Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

25.08.2005 | Татьяна Становая

НОВЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ МОГУТ СТАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФРАДКОВЫМИ

Вчера депутаты Алтайского краевого законодательного собрания единогласно утвердили Александра Карлина новым главой региона. Карлин стал шестым новым губернатором, назначенным по новой системе "наделения полномочиями" через законодательное собрание субъекта РФ. Во всех шести случаях депутаты голосовали либо единогласно за часто совершенно неизвестную им фигуру, либо при минус одном голосе воздержавшегося. Почему законодательные собрания, которые с политической точки зрения не являются управляемыми институтами из Кремля, так послушны в отношении президентских назначенцев?

Итак, в 4 из 6 случаев новых назначений депутаты Законодательного собрания голосовали единогласно за нового главу региона: соответственно бывшего главу Балакинской АЭС Павла Ипатова в Саратовской области, бывшего вице-губернатора Корякии Олега Кожемяко в Корякском АО, бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева в Нижегородской области и бывшего кремлевского чиновника Александра Карлина в Алтайском крае. Все они, за исключением Кожемяко, не были ангажированы региональными политико-экономическими элитами регионов. И все они, включая Кожемяко, продвигались одной из групп интересов в Кремле. При этом региональные элиты в процессе подбора кандидатуры не участвовали. Ситуация очень похожа на назначение Михаила Фрадкова в 2004 году: консультации с "Единой Россией" велись, но Кремль действовал по принципу "мы подумали и я решил".

В остальных двух случаях из шести "наделение полномочиями" новых губернаторов было почти единогласным. Так, за бывшего главного инженера ГУП "Конструкторское бюро приборостроения" Вячеслава Дудку в Тульской области проголосовало 38 из 39 присутствующих; за бывшего главу Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина - 57 из 58 присутствующих.

Как уже много писалось, Кремль обозначил новую тенденцию - приход в регионы менеджеров, не связанных с региональными элитами, жестко встраивающихся во властную вертикаль и идентифицирующих себя скорее с интересами своих "протеже" в Москве, чем с интересами местных кланов. Почему же тогда региональные элиты, которые представлены в законодательных собраниях, единогласно поддерживают чуждые для них фигуры? И является ли это голосование показателем их реального отношения к новым лидерам?

Можно ответить сразу на второй вопрос: конечно нет. В преддверии утверждения президентских кандидатур различные "Родины", КПРФ и другие политические силы начинают демонстрировать свою дееспособность: требовать от кандидата программу, задавать ему много вопросов, сомневаться в готовности поддержать его и т.д. Например, первый зампредседателя тульской областной думы, член фракции "Родина" Владимир Тимаков перед утверждением Дудки заявил, что "мы не хотели утверждать нового губернатора по звонку из Кремля". И таких заявлений можно слышать множество за 2-3 дня до голосования. Но все равно в день голосования президентская фигура получает единогласную или почти единогласную поддержку.

Причина первая. Новая система "наделения полномочиями" грозит ЗАКСу роспуском, если он с третьего раза не утвердит президентскую кандидатуру. А так как президент имеет право три раза вносить одну и ту же кандидатуру, региональным парламентам лучше утвердить ее сразу, чем ждать третьего раза и "с позором" голосовать из-за страха потерять свои мандаты.

Причина вторая. Региональные парламентарии прекрасно понимают, что новая система не дает им шансов предложить президенту свою кандидатуру. Как бы не старались полпреды показать, что процесс выбора будущего губернатора открытый и со всеми, с кем надо, консультации проводятся, на самом деле это лишь формальность. Слова президента о том, что губернатор должен быть представителем большинства в парламенте, так и остаются лишь словами.

А это значит, что если нельзя повлиять на кадровое решение, надо к нему подстраиваться. Первый вопрос, который задают депутаты регионального ЗАКСа будущему губернатору: кто войдет в его команду. Как правило, собственной командой такие губернаторы не обладают и вовсю обещают депутатам опираться на местные кадры. Отсюда третья причина единогласной поддержки президентских региональных менеджеров: возможность воспользоваться кадровым голодом и провести на ключевые посты исполнительной системы своих людей, благо новый губернатор первое время действительно весьма слаб с аппаратной точки зрения.

В итоге получается, что и ЗАКСы целы, и кремлевские патроны "сыты". Вот только не закрытым остается вопрос эффективности новой системы. Она могла бы быть эффективной в условиях полной управляемости политического процесса. Однако добиться этого и в отношении региональных политических, экономических элит, а также самого населения, которое голосует на региональных выборах, нельзя, хотя много для этого уже сделано (например, введен запрет на создание блоков, преграждающий путь в ЗАКСы многим блокам, уже присутствующим в региональных парламентах). Местные кланы настроены на адаптацию нового лидера под себя. Если этого происходить не будет, система принятия решений будет похожа на нынешнее положение на федеральном уровне, когда правительство не в состоянии принимать стратегические решения, а парламент не в состоянии повлиять на правительство.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net