Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

17.04.2013 | Сергей Слободчук

Кто образумит Верховную Раду Украины?

Украинский парламент на протяжении многих лет привычно занимает одну из первых позиций в хит-параде народного недоверия. А Верховная Рада VII созыва вообще начала свою деятельность с постоянных попыток блокирования трибуны и депутатских потасовок. Поэтому неудивительно, что, согласно исследованиям Центра имени Разумкова за март 2013 года, деятельность парламента поддерживают только 5, 6 % опрошенных (34, 4 % поддерживают отдельные решения, 54, 9 % не поддерживают, а еще 5 % затруднились ответить). Вернется ли когда-нибудь парламент к выполнению своих прямых обязанностей?

Верховная Рада Украины который год подряд настойчиво работает над дискредитацией не просто имиджа парламента, а законодательной власти как таковой. Что и немудрено, ведь Рада за 20 с лишним лет независимости прочно сроднилась с такими словами как «скандал» и «кризис». Но новый парламент, избранный в ходе голосования 28 октября 2012 года, сумел перещеголять предыдущие 6 созывов. Тем, что так и не смог приступить к нормальной работе – за прошедшие с начала декабря 4 с лишним месяца Рада «прославилась» бесконечным блокированием трибуны оппозиционными фракциями, отсутствием депутатского большинства и какой-либо внятной программы его деятельности и т.д. А еще - «выездным заседанием», организованным фракциями Партии регионов и Коммунистической партии 4 апреля 2013 года в помещении комитетов Верховной Рады на улице Банковая, 6-8.

Логично, что обычный украинец, в ежедневном режиме наблюдающий телекартинку депутатских потасовок, заблокированной трибуны и неработающего парламента, в социологических опросах демонстрирует крайнее недоверие к Верховной Раде на грани негодования. Самое опасное, что миллионы простых украинцев, наблюдая из года в год подобные картины, приходят к выводу о том, что парламент – не просто ненужный, а вредный орган государственной власти. А значит, не выйдут защищать парламент в случае политического конфликта.

Сегодня украинская Верховная Рада крайне похожа на польский сейм XVI – XVIII веков. Преследуя свои личные интересы, вроде возведения на королевский трон выгодной для себя фигуры, паны и шляхтичи рубили друг друга саблями и стреляли из пистолетов. Как показала практика, такое поведение действительно приносило победу то одному, то другому клану. Но, если оценивать с точки зрения всего населения тогдашней Польши, то сейм превратился в неэффективный и бесполезный орган, неспособный защищать интересы всего государства. А закончилась феодальная вольница, как известно, потерей польской государственности и разделом территории Польши между соседями.

Но недееспособный парламент Украины – это следствие, а не причина нынешней ситуации, которая касается всего государственного аппарата в целом. Главный недуг, давно и прочно поразивший всех без исключения украинских политиков, чиновников и депутатов, независимо от принадлежности к власти или оппозиции – это отсутствие государственного мышления. В украинских реалиях отсутствие государственного мышления на примере конкретного депутата, министра или чиновника означает, что любой «государственный человек» автоматически ставит свои личные интересы выше интересов государства (не говоря уже об интересах общества, о которых речь вообще никогда не идет). То есть, если возникает дилемма, когда чиновник может положить в свой карман лишнюю тысячу долларов, но при этом нанесет государству ущерба на миллиард, типичный украинский политик или госслужащий даже не задумается.

Но в данном случае важна не постановка диагноза, поясняющая неэффективность украинского парламента и соответствующее отношение к Верховной Раде со стороны простых украинцев, а поиск выхода из такого положения. И действительно, Верховная Рада имеет возможность превратиться в настоящий законодательный орган. Но только в том случае, если в перспективе нескольких лет сработает хотя бы один из двух факторов. Ведь вероятность того, что сработают сразу оба фактора – скорее, из области фантастики.

Итак, в качестве фактора №1 может выступить позиция активной части украинского общества. Причем, здесь важно отметить, что в качестве движущей силы здесь выступят не финансируемые за счет зарубежных грантов некоммерческие организации, а настоящие организаторы общественных движений и инициатив, общественные активисты и т.д. Активные украинцы должны продемонстрировать на ближайших выборах, что не желают голосовать за политиков и партии, превративших работу парламента в клоунаду. А главное – четко обозначить свое требование насчет того, что Верховная Рада должна заниматься обычной законодательной работой. И вот тогда вакханалия в стенах парламента очень быстро прекратится. Когда массовый избиратель четко продемонстрирует, что ждет от депутатов Верховной Рады обсуждения и принятия законов – ведь именно за это парламентарии получают зарплату. Не говоря уже о том, что все без исключения партии - и Партия регионов, и «Батькивщина», и «УДАР», и «Свобода», и другие – участвовали в выборах, обещая работать на благо всех украинцев и регулировать общественные отношения с помощью законов.

А вот появление фактора №2 гораздо менее вероятно. В качестве примера здесь может служить политическая история США, где действует такое понятие как политический консенсус. Консенсус заключается в том, что независимо от того, какая партия приходит к власти, существует ряд вещей вроде экономической модели, Конституции, основоположных прав американцев, которые являются незыблемыми. Такой подход позволяет не допускать резких метаний политического курса из стороны в сторону, если вдруг такое поведение вдруг взбредет в голову по причине человеческого фактора. В случае с Украиной, подобный консенсус мог бы заключаться в том, что все политические силы, независимо от того, какие из них ситуативно находятся при власти или в оппозиции, должны работать на укрепление авторитета парламента. И тогда такие вещи как постоянное блокирование трибуны, силовое разблокирование или проведение заседания парламента вне помещения Верховной Рады станут просто невозможны.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net