Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.05.2013 | Марина Войтенко

Основные направления налоговой определенности

Правительство РФ 7 мая внесло в Госдуму поправки в федеральный бюджет 2013 года, которые, не затрагивая его основные параметры, предусматривают внутреннее перераспределение доходов и сокращение средств, направляемых в Резервный фонд в текущем году.

Выпадающие доходы бюджета будут компенсированы поступлениями от продажи нефти и газа. Вместо 516 млрд. рублей, которые должны быть зачислены в Резервный фонд, туда пойдут 149 млрд. рублей. Остальные 367 млрд. (около 70%1 ) дополнительных нефтегазовых доходов будут направлены на замещение выпадающих из-за изменения планов по доходам от приватизации2 . Кроме того, из антикризисного резерва бюджета, который был заложен в размере 200 миллиардов рублей, 42 миллиарда правительство планирует перераспределить «на более приоритетные направления» 3 .

В принципе внесение изменений в бюджет-2013 было ожидаемым. Несмотря на то, что в целом его исполнение в первом квартале не отстает от ранее намеченных планов (дефицит в январе-марте составил 0,9% ВВП против заложенных в законе по итогам-2013-0,8% ВВП), а ожидания Минфина по году еще более оптимистичны (0,6% ВВП), дальнейшие перспективы наполнения бюджета за счет налоговых и таможенных поступлений вовсе не радужны.

В первом квартале его доходная часть составила 20,8% ВВП, что на 0,7 п.п. ниже аналогичного показателя 2012 года. Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-марта 2013 года 10,7% ВВП (в январе-марте 2012 года – 11,6% ВВП). Нефтегазовые составили 1 503,7 млрд. рублей или 10,1% ВВП, что на 2,7 п.п. ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. Ненефтегазовые доходы – в 1 597,1 млрд. рублей или 10,7% ВВП – оказались даже несколько (на 175,7 млрд. рублей) больше уровня прошлого года. Но нефтегазовый дефицит по-прежнему очень высок (по оценкам, 10,7-10,9% ВВП против запланированных по году 9,7% ВВП).

Притормаживают и налоговые поступления. Общий объем платежей, администрируемых ФНС РФ, составил в первом квартале 8,9% ВВП (в январе-марте 2012 года – 9,0% ВВП). При этом данные о финансовых результатах деятельности предприятий и организаций с начала года свидетельствуют о сокращении доходов компаний. Причем в обрабатывающих производствах снижение прибыли, согласно расчетам МЭР, наиболее существенно – на 33,1% в январе и 33,9% в январе-феврале (годом ранее – рост на 12,8%). Понятно, что все это не может не беспокоить Минфин, озабоченный еще и расширением источников пополнения региональных бюджетов.

В подготовленном Минфином и внесенном в правительство 30 апреля проекте «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» подчеркивается, что структура налоговой системы в ближайшие три года меняться не будет. Приоритеты и цели налоговой политики остаются теми же, что и ранее – обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. При этом источниками увеличения фискальных поступлений должны стать повышение ставок, изменение правил исчисления и уплаты некоторых налогов, совершенствование процедур их сбора4 .

В текущем году уже начаты постепенные повышение ставок, сокращения и отмена льгот для естественных монополий – например, в отношении налогообложения железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Ставки определяются региональными властями, в этом году они не могут превышать 0,4%, в 2014 году – 0,7%.

Переход к налогу на недвижимое имущество организаций (включая заводы, офисы, другие нежилые сооружения, линейные объекты) по аналогии с таким же налогом для физических лиц, должен состояться не ранее 2018 года. Для этого еще предстоит выработать методику кадастровой оценки, провести ее, определить состав объектов, налоговую базу, предельные ставки и вычеты (льготы).

В отношении же недвижимости граждан уже подготовлен проект поправок к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество.

Регионы, по мере готовности, начнут переходить на новую систему исчисления этого налога с 2014 года. В рамках этого налога будет введен налог на роскошь. Квартиры и жилые дома стоимостью до 300 млн. рублей будут облагаться по ставке 0,1% (с вычетом 20 кв. м), а земля — 0,3%. Если же каждый из таких объектов дороже 300 млн. рублей, то ставки могут варьироваться от 0,5% до 1 процента. Многие эксперты обратили внимание на запредельность «порога вхождения в элитное потребление» – даже в Москве «персональная» недвижимость такой высокой стоимости почти редкость. Между тем, уже сейчас понятно, что платить много больше придется именно среднему классу, причем не самой высокодоходной его части.

Налог будет взиматься с приближенной к рыночной кадастровой, а не инвентаризационной стоимости квартиры, дома, дачи, что многократно увеличивает налоговую базу. Льготу в виде вычета из нее предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров соответствующего объекта налогообложения.

Вот только и в проекте поправок к находящемуся на рассмотрении в Госдуме проекта закона, и в проекте основных направлений налоговой политики на ближайшие три года скромно умалчивается о том, что эта «льгота» является по существу секвестром ныне действующих. Напомним, в соответствии с законом о налогообложении имущества физических лиц пока не подпадают под налог 50 кв. метров жилого строения и 50 кв. метров хозпостроек на дачном/садовом участке. Кроме того, не стоит забывать о том, что налоги на общее имущество в многоквартирных жилых домах (подъезды, чердаки и другие нежилые помещения) и на имущество общего пользования в садоводческих и дачных объединениях платят те же физлица. Причем в последнем случае вопросы собственности на ИОП, включая земли общего пользования, не урегулированы до сих пор5 .

Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предполагает установить освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в таком имуществе только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи помимо продаваемого объекта не находилось более трех подобных. Остальным же придется платить налог на доход с разницы между ценой покупки и продажи. Мера направлена на ограничение вложений физлиц в недвижимость с коммерческими целями. В Минфине полагают, что это поможет перенаправить средства физлиц в долгосрочные инвестиции в ценные бумаги.

С той же целью предлагается введение налога на процентный доход по банковским вкладам – 35% от прироста капитала в том случае, если ставка по депозиту превысит установленный уровень. Сейчас – это ставка рефинансирования ЦБ РФ (в начале мая сего года – 8,25%) плюс 5 п. п., то есть налогом должны облагаться проценты по вкладам со ставкой выше 13,25% годовых. Таких ставок в российской банковской системе единицы. Однако и сам Центробанк не исключает снижения ставки рефинансирования, а эксперты и участники рынка ожидают достижения ею по итогам года уровня в 7,5-7,75%. В то же время Минфин предлагает снизить уровень «надбавки» к ней с 5 п.п. до 3 п.п. 6 Таким образом, если предложения Минфина будут приняты, то платить налог на процентный доход придется вкладчикам, разместившим свои средства в банках под 10,5-10,75%. Понятно, что кроме раздражения (особенно у лиц пожилого возраста) никакой другой реакции такие новации у населения не вызовут.

Вряд ли помогут и предлагаемые меры стимулирования долгосрочных инвестиций в ценные бумаги. Предполагается освободить от налога доход от продажи торгуемых бумаг и паев, принадлежавших человеку более трех лет. Дабы этим не воспользовались крупные инвесторы, ограничена эта льгота будет 1% от капитала компании. Кроме того, ведомство хочет связать срок владения и размер вычета, но конкретики здесь пока никакой нет. Получат льготы и владельцы индивидуальных инвестиционных счетов, введение которых сейчас обсуждается в правительстве, – либо налоговый вычет в размере суммы, внесенной на счет, но не более 400 тыс. рублей, либо на доход от операций за пять лет.

Однако эти меры, скорее всего, станут для большинства россиян решающими при выборе куда вкладывать временно свободные средства. Доля «знакомых» с работой рынка на настоящий момент слишком мала, а ситуация на самих отечественных биржевых площадках далека от уверенного оптимизма (индекс ММВБ находится на уровне 2010 года). По данным НАУФОР, частных инвесторов в паевых инвестиционных фондах насчитывается около 500 тысяч человек. А российский фондовый рынок хоть и имеет более 700 тысяч уникальных брокерских физических счетов, в марте-2013 лишь 68 190 частных лиц совершили на московской бирже хотя бы одну сделку. В том же месяце 2012 года их было на 25% больше. Кроме того, долгосрочные вложения физлиц в государственные, муниципальные бумаги или соответствующие проекты требуют и соответствующих гарантий сохранения средств (по типу банковских), а их то как раз пока и нет.

Еще один источник повышения доходов бюджетной системы — увеличение акцизов на алкоголь, табак и бензин. Первые должны остаться неизменными в течение двух лет, а в 2016 году увеличиться: на крепкий алкоголь — на 10%, на пиво и вина — на 5,4%. План повышения табачных акцизов в 2013-2015 годах уже утвержден правительством. В текущем году налог был увеличен на 41% и составил 550 рублей за тысячу штук плюс 8,0% от стоимости. В 2015-ом – до 960 рублей за тысячу сигарет плюс 9,0% от стоимости. В 2016 году предполагается повысить ставку до 1200 рублей за тысячу сигарет плюс 9,5% от их стоимости. Сейчас акциз составляет 30% от цены пачки, ориентир к 2020 году – 60%. В Министерстве здравоохранения считают, что налог на сигареты нужно поднимать более высокими темпами. Между тем, табачные компании неоднократно заявляли, что резкое повышение налогов на сигареты не приводит к сокращению потребления, а влечет за собой только рост нелегального сегмента рынка7 .

Топливные акцизы продолжат расти и после 2015 года. О точных цифрах речи пока нет. Но в проекте основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы сказано, что в 2016 году ставки на Евро-5 должны подняться до уровня ставок на Евро-4 на 2015 год. Это, исходя из действующих ставок, означает, что акциз на Евро-5 удвоится (до 10 358 рублей за тонну). Но как раз к 2016 году из ныне существующих классов топлива Евро-5 останется единственным минимально разрешенным.

Напомним, в 2011 году правительство пошло навстречу нефтяникам и, чтобы стимулировать модернизацию нефтепереработки, решило повышать ставки для более экологичного топлива стандартов Евро-4 и Евро-5 медленнее, чем на Евро-2 и Евро-3. «Технология» оказалась эффективной, модернизация производств шла быстрыми темпами. Уже в текущем году запрещен оборот топлива класса Евро-2, в 2015 то же должно произойти с Евро-3, а в 2016 – с Евро-4. Теперь, по мнению соавторов идеи (на серьезном увеличении ставок настаивает Росавтодор) акциз должен вырасти, чтобы пополнить дорожные фонды.

Однако рост акциза в любом случае даст прибавку к цене литра бензина. По расчетам экспертов она составит не менее четырех рублей, что, несомненно, скажется на увеличении потребительских цен, в том числе и на социально значимые товары. Оба же этих фактора по совокупности не добавят оптимизма россиянам. Примечательно, что в комментариях многих чиновников содержится тезис о том, что повышение акцизов на топливо никак не скажется на ценах на бензин. Но это противоречит самой логике акциза, по сути, являющегося налогом на потребление.

Выражают свое недоумение и промышленники. Производство более экологичного топлива обходится дороже. Кроме того, перспектива увеличения НДПИ на нефть грозит дополнительным увеличением издержек. Минфин уже не исключает обсуждения этих вопросов вместе вкупе с постепенным понижением экспортных пошлин на черное золото.

Последние две идеи в проект налоговой политики на ближайшие три года пока не включены. Свои первые предложения ведомство планирует представить к середине мая.

В марте прошлого года министерства и ведомства начали обсуждать возможность изменения с 2014 года системы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты; предлагалось изменить действующую с октября 2011 года формулу расчета «60-66» (введенную для стимулирования добычи нефти и увеличения глубины ее переработки) на «55-60».Такая мера, по мнению чиновников, будет способствовать стабилизации объема нефтедобычи в стране, позволит вовлечь в разработку большое количество новых месторождений и позволит получить нефтекомпаниям приемлемую норму доходности. При этом Минфин указывал на то, что в случае снижения пошлин необходимо проработать возможность компенсации выпадающих расходов бюджета.

Беспокоиться, стоит отметить, есть о чем. Налоги нефтяной отрасли являются основой доходов бюджета. За 2012 год экспортная пошлина на сырую нефть принесла федеральному бюджету 2,48 трлн. рублей, или 19,4% от общего дохода, НДПИ – 2,1 трлн. рублей (16,6%). Причем база НДПИ значительно шире, чем база экспортной пошлины, так как экспортируются не вся добываемая в России нефть и нефтепродукты. В то же время, именно по этой причине сильное повышение налога на добычу может нанести удар по самой нефтянке. Согласно экспертным расчетам (надо сказать не самым пессимистичным), рост ставки на 5% приводит к снижению добычи на 10-15% в течение двух-трех лет. Кроме того, растут опасения, что повышение НДПИ для нефти поднимет стоимость топлива на внутреннем рынке, что увеличит транспортные издержки предприятий и еще больше сократит деловую активность.

Стоит отметить, что в Минфине, понимая значимость проблемы, уже говорят о том, что для компенсации выпадающих от снижения экспортной пошлины доходов бюджета повышать ставку НДПИ в процентном отношении надо на меньшую сумму. Если раньше речь шла о размерности снижения/повышения ставок только в 5%, то уже 29 апреля глава профильного департамента Минфина Илья Трунин заявил, что «делать это надо очень аккуратно, избегая резких движений, сокращать экспортную пошлину нужно не больше, чем на 2-3% в год».

Даже краткий обзор намерений финансовых властей (вкупе с «точечными новациями») совершенствовать налоговую систему, сохраняя ее стабильность и укрепляя стимулирующие функции и международную конкурентоспособность, позволяет сделать вывод, что политика в этой сфере имеет (при всех вопросах) высокую степень определенности.

Проблема в том, что этим же пока не может похвастаться экономический курс страны в целом. Достаточно вспомнить бесконечную невнятицу со страховыми взносами в рамках новой пенсионной формулы, которые, формально не относясь к компетенции налоговиков, тем не менее, «заряжены» на рост нагрузки на фонды оплаты труда. Важно иметь в виду также и то, что это далеко не лучшим образом сказывается на мотивации налогоплательщиков.

Чем меньше бизнес и население при принятии инвестиционных решений обращают внимание на классику налоговых ставок (и даже на налоговое администрирование), тем больше их волнуют другие немаловажные обстоятельства: тарифы, условия кредитования, неэффективное правоприменение, запредельная коррупция, несокращаемые (особенно в строительстве) процедуры согласований, архаичное таможенное регулирование, почти полное отсутствие структурных реформ и т.п. Весь этот контекст существенным образом девальвирует, казалось бы, ясность целей фискальной политики.


1. В 2012 году правительство уже сокращало отчисления в Резервный фонд, направив на замещение несовершенных в соответствии с намеченным изначально объемом внутренних займов для финансирования дефицита часть сверхплановых нефтедоходов. Такая возможность была предусмотрена поправками к закону о бюджете, принятыми летом прошлого года, что во многом было связано с начавшимся в мае-2012 снижением цен на черное золото. Минфин потратил 186 млрд. рублей из планировавшихся к зачислению в резервный фонд 900 млрд. рублей (чуть более 20%).
2. Дефицит бюджета-2013 в 0,8% ВВП (521 млрд. рублей) ранее предполагалось покрыть, главным образом, за счет доходов от приватизации в 427,7 млрд. рублей.
3. Согласно законопроекту предлагается направить 50 миллиардов рублей на детские сады, 42 млрд. рублей пойдет на поддержку сельского хозяйства. ОАО «РЖД» для обеспечения пригородного сообщения Московского региона будет направлено 10 млрд. рублей, и еще такая же сумма будет выделена из антикризисного резерва на возмещения корпорации по перевозкам пассажиров дальнего следования. Правительство планирует профинансировать целый ряд других спортивных, культурных и инфраструктурных проектов, а также направить средства на финансирование социальных обязательств. Дополнительных денег потребовала подготовка к Олимпиаде. На церемонии открытия и закрытия Игр уйдет еще 4,4 млрд. рублей, на временное энергоснабжение – в 3,7 млрд. дополнительные операционные расходы Универсиады в Казани – 946 млн. рублей и т.п.
4. Минфин планирует разработать меры по упрощению налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом. Так, упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета. При этом министерство планирует сохранить действующий подход к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В связи с этим, в 2013 году Минфин России намерен подготовить проект федерального закона предусматривающий, в частности:
• уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
• возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
• принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
• признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
• изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.В то же время, Минфин отмечает, что составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий и поэтому нецелесообразна.
5. В начале 90-х годов земли общего пользования в садоводческих и дачных объединениях граждан были переданы в собственность членов таких товариществ. Впоследствии такой вид собственности вовсе выпал из правового поля. Теперь, несмотря на то, что выданные тогда свидетельства о праве имеют юридическую силу, реализовать его им крайне затруднительно. Кроме того, «дачная амнистия» в 2006 году вообще «изъяла» из профильного закона об СНТ/ДНТ «иное вещное право», кроме права юридического лица на ЗОП. Никогда не существовала и норма, предполагающая переход права собственности на имущество общего пользования к новому владельцу участка, а также определяющая зависимость доли в праве от величины взносов члена дачного товарищества.
6. Аналогичная ситуация с валютными вкладами. Уровень отсечения, согласно проектировкам Минфина, должен опуститься с нынешних 9% (предложения практически отсутствуют) до 6% годовых (десятки предложений на рынке).
7. Так, в конце апреля Погарская сигаретно-сигарная фабрика предупредила Федеральную антимонопольную службу о росте серого импорта из Казахстана и Белоруссии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net