Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.08.2013 | Сергей Слободчук

Как ударить коррупционера по карману

6 августа Окружной административный суд Киева приступил к рассмотрению иска общественного активиста к Верховной Раде с требованием предоставить данные деклараций о доходах глав фракций и председателя парламента Украины. Ранее аппарат Верховной Рады отказался предоставить соответствующую информацию по запросу общественной организации. Мониторинг доходов «государевых людей» для Украины – резонансная тема. И одновременно – абсолютно бесполезная, потому как не несет никаких угроз для коррупционеров.

К примеру, еще в начале мая 2013 года украинская организация «Честно» обнародовала данные о декларациях депутатов Верховной Рады Украины. Как оказалось, только 153 из 444 действующих парламентариев (выборы в 5 мажоритарных округах были признаны ЦИК недействительными, а округ № 224 в Севастополе освободился, так как избранный там парламентарий Павел Лебедев был назначен президентом на пост министра обороны) подали свои декларации в установленный законом срок. И лишь 37 из них по запросу «Честно» предоставили копии своего отчета о доходах за 2012 год в организацию. Выходит, что на деле уважение к закону проявили чуть более трети украинских депутатов, которые эти самые законы и пишут. А украинские элиты не желают информировать общество о своем уровне жизни. Но на самом деле, раскрытие сведений о доходах – абсолютно безопасная для коррупционеров мера. Ведь современный механизм антикоррупционной политики – это контроль не только над доходами, но и над расходами представителей власти. Да и не только политиков и госслужащих, но также членов их семей и ближайших родственников.

На основе приведенного случая с декларациями можно разве что сделать вывод об отношении украинских законодателей к собственноручно принятым законам. Но нельзя говорить ни о высокой коррупции среди народных депутатов, ни о ее отсутствии. Если оценивать с точки зрения антикоррупционной политики, то обнародование декларации о доходах – давно и прочно устаревшая мера. Цифры заработанного за год, квадратных метров квартиры и дачи, марки автомобиля и т.п. интересны разве что в логике шоу-бизнеса, позволяя миллионам простых украинцев раз в году заглянуть в карман и тарелку к людям, которые ими управляют. А на самом деле речь идет об иллюзии, ведь простое сравнение официальных доходов и настоящего уровня жизни демонстрирует, что украинские чиновники и политики живут, мягко говоря, не по средствам.

По правде говоря, коррупция – это фундамент, на котором базируется нынешняя политическая система Украины. И если врачу в поликлинике, учителю, участковому и другим подобным профессиям мелкие подношения помогают выживать, то на уровне областных администраций, Кабинета Министров и Верховной Рады коррупция –это источник обогащения и залог роскошного образа жизни. О чем говорить, если есть наглядные примеры, когда ради должности на уровне начальника отдела в Кабинете Министров Украины люди закрывали собственный бизнес. И немудрено, ведь госслужба оказывается гораздо более доходной, чем частный бизнес, пусть даже официальная зарплата чиновника низшего звена и составляет сущие копейки. Если же говорить о чиновнике среднего уровня, то он получает достаточно скромные, как по меркам Украины, деньги. Именно поэтому требование обнародовать декларацию за минувший год для чиновников и политиков – чистой воды полумера. Если когда-нибудь в Украине появятся президент и правительство, по-настоящему настроенные бороться против коррупции, их первым шагом станет требование, чтобы представители элиты отчитывались не просто о своих доходах, а о доходах в связке с расходами. И вот тогда могут возникнуть вопросы… К примеру, если народный депутат с официальными доходами на уровне 20 000 гривен в месяц (т.е. примерно 81 600 российских рублей) в повседневной жизни демонстрирует расходы на элитный лицей для детей, разъезжает на джипе последней модели, проживает в двухуровневой квартире в новостройке, несколько раз в году отдыхает на Лазурном берегу и оставляет в ресторанах счета размерами в 3 раза больше, чем официальная зарплата. Загвоздка в том, что в Украине попытка ввести официальное декларирование расходов для «государственных людей» завершилась провалом. С одной стороны, такое законодательное требование существует - согласно принятому в 2011 году закону «Об основах противодействия и предотвращении коррупции» все лица, чья деятельность финансируется за счет государственного бюджета (т.е. все должностные лица, начиная с председателя сельсовета и заканчивая президентом), а также представители публичных профессий (аудитор, нотариус, адвокат и т.д.) обязаны декларировать свои расходы. Однако в украинской версии обязанность декларировать расходы наступает только в случае, если такие траты превышают 150 тысяч гривен в месяц. Если же, к примеру, замминистра с зарплатой 15 тысяч гривен тратит на свои нужды ежемесячно 149 999 гривен, то никаких вопросов к нему нет и быть не может.

Впрочем, и один лишь только контроль над расходами – не панацея от коррупционных бед. Ведь практика показывает, что одного только декларирования расходов – мало. К примеру, есть еще такое понятие как финансовые обязательства. Несколько лет назад один из украинских министров с репутацией «честнейшего» попал в довольно подозрительную историю. Однажды его достаточно дорогой джип нарушил правила дорожного движения. Инспектора ГАИ остановили его машину с водителем, а затем решили проверить автомобиль по базе данных. И вот тогда выяснилось, что на самом деле чиновник просто арендует джип у одной финансово-промышленной группы за… 1 гривну в год. Понятно, что в таком случае поневоле задумаешься о подкупе… Вот и выходит, что наряду с ежемесячными тратами необходимо также контролировать и финансовые обязательства украинского начальства.

Однако даже в таком случае грамотный коррупционер найдет способ увильнуть от всех расставленных против него ловушек с помощью одного простого хода. А именно – зарегистрирует свои дорогие автомобили, квартиры, загородные дома, яхты и прочее имущество на близких людей. Практически каждый представитель власти в Украине – это живой пример того, когда жена или престарелые родители фактически содержат своего бедного сына-чиновника или малообеспеченного зятя-депутата. Кстати, после вступления в силу нового антикоррупционного закона, украинские политики и чиновники стараются оформлять свои крупные расходы на жену, родителей, детей. В крайнем случае – на свою тещу или тестя. Вот и выходит, что говорить о начале системной борьбы против коррупции в Украине можно будет только когда начнут работать законы о мониторинге расходов «государевых людей», их близких и родственников. А также создан единый антикоррупционный орган, аккумулировавший в единый кулак полномочия по проверке деклараций и проведению антикоррупционных расследований. А пока что пример с отказом депутатов Верховной рады и аппарата парламента обнародовать декларации о доходах говорит, что украинская власть не готова даже к подобной игре на публику, не говоря уже о реальных усилиях по борьбе против «жуликов и воров».

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net