Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

22.07.2013 | Марина Войтенко

«Чем государство богатеет…»

Подготовка трехлетнего бюджета РФ на 2014-2016 годы уже вышла на финишную прямую, однако, уточнение его параметров продолжается. На минувшей неделе Минфин РФ повысил прогноз по дефициту-2014 до 0,5% ВВП (361,5 млрд. рублей). Ранее ожидалось, что он составит 327,1 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. Новость эта в принципе была ожидаемой (на такое развитие событий уже давно указывает экономическая динамика года текущего) и не привлекла особого внимания СМИ и экспертного сообщества. Гораздо активнее в публичном пространстве обсуждаются поиски правительством дополнительных источников пополнения госказны.

Еще в середине марта премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал совершенствовать контроль в налогово-финансовой сфере с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщика. «Мы можем и должны расширять доходную базу, используя и налоговые источники, и источники неналоговые», - подчеркнул он в ходе совещания по вопросу мобилизации дополнительных доходов федерального бюджета. Премьер также заявил о необходимости продолжения работы по легализации выплат зарплаты. «Налоговая система такова, что она в целом настраивает налогоплательщиков на получение зарплаты, что называется, «в белую», но, тем не менее, проблема все равно существует. Заниматься этим нужно. В конечном счете, это вопрос не только правовой, но, если хотите, и психологический. Люди должны понимать, что заработная плата в конвертах — это, в конечном счете, снижение возможностей бюджета и уменьшение величины их пенсий в будущем».

Примечательно, что как раз показатель неформальной занятости в РФ, по мнению экспертов МОТ и ОЭСР, не вызывает опасений. Во всяком случае, генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа, представляя 17 июля в РИА «Новости» в преддверие совещания министров труда стран G20 в Москве доклад «Краткосрочные перспективы рынка труда в странах Группы двадцати», заявил: «Россия — это не одна из тех стран, которая показывает самые высокие проценты в этом смысле (количество занятых на нелегальном рынке труда)». Согласно результатам совместного исследования МОТ и ОЭСР, процент лиц в сфере неформальной занятости в Индии составляет 80%, в Мексике и Аргентине – около 50%, в Китае и Южной Африке – более 30%. В РФ этот показатель много меньше – 12%.

Отметим, оценки МОТ и ОЭСР исходили из данных Росстата за 2010 год. Весной 2011-го глава Росстата Александр Суринов оценивал число занятых в теневом секторе экономики уже выше: 13 млн. человек, или 17-18% экономически активного населения страны. 18 июля вице-премьер Ольга Голодец в ходе встречи министров труда и занятости стран G20 заявила уже о 20 млн. россиян, получающих зарплаты в конвертах.

Конечно, необходимо учитывать и разницу в методиках оценок. И все же почти двукратный разрыв в значениях показателя заставляет задуматься. Если за последние два года размер теневого сектора экономики действительно так сильно увеличился, то вряд ли стоит говорить лишь об огромном количестве граждан, «не желающих платить налоги» или «не осознающих всю меру социальной ответственности», в том числе и за размер собственной пенсии. Скорее, это – наглядное свидетельство неполноты и медлительности проводимых (или только еще проектируемых) структурных реформ.

Еще одно доказательство тому – перезагрузка пенсионной системы и технология ее проведения. По замыслу разработчиков новой пенсионной формулы, она должна стимулировать россиян к окончанию трудовой деятельности в более позднем возрасте, например, мужчина, который выйдет на заслуженный отдых не в 60, а в 65 лет сможет увеличить выплаты на 85%. Сама формула должна заработать с 2015 года. Однако до сих пор не понятно, что делать людям, которые должны выйти на пенсию уже сейчас или в ближайшие три года. Никаких разъяснений на этот счет до сих пор нет, а публично представленный «Пенсионный калькулятор» ПФР для этой категории граждан вообще ничего не рассчитывает.

В то же время, совершенно понятно, что жить на пенсию, состоящую только из социальной (с 2015 года – фиксированная выплата) и страховой частей1 (размер которой будет напрямую зависеть от стажа и уровня заработной платы), весьма проблематично. Не удивительно, что число россиян, готовых отложить выход на пенсию на несколько лет постоянно растет. Согласно результатам опросов, проведенных ВЦИОМ, «Левада-центром» и Единой федеральной телефонной службой ПФР, к середине текущего года таковых набралось уже 32,3%. При этом половина респондентов в любом случае планирует продолжать работать после достижения пенсионного возраста. Очевидно, что формула «пенсия плюс зарплата» кажется им более привлекательной, учитывая что гарантий сохранения прежнего рабочего места или участия в программах перманентного образования, дабы повысить квалификацию или получить новые, гарантирующие высокую оплату труда, навыки, как не было, так и нет2 . В то же время, эксперты Всемирного банка уверены, что для обеспечения более высоких темпов экономического роста, России необходим форсированный рост производительности труда3 , который невозможен без реформы образования.

Между тем, доходы российских компаний падают, а вместе с ними сокращается налогооблагаемая база, а, следовательно, и доходы бюджета. По данным Минэкономразвития, сальдированный финансовый результат деятельности организаций в целом по экономике по итогам января-апреля 2013 года составил 2035,1 млрд. рублей, уменьшившись на 28,0% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го (годом ранее снижение на 2,0%). Доля убыточных предприятий в общем количестве организаций за первые четыре 2013 года составила 34,8%, увеличившись на 1,9 п.п.

В структуре сальдированного финансового результата произошло сокращение доли обрабатывающих производств (с 23,7% в апреле-2012 до 22,0% в апреле-2013) и транспорта (13,4% и 10,9% соответственно) при одновременном росте доли сектора добычи полезных ископаемых (23,3% и 24,5%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды 6,2% и 7,9%) и торговли (26,5% и 26,6%). При этом показатель в добыче за январь-апрель потерял 11,2% при росте цен производителей на 12,0% и росте объемов производства на 0,2% к аналогичному периоду прошлого года. В обработке снижение финрезультата и вовсе составило 34,6%. Судя по динамике промпроизводства – за первое полугодие 2013 года выпуск увеличился лишь на 0,1% – трудно ожидать перемен в понижательной динамике сальдированного финансового результата реального сектора. И это означает, что пополнение доходной части и федерального, и региональных бюджетов будет происходить весьма напряженно.

Интрига в бюджетных «приключениях» последних месяцев вполне под стать хорошему триллеру. Еще один сюжетный поворот предложила Экономическая экспертная группа (ЭЭГ), опубликовавшая 17 июля десятистраничный аналитический материал «Макроэкономика и бюджет» – мини-исследование факторов, определяющих исполнение прогнозных параметров. Дав развернутую характеристику особенностям консервативного бюджетного планирования, авторы констатировали, что в большинстве случаев до 2012 года точность прогнозов цен на нефть «была сравнительно невысокой» - отклонение составило не менее 10%. При этом, как правило, фактические цены превышали «бюджетные», за исключением 2009 года, когда они оказались в 1,5 раза завышены4 .

Одна из причин в том, что в нулевые годы прогнозы «ловили» лишь общий тренд, когда мировые цены многократно опрокидывали представления об их равновесности, «справедливости» и т.п. В 2003 году, когда разрабатывался механизм Стабилизационного фонда, консенсусом были представления о долгосрочной цене $20 за баррель. В начале десятых годов, когда цены относительно стабилизировались и стали понятнее обстоятельства (в том числе лежащие на стороне финансовых рынков), влияющие на их изменчивость, точность прогнозов повысилась, соответственно жестче стали и бюджетные проектировки. В 2005-2011 годах, считают в ЭЭГ, «влияние цены на нефть на доходы федерального бюджета находилось в экспоненциальной зависимости от масштабов разрыва между фактической и «бюджетной» ценами на нефть». В 2005-2012 годах доходы бюджета при изменении цены на нефть на $1 за баррель составляли от 29 млрд. рублей до 104 млрд. рублей (или от $1,1 млрд. до $3,3 млрд.).

Тревожный звонок раздался в 2012 году – существенный рост дополнительных доходов ($33 млрд. или более 1 трлн. рублей) при разнице фактических и прогнозных цен около $10 за баррель во многом стал следствием роста курса доллара. При этом рубль слабел, подталкивая разгон инфляции, сохранялся значительный отток капитала, основные макроэкономические показатели начали сползать в стагнацию, ставшую уже вовсе явной в 2013 году. В итоге ценой допдоходов-2012 оказалось формирование благоприятных условий для нарушения макросбалансированности и финансовой устойчивости.

Все это на деле означает, что цена на нефть (пусть даже стабильно высокая в рамках «комфортного коридора» $90-100 за баррель ) перестала быть главным определяющим фактором изменения доходов федерального бюджета. По ожиданиям Минфина, в 2013 году дополнительные доходы на $1 повышения цены за баррель составят всего $0,5 млрд., что является рекордно низким показателем с начала века. Поэтому на первый план формирования доходов бюджета (в 2014 году их недобор может составить 500-600 млрд. рублей, в 2015 – от 800 млрд. до 1 трлн.) выходят ненефтегазовые факторы, определяющие ускорение общеэкономического роста. Его недостаточность при стабильно высоких ценах на нефть становится все более серьезной угрозой .

Рельефно обозначающиеся признаки будущих бюджетных проблем (например, увеличение зарплат, оторванное от темпов повышения многофакторной производительности труда, сокращая прибыль предприятий, «бьет» по инвестициям и состоянию региональных бюджетов) свидетельствует о том, что вывод об исчерпании потенциала модели роста, сложившейся в РФ, – это уже не теоретическое предчувствие, а суровая правда повседневной жизни. Правительство, регуляторы рынков и в целом вся госуправленческая машина пока основательно запаздывают с разворотом к этой реальности. Между тем, риски налететь на «рифы» неисполнения собственных обязательств отнюдь не снижаются.



1. Для граждан 1966 года рождения и старше накопительная компонента не предусмотрена.
2. Согласно данным опроса Всемирного банка, соотношение студентов и преподавателей в России составляет 17 для первичного образования и 8,8 для вторичного. Для стран ОЭСР эти показатели соответственно составляют 15,8 и 13,8.
3. По данным Всемирного банка, в самых производительных экономиках рабочие заняты всего 1400 часов в год, тогда как в России – 2000, для того чтобы произвести в среднем продукт на $20 в час. В целом производительность труда в РФ составляет лишь 30% от уровня показателя США.
4. Отклонение прогнозного значения от фактического составило: в 2005 году – «-48,6%», в 2006-м – «34,5%», в 2007-м – «-12,0%», в 2008-м – «-43,9%», в 2009 – 55,0%, в 2010-м – «-25,8%», в 2011-ом – «-31,4%», в 2012-м – «-9,5%». В 2013-ом – «-8,9%». Такие различия соответственно отражались на прогнозах внешнеэкономических показателей, курса рубля и т.п. На 6-10% ежегодно недооценивался объем ВВП. Из этих значений на ближайшие годы исходят в прогнозах не только глобальные компании, но и значительное число авторитетных специалистов в международном экспертном сообществе. Считается, что такой «коридор» приемлем для производителей (страны ОПЕК обеспечивают себе бюджетную сбалансированность) и потребителей, а также гарантирует рентабельность добычи жидких углеводородов из сланцев, проектов в сфере альтернативной («зеленой») энергетики, новых технологических решений в нефтедобыче и нефтепереработке. В июне-2013 сводный опережающий индекс (СОИ), рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ, составил 2,8% (в мае – 1,7%). Но говорить о переломе стагнационных тенденций не приходится. Аналитики полагают, что текущее значение индекса сильно завышено «эффектом базы» от резкого падения нефтяных цен в июне-2012. В ближайшие месяцы их текущий уровень с высокой вероятностью приведет к новому снижению СОИ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net