Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

30.07.2013 | Сергей Слободчук

Киев как антипод Магдебургского права

Больше года столица Украины представляет собой наглядный пример из пособия по ликвидации местного самоуправления. Мало того, что в 2010 году фракции Партии регионов и оппозиции в городском совете проголосовали за ликвидацию райсоветов, так с июня 2012 года в Киеве нет даже номинального мэра.

Такая ситуация выгодна центральной администрации, которая контролирует Киев через своего представителя на посту городской администрации Александра Попова. И все же есть вероятность, что выборы состоятся осенью, ведь структуры ЕС выставили проведение выборов в Киеве в качестве одного из условий подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.

Удивительно, но с точки зрения менеджмента сегодня не существует никакой разницы между сельсоветом где-нибудь в Брянской (или любой другой) области и столицей Украины. Хотя, разница все-таки есть и разница ощутимая – глава сельсовета избирается односельчанами, в то время как киевляне не могут выбрать ни мэра, ни депутатов районных и городского советов. В учебниках по истории Украины авторы любят приводить горделивый факт, что Киев долгие века пользовался Магдебургским правом в полном объеме, ведь еще в 1494 году великий князь Литовский Александр Ягеллончик предоставил Киеву феодальное городское право самоуправления. То есть, авторы имеют в виду, что с идеологической точки зрения столица Украины наряду с Львовом и Камянцем являются родоначальниками местного самоуправления в Украине. Более того, хотя в 1831 году император Николай отменил Магдебургское право на территории всей Российской империи, Киев сохранил право самоуправления до 1835 года. Теперь же, по итогам событий 2010-2012 годов впору горько пошутить, чтобы Киев не превратился в испытательный полигон по уничтожению местного самоуправления в Украине.

К слову, население Киева, по данным городского управления статистики на 1 июня 2013 года составило 2 миллиона 848 тысяч 402 человека. Если же применять косвенные методы оценки, вроде потребления хлеба на душу населения, то выходит, что в столице проживает более 4 миллионов человек. Историю уничтожения местного самоуправления стоит датировать сентябрем 2010 года. Сначала 245 депутатов Верховной Рады, представляющих тогдашнее большинство на основе Партии регионов, Блока Литвина и Коммунистической партии, поддержали постановление, дававшее Киевсовету право самостоятельно решать судьбу территориального устройства города. Затем администрация нового президента Виктора Януковича, неизвестно за какие коврижки, но мотивировала оппозиционные фракции Киевского городского совета проголосовать за ликвидацию райсоветов. В итоге, за решение о прекращении полномочий депутатов районных советов Киева с 31 октября 2010 года проголосовали 95 из 120 депутатов Киевсовета. Той же осенью 2010 года парламентское большинство в Верховной Раде внесло поправки в закон «О столице Украины – городе-герое Киеве». Согласно предыдущей версии закона, победитель на выборах мэра одновременно занимал две должности – градоначальника как руководителя городского совета (т.е. городского парламента) и главы городской администрации (т.е. исполнительного органа). Но путем внесения поправок в закон «О столице» Верховная Рада разделила эти две должности. А главное, закрепила основную часть полномочий за главой администрации, превратив мэра в практически полностью представительскую фигуру. Леонид Черновецкий, победивший второй раз в 2008 году на внеочередных выборах мэра, сохранил за собой пост градоначальника, а на должность главы Киевской городской администрации президент Украины 16 ноября 2010 года назначил Александра Попова.

А в начале июня 2012 года дважды мэр Киева Леонид Черновецкий за два дня до окончания своих полномочий написал заявление об отставке. Как мы понимаем, написал неслучайно. Если бы мэр завершил положенный законом срок до конца, тогда Верховной Раде пришлось бы назначать очередные выборы. Но ход с досрочной отставкой позволил сначала затянуть ситуацию по процедуре «принятие отставки Киеврадой – подача представления в парламент – назначение Верховной Радой даты досрочных выборов». А затем… намертво застопорить ситуацию в Верховной Раде. Ведь ни Конституция, ни украинские законы четко не определяют, в течение какого срока парламент должен принять решение о выборах в Киеве.

Но главная причина, естественно, находится не в правовой, а в политической плоскости. Выборы мэра и городского совета Киева невыгодны правящей администрации. Администрация Виктора Януковича и Партии регионов ощущают, что их позиции в столице крайне ненадежны. Мало того, что столица Украины исторически подвержена оппозиционным настроениям, так еще и перед глазами плачевный пример парламентских выборов. На выборах 28 октября 2012 года, несмотря на чрезмерные бюджеты и административные усилия, в 13 киевских округах все кандидаты от власти проиграли (в отношении округа №223 ЦИК постановила, что результаты голосования невозможно установить), зачастую малоизвестным фигурам, единственным преимуществом которых оказался статус официального кандидата от оппозиционных партий «Батькивщина», «Свобода» и «УДАР». Поэтому становится понятной логика власти, заинтересованной оттягивать выборы на максимально далекий срок. К тому же, правящая администрация подстраховалась правовым аргументом в виде решения Конституционного суда, постановившего, что киевские выборы должны состояться одновременно с местными выборами по всей Украине осенью 2015 года.

Летаргический сон с выборами мэра и горсовета так бы и продолжался до 2015 года, если бы не вмешался внешний фактор, когда представители ЕС потребовали от президента Виктора Януковича проведения выборов в Киеве до 2014 года в качестве одного из условий для подписания Соглашения об ассоциации. Поскольку правящая администрация связывает с Соглашением большие надежды, акции выборов в Киеве резко двинулись вверх. Назначить конкретную дату должна Верховная Рада, которая откроет свою очередную сессию в первый вторник сентября. Поскольку речь идет о досрочных выборах мэра, то срок избирательной кампании составит 60 календарных дней. Соответственно, если парламент назначит дату в конце сентября - начале октября, день голосования придется на конец ноября - начало декабря 2013 года. В случае с Киевсоветом сложнее – полномочия нынешнего городского парламента истекли в июне 2013 года, поэтому в данном случае речь идет об официальной избирательной кампании в 90 дней. Но главный вопрос будущих выборов в Киеве – это все-таки не фракционный состав Киевсовета и не имя будущего мэра, а судьба местного самоуправления в столице. Киев имеет все возможности стать полигоном для обкатки реформы местного самоуправления, чьи наработки украинские власти затем могли бы распространить на всю Украину. Но пока что столица служит исключительно негативным примером того, как с помощью политических и юридических манипуляций право граждан на самоуправления на деле сводится к нулю.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net