Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

11.06.2013 | Александр Ивахник

Президентская борьба с формализмом

Необходимость безусловного выполнения указов президента от 7 мая 2012 года – пожалуй, главная мысль, которую Владимир Путин презентует обществу, и главное требование, которое он предъявляет правительству Дмитрия Медведева. Поскольку же реализация этих указов все хуже согласуется с неуклонно ухудшающимся экономическим положением страны, то отношения президента с правительством неизбежно принимают напряженный и даже конфликтный характер. Впрочем, члены кабинета, со своей стороны, похоже, не были готовы к такому обороту событий и сами подбрасывают дров в топку раздражения президента. Последние дни, когда Владимир Путин провел совещания по вопросам реализации майских указов сначала с вице-премьерами правительства, а затем с министрами силового блока, служат подтверждением сложившейся ситуации.

7 июня, ровно через месяц после разноса, который президент устроил кабинету за недостаточно активное исполнение майских указов, он собрал в Кремле заместителей главы правительства и своих помощников, чтобы выразить свое мнение относительно корректировки планов, выполненной министерствами по его указанию. Поскольку мнение это оказалось сугубо отрицательным, то Дмитрию Медведеву он разрешил не присутствовать на совещании, видимо, чтобы избавить от очередного публичного унижения. А вице-премьерам даже не была предоставлена возможность огласить обновленные планы. Говорил только Путин. Он напомнил, что на корректировку ведомственных планов деятельности на ближайшие пять лет с разбивкой по годам был отведен месяц – «более чем достаточно». Ознакомление с представленными планами убедило президента в том, что «качество, содержание документов, к сожалению, пока не отвечают поставленным требованиям». Далее Путин пояснил, что конкретно его не устраивает. Во-первых, в документах слишком много размытых формулировок, общих фраз. «Собственно говоря, ничего как бы необычного здесь нет, – продолжил президент. – Мы так все обычно свои планы и пишем. Но пожелания светлого будущего сегодня уже недостаточно. Недостаточно! Нужна сугубо конкретная, понятная для граждан картина изменения в той или иной отрасли: через год, через два, через пять». При этом в каждом плане должны быть предусмотрены механизмы обратной связи, широкого публичного обсуждения предпринимаемых и предлагаемых мер.

Во-вторых, Путин обратил внимание на то, что «некоторые ведомства живут в своем измерении и только исключительно своими узкими проблемами, а понимание общих стратегических задач, стоящих перед страной, перед нашими гражданами, отсутствует». В частности, отраслевые ведомства фактически проигнорировали одну из ключевых задач указов – создание 25 млн. современных рабочих мест. В-третьих, мероприятия, содержащиеся в планах, должны представлять собой не отчёты, не совещания и не заседания рабочих групп, а реальные действия: вступившие в силу и работающие законы, введенные в эксплуатацию заводы, больницы, школы и т.п. В-четвертых, в ряде документов поставленные задачи и цели не подкреплены конкретными показателями. Получается, результат работы никто объективно в конечном итоге представить не сможет и проверить никто не сможет. В-пятых, президент особо подчеркнул, что «должно быть абсолютно понятно, кто персонально отвечает за достигнутые конкретные результаты либо кто отвечает за срыв работы, чтобы потом было ясно и понятно, с кого спросить, чтобы никто не искал оправданий, не объяснял, почему не получилось». При этом политическую ответственность за выполнение плана несет министр, руководитель ведомства. Путин напомнил, что по итогам года он намерен встретиться с каждым министром и в открытом режиме заслушать доклады о достигнутых результатах. Чтобы ответственность министров была более зримой и понятной людям, президент предложил выделить несколько (три – пять) «внятных, четких приоритетов по каждому ведомству» и публично заявить об этих приоритетах.

Владимир Путин дал министерствам две-три недели на доработку планов с учетом его замечаний, а курировать эту работу в рамках правительства поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Наконец, он счел нужным заявить вице-премьерам о том, что они в полной мере разделяют ответственность за качество работы министерств и ведомств. Впрочем, несмотря на неоднократные упоминания президентом о личной ответственности, у членов кабинета еще есть какой-то запас времени. Во всяком случае, по итогам совещания пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил: «Речь не идет о кадровых решениях, речь идет о планах. Сейчас оценки ставить рано».

10 июня та же самая тема – планы по реализации майских указов – обсуждалась на совещании Владимира Путина с руководителями силовых министерств, непосредственно подчиняющихся президенту. И Путин вновь выразил неудовлетворенность представленными документами. Некоторые комментаторы объяснили это стремлением главы государства несколько одернуть чрезмерно укрепившихся в последнее время в системе власти силовиков, продемонстрировать свою беспристрастность в отношении всех частей высшей бюрократии и подтвердить свою известную позицию «над схваткой». Возможно, такой мотив и имел место. Однако обращает на себя внимание, что тональность разговора Путина с силовыми министрами была существенно более мягкой, чем с представителями экономического и социального блоков правительства.

Президент признал, что представленные планы работы силовых ведомств его разочаровали. Но обоснование этого разочарования было кратким и сдержанным. Путин указал, что не нужно готовить «большие фолианты, из которых не очень понятно, каковы будут результаты нашей работы в конце года». Не назвав публично ведомство, о котором идет речь, он отметил: «Такие формулировки, как «проработать вопрос о необходимости разработки проекта закона», знаете, никуда не годятся. Что такое «проработать вопрос о необходимости принятия закона»? Результат по году какой может быть: вопрос проработан? – проработан; закон нужен? – нет, не нужен, пункт исполнен. Ну, зачем нам такой формализм? Давайте отнесемся к этому серьезно, давайте посмотрим на общественно значимые вещи».

В ходе совещания глава государства даже фактически подсказал ряду силовых ведомств, какие вещи являются общественно значимыми и относятся к «стратегическим решениям, призванным обеспечить национальные интересы страны». В сфере обороны это масштабное переоснащение армии и флота современным оружием и техникой, обновление и модернизация всех отраслей ОПК, увеличение доли профессионалов-контрактников. Кроме того, Минобороны особое внимание должно уделить решению социальных вопросов военнослужащих; в частности, уже в этом году надо обеспечить всех очередников, которые стояли на очереди на 1 января 2012 года, постоянным жильем. Для правоохранительных органов ключевая задача – противодействие национальному и религиозному экстремизму, жесткое пресечение деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу. Большие ожидания граждане связывают с улучшением работы ГИБДД. Наконец, должны быть в полной мере реализованы решения по борьбе с нелегальной миграцией, в том числе это касается и ужесточения соответствующих законов.

Так что хотя формализмом грешат наспех скорректированные планы и министерств социально-экономического блока, и силовых ведомств, но планы планам рознь. Содержательно деятельность обновленного Минобороны и правоохранительных органов, очевидно, вызывает у президента гораздо меньше претензий, чем работа Минфина, Минрегиона, Минтруда и других гражданских министерств.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net