Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.08.2013 | Сергей Слободчук

Как ударить коррупционера по карману

6 августа Окружной административный суд Киева приступил к рассмотрению иска общественного активиста к Верховной Раде с требованием предоставить данные деклараций о доходах глав фракций и председателя парламента Украины. Ранее аппарат Верховной Рады отказался предоставить соответствующую информацию по запросу общественной организации. Мониторинг доходов «государевых людей» для Украины – резонансная тема. И одновременно – абсолютно бесполезная, потому как не несет никаких угроз для коррупционеров.

К примеру, еще в начале мая 2013 года украинская организация «Честно» обнародовала данные о декларациях депутатов Верховной Рады Украины. Как оказалось, только 153 из 444 действующих парламентариев (выборы в 5 мажоритарных округах были признаны ЦИК недействительными, а округ № 224 в Севастополе освободился, так как избранный там парламентарий Павел Лебедев был назначен президентом на пост министра обороны) подали свои декларации в установленный законом срок. И лишь 37 из них по запросу «Честно» предоставили копии своего отчета о доходах за 2012 год в организацию. Выходит, что на деле уважение к закону проявили чуть более трети украинских депутатов, которые эти самые законы и пишут. А украинские элиты не желают информировать общество о своем уровне жизни. Но на самом деле, раскрытие сведений о доходах – абсолютно безопасная для коррупционеров мера. Ведь современный механизм антикоррупционной политики – это контроль не только над доходами, но и над расходами представителей власти. Да и не только политиков и госслужащих, но также членов их семей и ближайших родственников.

На основе приведенного случая с декларациями можно разве что сделать вывод об отношении украинских законодателей к собственноручно принятым законам. Но нельзя говорить ни о высокой коррупции среди народных депутатов, ни о ее отсутствии. Если оценивать с точки зрения антикоррупционной политики, то обнародование декларации о доходах – давно и прочно устаревшая мера. Цифры заработанного за год, квадратных метров квартиры и дачи, марки автомобиля и т.п. интересны разве что в логике шоу-бизнеса, позволяя миллионам простых украинцев раз в году заглянуть в карман и тарелку к людям, которые ими управляют. А на самом деле речь идет об иллюзии, ведь простое сравнение официальных доходов и настоящего уровня жизни демонстрирует, что украинские чиновники и политики живут, мягко говоря, не по средствам.

По правде говоря, коррупция – это фундамент, на котором базируется нынешняя политическая система Украины. И если врачу в поликлинике, учителю, участковому и другим подобным профессиям мелкие подношения помогают выживать, то на уровне областных администраций, Кабинета Министров и Верховной Рады коррупция –это источник обогащения и залог роскошного образа жизни. О чем говорить, если есть наглядные примеры, когда ради должности на уровне начальника отдела в Кабинете Министров Украины люди закрывали собственный бизнес. И немудрено, ведь госслужба оказывается гораздо более доходной, чем частный бизнес, пусть даже официальная зарплата чиновника низшего звена и составляет сущие копейки. Если же говорить о чиновнике среднего уровня, то он получает достаточно скромные, как по меркам Украины, деньги. Именно поэтому требование обнародовать декларацию за минувший год для чиновников и политиков – чистой воды полумера. Если когда-нибудь в Украине появятся президент и правительство, по-настоящему настроенные бороться против коррупции, их первым шагом станет требование, чтобы представители элиты отчитывались не просто о своих доходах, а о доходах в связке с расходами. И вот тогда могут возникнуть вопросы… К примеру, если народный депутат с официальными доходами на уровне 20 000 гривен в месяц (т.е. примерно 81 600 российских рублей) в повседневной жизни демонстрирует расходы на элитный лицей для детей, разъезжает на джипе последней модели, проживает в двухуровневой квартире в новостройке, несколько раз в году отдыхает на Лазурном берегу и оставляет в ресторанах счета размерами в 3 раза больше, чем официальная зарплата. Загвоздка в том, что в Украине попытка ввести официальное декларирование расходов для «государственных людей» завершилась провалом. С одной стороны, такое законодательное требование существует - согласно принятому в 2011 году закону «Об основах противодействия и предотвращении коррупции» все лица, чья деятельность финансируется за счет государственного бюджета (т.е. все должностные лица, начиная с председателя сельсовета и заканчивая президентом), а также представители публичных профессий (аудитор, нотариус, адвокат и т.д.) обязаны декларировать свои расходы. Однако в украинской версии обязанность декларировать расходы наступает только в случае, если такие траты превышают 150 тысяч гривен в месяц. Если же, к примеру, замминистра с зарплатой 15 тысяч гривен тратит на свои нужды ежемесячно 149 999 гривен, то никаких вопросов к нему нет и быть не может.

Впрочем, и один лишь только контроль над расходами – не панацея от коррупционных бед. Ведь практика показывает, что одного только декларирования расходов – мало. К примеру, есть еще такое понятие как финансовые обязательства. Несколько лет назад один из украинских министров с репутацией «честнейшего» попал в довольно подозрительную историю. Однажды его достаточно дорогой джип нарушил правила дорожного движения. Инспектора ГАИ остановили его машину с водителем, а затем решили проверить автомобиль по базе данных. И вот тогда выяснилось, что на самом деле чиновник просто арендует джип у одной финансово-промышленной группы за… 1 гривну в год. Понятно, что в таком случае поневоле задумаешься о подкупе… Вот и выходит, что наряду с ежемесячными тратами необходимо также контролировать и финансовые обязательства украинского начальства.

Однако даже в таком случае грамотный коррупционер найдет способ увильнуть от всех расставленных против него ловушек с помощью одного простого хода. А именно – зарегистрирует свои дорогие автомобили, квартиры, загородные дома, яхты и прочее имущество на близких людей. Практически каждый представитель власти в Украине – это живой пример того, когда жена или престарелые родители фактически содержат своего бедного сына-чиновника или малообеспеченного зятя-депутата. Кстати, после вступления в силу нового антикоррупционного закона, украинские политики и чиновники стараются оформлять свои крупные расходы на жену, родителей, детей. В крайнем случае – на свою тещу или тестя. Вот и выходит, что говорить о начале системной борьбы против коррупции в Украине можно будет только когда начнут работать законы о мониторинге расходов «государевых людей», их близких и родственников. А также создан единый антикоррупционный орган, аккумулировавший в единый кулак полномочия по проверке деклараций и проведению антикоррупционных расследований. А пока что пример с отказом депутатов Верховной рады и аппарата парламента обнародовать декларации о доходах говорит, что украинская власть не готова даже к подобной игре на публику, не говоря уже о реальных усилиях по борьбе против «жуликов и воров».

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net