ангажированы региональными политико-экономическими элитами регионов. И все они, включая Кожемяко, продвигались одной из групп интересов в Кремле. При этом региональные элиты в процессе подбора кандидатуры не участвовали. Ситуация очень похожа на назначение Михаила Фрадкова в 2004 году: консультации с "Единой Россией" велись, но Кремль действовал по принципу "мы подумали и я решил".

В остальных двух случаях из шести "наделение полномочиями" новых губернаторов было почти единогласным. Так, за бывшего главного инженера ГУП "Конструкторское бюро приборостроения" Вячеслава Дудку в Тульской области проголосовало 38 из 39 присутствующих; за бывшего главу Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина - 57 из 58 присутствующих.

Как уже много писалось, Кремль обозначил новую тенденцию - приход в регионы менеджеров, не связанных с региональными элитами, жестко встраивающихся во властную вертикаль и идентифицирующих себя скорее с интересами своих "протеже" в Москве, чем с интересами местных кланов. Почему же тогда региональные элиты, которые представлены в законодательных собраниях, единогласно поддерживают чуждые для них фигуры? И является ли это голосование показателем их реального отношения к новым лидерам?

Можно ответить сразу на второй вопрос: конечно нет. В преддверии утверждения президентских кандидатур различные "Родины", КПРФ и другие политические силы начинают демонстрировать свою дееспособность: требовать от кандидата программу, задавать ему много вопросов, сомневаться в готовности поддержать его и т.д. Например, первый зампредседателя тульской областной думы, член фракции "Родина" Владимир Тимаков перед утверждением Дудки заявил, что "мы не хотели утверждать нового губернатора по звонку из Кремля". И таких заявлений можно слышать множество за 2-3 дня до голосования. Но все равно в день голосования президентская фигура получает единогласную или почти единогласную поддержку.

Причина первая. Новая система "наделения полномочиями" грозит ЗАКСу роспуском, если он с третьего раза не утвердит президентскую кандидатуру. А так как президент имеет право три раза вносить одну и ту же кандидатуру, региональным парламентам лучше утвердить ее сразу, чем ждать третьего раза и "с позором" голосовать из-за страха потерять свои мандаты.

Причина вторая. Региональные парламентарии прекрасно понимают, что новая система не дает им шансов предложить президенту свою кандидатуру. Как бы не старались полпреды показать, что процесс выбора будущего губернатора открытый и со всеми, с кем надо, консультации проводятся, на самом деле это лишь формальность. Слова президента о том, что губернатор должен быть представителем большинства в парламенте, так и остаются лишь словами.

А это значит, что если нельзя повлиять на кадровое решение, надо к нему подстраиваться. Первый вопрос, который задают депутаты регионального ЗАКСа будущему губернатору: кто войдет в его команду. Как правило, собственной командой такие губернаторы не обладают и вовсю обещают депутатам опираться на местные кадры. Отсюда третья причина единогласной поддержки президентских региональных менеджеров: возможность воспользоваться кадровым голодом и провести на ключевые посты исполнительной системы своих людей, благо новый губернатор первое время действительно весьма слаб с аппаратной точки зрения.

В итоге получается, что и ЗАКСы целы, и кремлевские патроны "сыты". Вот только не закрытым остается вопрос эффективности новой системы. Она могла бы быть эффективной в условиях полной управляемости политического процесса. Однако добиться этого и в отношении региональных политических, экономических элит, а также самого населения, которое голосует на региональных выборах, нельзя, хотя много для этого уже сделано (например, введен запрет на создание блоков, преграждающий путь в ЗАКСы многим блокам, уже присутствующим в региональных парламентах). Местные кланы настроены на адаптацию нового лидера под себя. Если этого происходить не будет, система принятия решений будет похожа на нынешнее положение на федеральном уровне, когда правительство не в состоянии принимать стратегические решения, а парламент не в состоянии повлиять на правительство.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net