Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

20.05.2013 | Алексей Макаркин

Общественное телевидение: медийная периферия

19 мая началось вещание Общественного телевидения России (ОТР) – федерального канала, который бесплатно действует в сетях всех операторов кабельного, спутникового и IP-телевидения. В ближайшее время канал будет работать в тестовом режиме, а полноценно он будет вещать, начиная с сентября. Сетка вещания построена из двух чередующихся 12-часовых блоков. В эфире нового телеканала будут художественные фильмы, информационно-развлекательные и общественно-политические программы, а также выпуски новостей.

Планы и реальность

О создании ОТР объявил Дмитрий Медведев в декабре 2011 года в числе других инициатив, направленных на то, чтобы сбить накал оппозиционного протеста – таких как восстановление губернаторских выборов и либерализация партийной системы. Однако очень быстро власть перешла от тактики уступок и попыток диалога с оппозицией к курсу на консервативную мобилизацию, в рамках которой «медведевские» реформы не были отменены, но претерпели сущностные изменения. Так, губернаторские выборы сопровождаются «заградительным» муниципальным фильтром, резко сокращающим возможности для выдвижения оппозиционных кандидатов. А максимально свободная регистрация политических партий оставляет возможности для того, чтобы, по меньшей мере, замедлять процесс оформления ряда «неудобных» для власти проектов с популистской составляющей (Алексея Навального, бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова и др.).

С ОТР ситуация выглядит сходной. В первые дни после выдвижения медведевской инициативы в публичном пространстве циркулировали слухи о том, что этот телеканал «отдадут» оппозиции (возможно, для Леонида Парфенова). Таким образом, на федеральном телевидении будет «разбавлена» монополия государства, которое сохранит контроль над основными «кнопками», но позволит своим оппонентам получить медийный ресурс общенационального масштаба – пусть и не главный. Однако уже вскоре стало ясно, что новый канал будет контролироваться государством не в меньшей степени, чем другие федеральные «кнопки».

Это достигается несколькими способами. Во-первых, гендиректор канала назначен президентом, а финансирование в период «раскрутки» канала осуществляется из бюджета (предложения обложить основные телеканалы процентом с доходов от рекламы приняты не были). Во-вторых, менеджмент канала сформирован из числа лояльных власти медийных менеджеров. В-третьих, деятельность канала должны контролировать два совета. Первый из них – наблюдательный – возглавил Михаил Островский, первый заместитель секретаря Общественной палаты России. Второй – общественный – сформирован президентом по предложению той же Общественной палаты из 25 публичных персонажей, среди которых нет ни одного оппозиционера. Зато председателем этого совета стал режиссер и актер Олег Табаков, являвшийся на президентских выборах доверенным лицом Владимира Путина. В состав совета вошли ряд персонажей, тесно связанных с Кремлем – в частности, писатель Сергей Минаев, тележурналист Владимир Соловьев, врач Леонид Рошаль и др. Характерно присутствие в совете таких известных сторонников «русской идеи» как писатель Александр Проханов и Герой Советского Союза, председатель Союза Михаила Архангела Александр Солуянов.

Таким образом, при формировании ОТР использовался опыт Общественной палаты – органа, созданного по инициативе Кремля и зарекомендовавшего себя своей лояльностью (исключая некоторых ее членов, демонстрирующих свою самостоятельность – но именно они в состав совета не вошли).Поэтому телеканал никак не мог стать оппозиционным. Но его «медведевское» происхождение, видимо, привело к тому, что при его создании возникли затруднения – данный проект не принадлежал к числу получивших режим наибольшего благоприятствования со стороны государства, хотя минимальные обязательства со стороны последнего и были выполнены. Первоначально планировалось, что канал заработает уже 1 января 2013 года, но из-за многочисленных проблем срок пришлось перенести почти на полгода.

Изначально предполагалось, что ОТР может быть создано на основе одного из центральных телеканалов, однако эта идея была очень быстро отброшена. Появился новый проект – ОТР получит частоты телеканала «Звезда», принадлежащего Министерству обороны и имеющего собственную (пусть и не очень значительную) аудиторию и необходимое для вещания оборудование. В результате эти планы не были реализованы, причем, по данным «Известий», не столько из-за сопротивления тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, сколько в связи с позицией министра связи Николая Никифорова. В докладе министра, подготовленном для главы правительства, говорилось, что ОТР не нужны 39 частот для аналогового вещания, на которых сейчас базируется «Звезда», в связи с переходом России до 2015 года на цифровой формат. Министр предложил в тех городах, где вещает канал Минобороны, использовать под ОТР цифровые, кабельные и спутниковые сети.

Подобный подход имеет свой смысл, связанный с модернизацией системы массовых коммуникаций. Тем более, что ОТР было передано бюджетное финансирование «Звезды», составлявшее 1,5 млрд рублей в год (в декабре 2012 года правительство утвердило субсидии ОТР - 1,55 млрд руб. в 2013 году и по 1,5 млрд руб. в 2014 и 2015 годах) Однако 700 млн из этой суммы пришлось потратить на создание производственно-технического комплекса нового канала. Кроме того, еще 600 млн, по словам гендиректора канала Анатолия Лысенко, составлял кредит Внешэкономбанка, который пришлось вернуть.

И, что не менее важно, «Звезда» имеет право размещать коммерческую рекламу и получает средства от ведомственной рекламы Минобороны. У ОТР таких возможностей нет. Поэтому у нового канала уже на этапе становления ощущается нехватка финансирования. В марте, по данным «Коммерсанта», руководство ОТР просило 700 млн руб. у Минфина, а в конце апреля Лысенко сообщал, что по-прежнему «пытается решить» финансовый вопрос «с теми, у кого деньги есть, - с правительством». В мае ОТР обратилось с просьбой о выделении 700 млн уже в Роспечать – результат пока неясен.

Сам Лысенко заявил «Коммерсанту», что «мне смешно, когда говорят, что меня будут вызывать в Кремль. Никто меня туда не вызывает. Я был бы даже не против, чтобы меня вызвали и денег дали. Мы с Олегом Табаковым шутили, что мы с ним, как Кот Матроскин и Шарик, ходим и просим: «Подайте что-нибудь на деревню Простоквашино». Но не вызывают, и это даже немножко обидно».

В последующем главным источником финансирования ОТР должен был стать доход от целевого капитала (эндаумент), но пока неясно, как его удастся сформировать. Частные СМИ вряд ли будут проявлять интерес к проекту, который не приносит коммерческой выгоды и не является приоритетным для государства (вряд ли Кремль будет рассматривать этот канал в качестве объекта «добровольно-принудительного» государственно-частного партнерства). Остаются банки, находящиеся под контролем государства, но и они будут финансировать канал только по прямому указанию Кремля.

Команда ОТР

Гендиректор телеканала, 76-летний Анатолий Лысенко, является ветераном российской тележурналистики, в которой работает с 1959 года. В 1987 году он возглавил самую популярную «перестроечную» общественно-политическую телепрограмму «Взгляд», активно способствовавшую продвижению демократических ценностей. В связи с этим он в 1990 году стал гендиректором только что созданной ВГТРК, бывшей тогда «ельцинской» телекомпанией, оппозиционной тогдашнему союзному центру. Однако с 1996 года Лысенко не занимался непосредственным руководством телеканалами – он возглавлял комитет по телекоммуникациям и СМИ города Москвы (в этом качестве участвовал в создании «лужковского» телеканала ТВЦ), а с 2001 года работал советником председателя ВГТРК. В 2004 году Лысенко, одновременно, занимал пост президента Международной академии телевидения и радио – почетную должность, не связанную с телевизионным менеджментом.

Таким образом, Кремль выбрал на пост гендиректора ОТР человека, широко известного в телевизионном мире и пользующегося хорошей репутацией, являющегося своего рода «живой легендой». Лысенко не участвовал в создании «путинской» системы управления основными СМИ – но, в то же время, его лоббистские возможности представляются не очень значительными. Кроме того, сам Лысенко не склонен к политизированным конфликтам – на разных этапах своей карьеры он «уживался» и с Ельциным, и с Лужковым, и с гендиректором ВГТРК Олегом Добродеевым.

«Человеком № 2» на канале является Александр Пономарев, занимающий пост первого заместителя гендиректора. В 90-е годы он возглавлял телеканал ТВ-6 и покинул его в 2001 году, когда контролировавший канал Борис Березовский пригласил на него журналистов со «старого НТВ» (команду Евгения Киселева, изгнанную с канала после его фактического «огосударствления»). Так что симпатий к оппозиции у Пономарева явно не было. Позднее он несколько лет проработал на ВГТРК под началом Добродеева (вместе с Лысенко), а в 2006-2012 годах был гендиректором ТВЦ, большую часть этого времени являвшегося информационным ресурсом Юрия Лужкова.

Программным директором канала (в ранге заместителя гендиректора) стал Станислав Архипов, работавший с Лысенко на ВГТРК, а во второй половине 90-х занимавший пост генерального продюсера ТВЦ. С 1999 года он не работал на центральных каналах, являясь руководителем творческих проектов Фонда «Образование в третьем тысячелетии» (телеканал «Школьник ТВ»). Руководитель информационного вещания Александр Герасимов в 90-е годы сделал успешную карьеру на НТВ (в 1998-2001 годах был заместителем гендиректора, курировал региональные проекты). После изгнания команды Киселева перешел на «РЕН ТВ», а в 2003 году ненадолго вернулся на НТВ. После 2004 года на телевидении не работал, будучи главным редактором радиостанций СИТИ FM, Relax FM. Новостями ОТР будет заниматься Анна Уварова, ранее работавшая главным редактором телеканала РБК-ТВ. За время ее руководства среднесуточная аудитория канала увеличилась, выросла и среднесуточная продолжительность просмотра. В 2009 году зрители смотрели РБК-ТВ в среднем 12,7 мин ежедневно, в 2012-м — 14,1 мин (данные «TNS Россия»).

«Лицами» канала становятся Сергей Ломакин, Андрей Норкин и Владимир Молчанов. Ломакин был одним из журналистов «Взгляда», но в 1990 году встал на сторону союзного центра, в отличие от своих коллег. В 1991 году, после разгрома августовского путча, он был отстранен от ведения программы «Время», что надломило его быстро развивавшуюся карьеру. В 1997 году Лысенко пригласил его на пост заместителя генерального продюсера ТВЦ (Архипова), затем руководил на этом канале Главной редакцией молодежных программ, занимался дневным вещанием. В 2007 году он руководил телекомпанией «Север-ТВ», вещавшей на территории Северного административного округа Москвы, некоторое время делал исторический проект на НТВ.

Владимир Молчанов был еще более знаменитым, чем Ломакин, журналистом позднесоветского телевидения, ведущим программы «До и после полуночи». Затем в течение многих лет работал на РЕН-ТВ, но в последнее десятилетие практически исчез с центрального телевидения, снимал документальные фильмы, вел передачи на телеканалах «Совершенно секретно», «Ностальгия», «Мир». В отличие от него, Андрей Норкин – журналист уже постперестрочного поколения, работал на НТВ, а затем на ТВ-6 (в команде Киселева), на канале RTVi, принадлежавшем Владимиру Гусинскому, а также на «Эхе Москвы». В 2010-2013 годах он был ведущим на радиостанции «Коммерсант FM», также известной своим критичным отношением к власти. Так что это единственная знаковая фигура нового телеканала, которая актуальна для современного оппозиционного сообщества.

Общественный запрос

Запрос зрительской аудитории к новому каналу носит традиционалистский характер. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 50% граждан больше всего хотели бы видеть на ОТР отечественные художественные фильмы (явно имеется в виду, в первую очередь, советская кинопродукция). Чаще всего об этом говорили люди из возрастной группы 46-60 лет, а также жители городов с населением 50 тыс. Еще 45% опрошенных ждут, что ОТР в первую очередь уделит внимание федеральным новостям. А 43%, наоборот, более интересуют новости из регионов.

Картина в Москве несколько иная: 53% жителей столицы хотят, чтобы ОТР показывало федеральные новости, российское кино на втором месте по популярности (43%). По мнению 32%, новый канал должен уделять внимание и международным новостям, еще 28% хотели бы видеть на ОТР передачи для детей и молодежи. По 20% граждан ждут от телеканала научно-популярных передач и передач о жизни регионов, по 18% — документальных фильмов и мультфильмов. Передачи об искусстве и о культуре предпочли бы смотреть на ОТР 17%. Не так популярны зарубежные художественные фильмы, общественно-политические и информационно-аналитические передачи: их хотят видеть на канале по 13% респондентов. «Интеллектуальные игры» интересны лишь 9% граждан, ток-шоу - 7%.

Впрочем, федеральные новости и отечественные фильмы входят в число приоритетов для основных телеканалов – и ОТР будет сложно конкурировать с ними в этом отношении. Поэтому массовую традиционалистскую аудиторию канал может не получить, но и для модернистской (зрители «Дождя», готовые платить за доступ к значимой для них медийной продукции) ОТР также вряд ли будет представлять интерес. Наконец, для интеллигентской «эстетской» аудитории, предпочитающей неполитическое вещание без рекламы и насилия, уже есть целевой телеканал «Культура».

Характерен также и ответ на вопрос о добровольных взносах на функционирование ОТР. Чуть больше четверти россиян (26%) согласились бы регулярно делать небольшие добровольные взносы на содержание канала. На первый взгляд, кажется, что это немало, но 20% от этого числа готовы ежемесячно жертвовать лишь символическую сумму (менее 50 руб.), 33% - по 50 рублей, 28% - по 100 рублей. Лишь 9% (от 26%) согласны отдавать телеканалу по 200 рублей в месяц. Характерно, что среди респондентов, положительно отвечающих на вопрос о взносах, больше традиционалистов (для 55% из них приоритетны отечественные фильмы). Эта аудитория может заявлять о своем желании платить небольшие деньги за «идеальный», с их точки зрения, канал, но в существенно меньшей степени готовы платить пусть небольшие, но реальные деньги, за пользование любым реальным СМИ. Она с советских времен привыкла к бесплатным телеканалам, оплачивая только доступ к телевидению с помощью антенны.

Ставка на регионы

Понятно, что речь идет о тестовом режиме работы телеканала, но некоторые выводы можно делать уже сейчас. Первый день вещания ОТР и заявления его руководства демонстрируют, что ставка делается на продвижение региональной тематики (тех самых «региональных новостей», которые хотела бы видеть значительная часть респондентов ФОМ). Однако здесь трудно найти достаточное – для постоянного привлечения аудитории – количество информационных поводов с учетом необходимой для финансируемого из бюджета телеканала политической лояльности, распространяющейся не только на федеральный, но и на региональный уровень. Характерно высказывание журналиста Сергея Мулина, считающего, что ОТР – «это канал регионов, ещё точнее - губернаторов, все новости - из провинции, рассказанные суконным языком доморощенного медиа - наверное, чтобы на местах была иллюзия, что везде так же, как и у них. Ни лучше и не хуже. В общем, это не окно в Европу, а окно для москвичей в свою страну, какая она есть».

Обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева обратила внимание на архаичную стилистику нового канала: «За несколько часов - и православные священники, и православные пожарные, и российская деревня вроде бы с недурным разговором, но в стилистике «Сельского часа» 30-летней давности. Эклектика в заставках, в цвете, в стилистике, в подаче - пока это нечто такое, про которое нельзя сказать, что это единый стиль, так же, как буква «о» в названии расплывается, расплывается как створка в фотоаппарате и как, видимо, общество то соединяется, то разъединяется, никак не может в фокус войти». Более двух десятилетий назад Анатолий Лысенко был одним из знаковых фигур революционных перемен на советском телевидении, но сейчас маловероятно, что он повторит свой опыт тех бурных лет.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net