Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

17.04.2013 | Сергей Слободчук

Кто образумит Верховную Раду Украины?

Украинский парламент на протяжении многих лет привычно занимает одну из первых позиций в хит-параде народного недоверия. А Верховная Рада VII созыва вообще начала свою деятельность с постоянных попыток блокирования трибуны и депутатских потасовок. Поэтому неудивительно, что, согласно исследованиям Центра имени Разумкова за март 2013 года, деятельность парламента поддерживают только 5, 6 % опрошенных (34, 4 % поддерживают отдельные решения, 54, 9 % не поддерживают, а еще 5 % затруднились ответить). Вернется ли когда-нибудь парламент к выполнению своих прямых обязанностей?

Верховная Рада Украины который год подряд настойчиво работает над дискредитацией не просто имиджа парламента, а законодательной власти как таковой. Что и немудрено, ведь Рада за 20 с лишним лет независимости прочно сроднилась с такими словами как «скандал» и «кризис». Но новый парламент, избранный в ходе голосования 28 октября 2012 года, сумел перещеголять предыдущие 6 созывов. Тем, что так и не смог приступить к нормальной работе – за прошедшие с начала декабря 4 с лишним месяца Рада «прославилась» бесконечным блокированием трибуны оппозиционными фракциями, отсутствием депутатского большинства и какой-либо внятной программы его деятельности и т.д. А еще - «выездным заседанием», организованным фракциями Партии регионов и Коммунистической партии 4 апреля 2013 года в помещении комитетов Верховной Рады на улице Банковая, 6-8.

Логично, что обычный украинец, в ежедневном режиме наблюдающий телекартинку депутатских потасовок, заблокированной трибуны и неработающего парламента, в социологических опросах демонстрирует крайнее недоверие к Верховной Раде на грани негодования. Самое опасное, что миллионы простых украинцев, наблюдая из года в год подобные картины, приходят к выводу о том, что парламент – не просто ненужный, а вредный орган государственной власти. А значит, не выйдут защищать парламент в случае политического конфликта.

Сегодня украинская Верховная Рада крайне похожа на польский сейм XVI – XVIII веков. Преследуя свои личные интересы, вроде возведения на королевский трон выгодной для себя фигуры, паны и шляхтичи рубили друг друга саблями и стреляли из пистолетов. Как показала практика, такое поведение действительно приносило победу то одному, то другому клану. Но, если оценивать с точки зрения всего населения тогдашней Польши, то сейм превратился в неэффективный и бесполезный орган, неспособный защищать интересы всего государства. А закончилась феодальная вольница, как известно, потерей польской государственности и разделом территории Польши между соседями.

Но недееспособный парламент Украины – это следствие, а не причина нынешней ситуации, которая касается всего государственного аппарата в целом. Главный недуг, давно и прочно поразивший всех без исключения украинских политиков, чиновников и депутатов, независимо от принадлежности к власти или оппозиции – это отсутствие государственного мышления. В украинских реалиях отсутствие государственного мышления на примере конкретного депутата, министра или чиновника означает, что любой «государственный человек» автоматически ставит свои личные интересы выше интересов государства (не говоря уже об интересах общества, о которых речь вообще никогда не идет). То есть, если возникает дилемма, когда чиновник может положить в свой карман лишнюю тысячу долларов, но при этом нанесет государству ущерба на миллиард, типичный украинский политик или госслужащий даже не задумается.

Но в данном случае важна не постановка диагноза, поясняющая неэффективность украинского парламента и соответствующее отношение к Верховной Раде со стороны простых украинцев, а поиск выхода из такого положения. И действительно, Верховная Рада имеет возможность превратиться в настоящий законодательный орган. Но только в том случае, если в перспективе нескольких лет сработает хотя бы один из двух факторов. Ведь вероятность того, что сработают сразу оба фактора – скорее, из области фантастики.

Итак, в качестве фактора №1 может выступить позиция активной части украинского общества. Причем, здесь важно отметить, что в качестве движущей силы здесь выступят не финансируемые за счет зарубежных грантов некоммерческие организации, а настоящие организаторы общественных движений и инициатив, общественные активисты и т.д. Активные украинцы должны продемонстрировать на ближайших выборах, что не желают голосовать за политиков и партии, превративших работу парламента в клоунаду. А главное – четко обозначить свое требование насчет того, что Верховная Рада должна заниматься обычной законодательной работой. И вот тогда вакханалия в стенах парламента очень быстро прекратится. Когда массовый избиратель четко продемонстрирует, что ждет от депутатов Верховной Рады обсуждения и принятия законов – ведь именно за это парламентарии получают зарплату. Не говоря уже о том, что все без исключения партии - и Партия регионов, и «Батькивщина», и «УДАР», и «Свобода», и другие – участвовали в выборах, обещая работать на благо всех украинцев и регулировать общественные отношения с помощью законов.

А вот появление фактора №2 гораздо менее вероятно. В качестве примера здесь может служить политическая история США, где действует такое понятие как политический консенсус. Консенсус заключается в том, что независимо от того, какая партия приходит к власти, существует ряд вещей вроде экономической модели, Конституции, основоположных прав американцев, которые являются незыблемыми. Такой подход позволяет не допускать резких метаний политического курса из стороны в сторону, если вдруг такое поведение вдруг взбредет в голову по причине человеческого фактора. В случае с Украиной, подобный консенсус мог бы заключаться в том, что все политические силы, независимо от того, какие из них ситуативно находятся при власти или в оппозиции, должны работать на укрепление авторитета парламента. И тогда такие вещи как постоянное блокирование трибуны, силовое разблокирование или проведение заседания парламента вне помещения Верховной Рады станут просто невозможны.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net